Познание экологических проблем



Автор: С.Х.Карпенков
Дата: 2017-04-21 21:55
Отличительная особенность познания экологических проблем заключается в том, что оно касается не только учёных, для которых одна из основных задач – познание естественно-научной истины, но и многих людей, стремящихся осознать, что необходимо сохранять природу и бережно относиться к её богатейшим ресурсам. И таких людей с каждым днём становится всё больше и больше. И живут они в разных точках земного шара, в разных странах. А это означает, что познание природы, как и самих экологических проблем, носит глобальный характер.

 

Уровни познания людей зависят от того, в каких условиях они живут, каково их благосостояние, каково их образование, какие ценности они считают приоритетными, и от многих других факторов, формирующих мировоззрение человека. Очень часто познание экологических проблем связывается, в основном, с проблемой загрязнения окружающей среды, угрожающего здоровью человека. При этом глобальные природные явления: парниковый эффект, кислотные осадки, разрушение озонового слоя, вымирание некоторых видов живых организмов и др. – остаются в стороне от многих людей: о них они либо не знают, либо имеют совсем смутное представление. Лишь немногие люди, чаще всего специалисты, начинают понимать, что наблюдаемые глобальные явления и деградация окружающей среды – в значительной мере следствия её антропогенного загрязнения. Глобальные природные явления и все виды деградации окружающей среды в той или иной мере взаимосвязаны, и только при комплексном их исследовании можно найти решение обусловленных ими экологических проблем. Особенности и специфика экологического познания определяются и другими факторами, которые носят субъективный характер. Один из них – некоторые люди в настоящее время, как и много веков назад, убеждены в том, что каждый человек, как капля в море, оказывает незначительное воздействие на окружающую среду. При этом забывается о том, что на нашей планете живёт не один человек, а великое множество людей (численность населения уже превысила 7 млрд и продолжает стремительно расти). Другой фактор – большинство людей ошибочно считает, что при решении современных проблем человечества основные усилия должны быть направлены не на сохранение природы, не на поддержание системы жизнеобеспечения, а на полное и, как можно, большее удовлетворение материальных потребностей человека. Ещё один субъективный фактор – уверенность в том, что, внедрив новейшие технологий во все сферы деятельности человека, вполне возможно решить экологические проблемы без каких-либо специально предпринимаемых мер по защите окружающей среды.

 

По мнению некоторых специалистов, перенаселение во многих развивающихся странах, перепотребление и перепроизводство в промышленно развитых странах – основные причины деградации окружающей среды, и для её предотвращения необходимо стабилизировать численность населения и сократить неоправданно расточительное потребление природных ресурсов в индустриально развитых странах. Однако при таком подходе есть разные точки зрения, отражающие совершенно разные цели и потребности человека. Более высокий уровень экологического познания достигается тогда, когда человек начинает понимать: Земля – единственная планета, где в течение длительного времени формировались благоприятные условия для развития многообразных форм и видов жизни, и спасение жизни на нашей планете – важнейшая задача всего современного человечества. В прошлом столетии человек научился создавать искусственные условия жизнеобеспечения во внеземном пространстве. С проведением космических исследований становится всё более очевидным, что покорение космоса и даже полёты на другие планеты нельзя отождествлять с фантастическим представлением о переселении людей на другие планеты с целью спасения жизни и постоянного долговременного проживания. Не следует забывать, что космические исследования, в какой бы стране они не проводились, требуют громадных финансовых и материальных ресурсов, которые в ряде случаев целесообразнее было бы направить на решение проблемы защиты окружающей среды. Самый высокий уровень познания экологических проблем означает, что человек осознал, что он принадлежит Земле, а не Земля принадлежит ему, и хорошо усвоил давно известные истины:
• жизнь существует только на Земле;
• формы проявления жизни многообразны;
• все живые системы взаимосвязаны;
• человек – часть природы и неотделим от неё;
• человек – всего лишь одно звено в сложнейшей цепи жизни;
• каждое живое существо имеет право на жизнь;
• задача человека заключается не в покорении природы, а в создании гармонии природы и человека;
• сохранить многообразие форм жизни на Земле – задача каждого человека;
• вопрос о том, какому виду жить или умирать, должна решать только сама природа в естественном процессе развития жизни;
• человек обязан восстанавливать пострадавшие от его деятельности экосистемы;
• обеспечить условия устойчивого состояния биосферы – важнейшая задача всего современного человечества. Решающую роль в достижении высокого уровня познания экологических проблем должно сыграть образование и воспитание с духовно-нравственными ориентирами, нацеленными не только на свободу познания, но и на свободу творить добро ради сохранения природы и спасения жизни.

Библиографические ссылки Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов в 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017. Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков Степан Харланович