Основные положения познания



Автор: С.Х.Карпенков
Дата: 2017-03-25 06:14
Естественно-научному познанию соответствуют три основных положения: – в основе естественно-научного познания лежит причинно-следственная связь; – критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт; – любая естественно-научная истина относительна. Процесс естественно-научного познания в соответствии с этими положениями производится в три этапа. На первом этапе устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь согласно принципу причинности. Достаточно полное определение причинности содержится в высказывании древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».


 

В современном представлении причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе её движения и развития. Возникновение любых материальных объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи в процессе её движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Процесс естественно-научного познания, как и любая другая деятельность человека, представляет собой последовательное установление длинной цепи причинно-следственных связей. Второй этап естественно-научного познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Для всех естествоиспытателей эксперимент и опыт – высшая инстанция: её приговор не подлежит пересмотру. Все естественно-научные знания: экспериментальные результаты, понятия, идеи и даже законы – ограничены и относительны. Определение границ их соответствия истинным знаниям и их относительности – это третий этап естественно-научного познания. Например, граница соответствия, называемая иногда интервалом адекватности, для классической механики означает, что её законы описывают движение материальных тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Определение относительности экспериментальных результатов заключается в установлении интервала неточности, который сужается по мере совершенствования методов и технических средств эксперимента. Естественно-научное познание – это последовательное приближение к абсолютной естественно-научной истине. Оно освобождает человека от необдуманных, ошибочных действий и поднимает его на новый виток развития.

 

Познающий истину подобен человеку, восходящему к вершине крутой горы. Перед ним всегда два пути: либо, преодолевая трудности, постепенно, шаг за шагом приближаться к небу, тогда перед ним открываются всё новые и новые горизонты, либо спуститься на землю с весьма ограниченным обзором.

Библиографические ссылки Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. В 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017. Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков Степан Харланович