Двенадцать шагов десоветизации



Автор: А.Б.Зубов
Дата: 2016-04-08 09:37
Я родился в Москве 16 января 1952 г. Мой отец, Борис Николаевич Зубов (1912-2007), позднее получивший звание контр-адмирала инженера, долгие годы руководил всем военным надводным кораблестроением страны, возглавляя четверть века соответствующее управление и являясь членом коллегии Министерства судостроения СССР. Моя мать, Ия Евгеньевна Зубова (урожденная Савостьянова)(1916-2005), преподавала в Московском Химико-Технологическом институте им. Д.И.Менделеева, являясь доцентом кафедры общей химической технологии, кандидатом технических наук.

 

Мои предки происходят из различных сословий старой России и из разных ее частей. Среди них – потомки крепостных крестьян и представители «рабочей аристократии», крупные купцы и предприниматели. Отец моей матери был до 1917 г. банковским служащим. Все молодые мужчины моей семьи служили в Императорской армии во время Первой мировой войны, многие пошли на войну добровольцами. Потом они все участвовали в Белой борьбе против большевиков. Своего деда по отцу я не знаю. Отец так и не открыл мне тайну своего происхождения. Есть некоторые основания предполагать, что мой дед был морским офицером и погиб в марте 1917 г. во время расправ с офицерами революционизированных матросов, и мой маленький папа тому был свидетелем. Я ношу фамилию приемного деда – Николая Гавриловича Зубова, обвенчавшегося с моей бабкой Елизаветой Ивановной в 1918 г. в Новочеркасске. Он и его два брата также служили в Царской и Белой армии. Его братья ушли в изгнание с генералом Врангелем и младший - Иван погиб в ноябре 1944 г. на Соне, добровольцем пойдя во французскую армию генерала Де Голля. Его могила – на Сан Женевьев де Буа. Мои родители вступили в КПСС, но с детства учили меня служить не большевикам «которые уйдут рано или поздно», а России. Этот завет я по мере сил стараюсь исполнять всю жизнь.

 

В 1973 г. я окончил Московский государственный институт Международных отношений МИД с тайским и английским языком. Не желая вступать в КПСС, я отказался от дипломатической карьеры и пошел в Институт востоковедения Академии наук. В 1978 г. я защитил кандидатскую, а в 1989 г. докторскую диссертацию. Обе диссертации посвящены изучению функционирования парламентской демократии в странах Востока. В Институте востоковедения я трудился до 2001 г. С 1988 г. я начал читать курс Истории религиозных идей в Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде. С этого времени я читал подобные курсы во многих светских и православных высших учебных заведениях. С 2001 г. я стал профессором кафедры философии МГИМО и генеральным директором Центра Церковь и Международные отношения. В 1998-2000 гг. я был одним из разработчиков «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на архиерейском Соборе в августе 2000 г.С 2009 г. я был назначен членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) и членом Библейско-богословской комиссии Синода. С начала 1990-х я и некоторые мои друзья разрабатывали проекты системной декоммунизации российского общества и государства, и правопреемства с докоммунистической Россией, исходя из того, что без этих шагов устойчивая демократия и рыночная экономика в России не будет возможной, а опасность авторитарных рецидивов - велика. В 2001 г. мы создали Общественный комитет «Преемственность и возрождение России», в 2005-2008 гг. я участвовал в деятельности Народно-трудового союза российских солидаристов и два года являлся председателем исполнительного бюро этой организации. В марте 2014 г. начался процесс моего увольнения из МГИМО(У) в связи с моим решительным осуждением присоединения Крыма к Российской Федерации. Этот процесс завершился 30 июня 2014г. С этого времени я работаю обозревателем и возглавляю кафедру истории в «Новой Газете», и продолжаю читать открытые лекции по истории религиозных идей. В течение 2014 г. я также был уволен со всех моих церковных позиций.
 

За свою жизнь я написал и издал шесть монографий, был ответственным редактором и одним из авторов двухтомной «Истории России. ХХ век» (2009) и автором около трехсот научных и публицистических статей на различных (но главным образом на русском) языках, принимал участие в многочисленных научных и общественных конференциях по всему миру. Живу и работаю в Москве в Центральном АО. С 1982 г. женат вторым браком на Ольге Игоревне Зубовой (урожд.Белорусец), египтологе, научном сотруднике Института востоковедения РАН. Имею трех взрослых дочерей и сына, двух внуков и двух внучек.

Двенадцать шагов, которые я и мои друзья считают необходимыми для прихода России к народовластию, стабильной государственности и возвращения в сообщество цивилизованных народов Спустя 24 года после распада Советского Союза преодоление наследия коммунистического тоталитаризма в нашей стране остается почти не исполненной задачей. Справедливость не была восстановлена – жертвы преступной государственной политики остались не услышанными народом, а их палачи не понесли не только наказания, но и порицания. Преодоление наследия коммунистического тоталитаризма было необходимо не только ради восстановления исторической справедливости, но и для будущего. Теперь это будущее наступило и недвусмысленно свидетельствует о цене отказа от преодоления прошлого. Выходцы из партийной номенклатуры и КГБ демонтировали только нарождавшиеся институты демократического и правового государства и безраздельно контролируют государственную власть. Они же вернули использовавшиеся коммунистическим режимом методы господства, такие как массированная диффамационная пропаганда, подавление инакомыслия и систематическое злоупотребление властью. Бюрократический аппарат и правоохранительные органы остались без «прививки» против тоталитарных идеологий и неправовых практик и не укоренены в ценностях демократического конституционного строя и господства права. Продолжается поощряемая режимом героизация деятелей и деяний коммунистического тоталитаризма. Наконец, граждане России, которых советское государство в течение нескольких поколений обирало и нещадно эксплуатировало, в своём большинстве получили при приватизации ничтожно малую часть бывшей «общенародной собственности» и по-прежнему остаются в неимущем состоянии. Мы убеждены, что отказ от преодоления коммунистического тоталитаризма стал главной причиной как неудачи строительства демократического и правового государства в постсоветской России, так и ее нынешнего социально-политического кризиса. Предложенные ниже меры опираются на опыт других постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы, а также других стран, прошедших в последние десятилетия через трансформацию от авторитаризма к демократии. Они основываются на авторитетных международных документах. Среди них Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), Доклад Генерального Секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» от 23 августа 2004 г., Обновленный свод принципов защиты и поощрения прав человека путем борьбы с безнаказанностью, принятый Комиссией ООН по правам человека 08 февраля 2005 г., Резолюция Комиссии ООН по правам человека 2005/66 «Право на правду», Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 «Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права», а также резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1096 (1996 г.) «Меры по преодолению наследия тоталитарных коммунистических режимов» и 1481 (2006 г.) «О необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов», Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств. О правомерности этих мер свидетельствует и практика Европейского Суда по Правам Человека. Систематические противоправные деяния, совершенные режимом Путина либо допущенные им, также нуждаются в надлежащем правовом реагировании. в их числе следует назвать неправомерное удержание власти через фальсификации выборов и пропаганду, казнокрадство, политические репрессии, незаконное присоединение Крыма и войну против Украины, а также войну в Сирии на стороне диктатора аль-Асада. Необходимо исправить последствия этих преступлений и установить гарантии против их повторения, в том числе на конституционном уровне РФ. Усилия в области преодоления наследия коммунистического тоталитаризма и путинской автократии остаются непременным условием возвращения России на пути построения демократического правового государства, опирающегося на массовую сознательную поддержку своих граждан. Политические возможности для осуществления этой программы еще не открылись, однако разрабатывать ее и готовить к ней общество необходимо уже сейчас, в том числе и через принятие ее теми политическими силами России, которые имеют своей целью утверждение принципов демократии, социальной ответственности и верховенства права в нашей стране.

1. Принимается Декларация о противоправности революции 1917 года, захвата власти партией большевиков, разгона учредительного собрания и тоталитарного коммунистического режима. Такая декларация, во-первых, послужит отправной точкой для мер по преодолению наследия коммунистического тоталитаризма и, во-вторых, позволит восстановить правовое преемство современной России с исторической российской государственностью, полностью ликвидированное советской властью.
2. Сопротивление тоталитарному коммунистическому режиму, борьба за свободу, права и достоинство граждан России в условиях тоталитарного коммунистического режима признается правомерным и похвальным делом. В настоящее время право на реабилитацию имеют лишь те жертвы советских политических репрессий, кто был осужден либо подвергнут наказанию без надлежащих оснований. Те же, кто сознательно боролся против коммунистического режима за свою свободу и достоинство и тем самым покушался на советский строй, по-прежнему считаются преступниками и реабилитации не подлежат. Мы считаем, что такие люди заслуживают не только оправдания, но и благодарной памяти потомства. Это положение относится к участникам антикоммунистического сопротивления эпохи Гражданской войны 1917-22 годов и более позднего времени, в частности, борьбы против коллективизации и голодомора, к участникам борьбы с советским режимом в эмиграции, а также к лицам, которые под угрозой репрессий открыто выступали за свободу творчества, вероисповедания и интеллектуального поиска.
3. Запрещается публичное использование символов, атрибутов и реалий тоталитарного коммунистического режима и имен его деятелей (в т.ч. в топонимах, монументальных изображениях, названиях политических организаций), пропаганда советского коммунизма (большевизма). Пропаганда советского коммунизма, его деятелей и символов должна быть приравнена к пропаганде нацизма/фашизма и рассматриваться как человеконенавистническая практика. Сохранившиеся с советских времен инструменты такой пропаганды должны быть удалены из публичного пространства, при условии сохранения ценных объектов культурного наследия. Названия общественных и политических организаций не должны содержать понятий, относящихся к идеологии коммунистического тоталитаризма. Эти ограничения не должны затрагивать свободу научной деятельности.
4. Ограничение прав на занятие государственных должностей для бывших сотрудников и осведомителей КГБ (за исключением его подразделений, ни в какой форме и никогда не участвовавших в политических репрессиях), лиц, занимавших освобожденные должности (руководящие и в аппарате) в КПСС и ВЛКСМ. Эти люди сознательно защищали тоталитарный коммунистический строй от его граждан и по должности участвовали в систематических нарушениях прав человека. Не допустить их возвращения на государственные должности следовало еще 24 года назад. Этого не сделали, и в результате выходцы из КГБ при поддержке бывшей номенклатуры КПСС и ВЛКСМ восстановили в стране авторитарный неправовой режим. Теперь, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
5. Возвращение экспроприированной советской властью недвижимости и иных ценностей наследникам ее собственников. Помещичья земля, находившаяся в аренде у крестьян, передается потомкам арендаторов. Владельцы имущества, изъятого из собственности советской властью, и их наследники, вправе получить его обратно у государства, либо, если возвращение в натуре не возможно, получить возмещение причиненного вреда. Учитывая сомнительное в нравственном отношении происхождение значительной части помещичьей собственности на землю (как результат закрепощения крестьян), арендуемая крестьянами на 1917 год помещичья земля должна быть передана как собственность наследникам арендаторов.
6. Компенсации за принудительный труд жертв политических репрессий, за труд крестьян в колхозах до 1966 г., за иной недоплаченный труд в годы тоталитарного коммунистического режима (в форме участия в капитале приватизированных предприятий либо регулярных выплат из специально созданных частно-государственных фондов). Право на получение компенсации распространяется на лиц, привлеченных к принудительному (по политическим мотивам) либо недоплаченному труду, а также на их детей и внуков. Лица, которые были принуждены советской властью работать без справедливого вознаграждения, должны получить соответствующие компенсации. Пользующиеся результатами такого труда собственники предприятий (в том числе и государство) должны создать специальные компенсационные фонды либо допустить таких работников (их наследников) к участию в капитале этих предприятий.
7. Проведение официального публичного расследования политических репрессий и иных грубых нарушений прав человека, совершенных тоталитарным коммунистическим режимом, а также его агрессивной внешней политики, увековечивание памяти жертв политических репрессий и участников сопротивления тоталитарному коммунистическому режиму, полное снятие ограничений на доступ к архивам советской эпохи. Государство обязано провести расследование преступной политики тоталитарного коммунистического режима, дать возможность ее жертвам и их родным публично заявить о перенесенных ими страданиях, назвать лиц, ответственных за совершенные советской властью преступления. Одновременно должна быть гарантирована свобода исторических исследований советской эпохи, в том числе сняты ограничения на доступ к архивам.
8. Восстановление в гражданстве России в заявительном порядке лиц, утративших подданство Российской империи либо гражданство СССР, их детей, внуков и правнуков, если они не является гражданами государств, возникших на пространстве Российской Империи и/или СССР. Лица, которые были советской властью лишены гражданства либо принуждены к отказу от него по политическим мотивам, должны получить возможность восстановления в гражданстве России. Для них следует допустить двойное гражданство. Это право не может распространяться на тех, кто уже обладает гражданством одного из государств, возникших на пространствах Российской Империи и/или СССР и таким образом наследует гражданство исторической России.
9. Правовое реагирование на грубые нарушения прав человека и злоупотребления властью, совершенные режимом Путина либо оставленные им без надлежащей правовой оценки по политическим и/либо коррупционным мотивам (в форме уголовного преследования, официального установления фактов, люстрации, возмещения вреда жертвам правонарушений, национализации и репатриации имущества, приобретенного преступным путем). Режим Путина, подобно советскому, хотя и в меньших масштабах, широко использует противоправные практики либо закрывает на них глаза. Меры реагирования на них должны отвечать их системному характеру и включать гарантии против их повторения. Такие меры нуждаются в тщательной проработке. Сейчас мы хотим в общем заявить об этой важной задаче.
10. Введение в конституцию России институциональных гарантий против возможного авторитарного рецидива: переход к парламентскому государству, в котором избираемый гражданами парламент формирует правительство; глава государства не избирается народом и не участвует в политическом процессе, являясь символом государства, гарантом его целостности и незыблемости конституционного строя. Члены Совета Федерации избираются непосредственно гражданами регионов. Действующая конституция России, наделившая президента широчайшими и мало ограниченными полномочиями в области внутренней и внешней политики, сама создает условия для авторитарного правления, которое может быть возобновлено на ее основании даже после ухода Путина. Переход от авторитарной президентской модели к государству парламентского типа (сходного с Германией, Великобританией, Италией или Швецией), позволит отделить персону главы государства как символа национального единства и гаранта конституционного строя от лица, реально осуществляющего руководство правительством под контролем парламента. Ни глава государства, ни председатель правительства не будут иметь непосредственной, исходящей от избирателей власти. Такой властью должен быть наделен только парламент. Прямые выборы членов Совета Федерации позволят превратить его в орган подлинного демократического представительства регионов.
11. Обеспечение за всеми народами России права на национально-культурное самоуправление посредством свободно и демократически избираемых национальных советов. Народы России должны быть представлены в верхней палате парламента – Совете Федерации и участвовать в законодательной деятельности России на равных правах с субъектами федерации. Каждый гражданин России может объявить себя членом одного национального сообщества (народа) и получить право избирать и быть избранным в общероссийский национальный совет этого сообщества. Национальные советы должны располагать собственными средствами, получаемыми как от налоговых платежей членов сообщества (им можно направить небольшую долю поступлений от подоходного дохода), так и от государственных дотаций. На эти средства осуществляется развитие образования, культуры и искусства народов России. Каждое национальное сообщество непосредственно избирает двух своих представителей в Совете Федерации. Малочисленные народы образуют коллективные представительства. Число представителей национальных сообществ в Совете Федерации составляет две трети от числа представителей субъектов федерации. Эти меры позволят ослабить авторитарные традиции в организации национальных сообществ, повысить уровень этнического равноправия и единство страны.
12. Мирное урегулирование конфликта с Украиной на началах признания ее территориальной целостности и свободного самоопределения жителей Крыма, а также расследования совершенных в ходе конфликта грубых нарушений прав человека и международного гуманитарного права и привлечения виновных к юридической ответственности. Следует инициировать создание временной администрации ООН в Крыму и проведение ею референдума, на котором жители Крыма определят будущее полуострова (остаться в составе Украины, перейти в состав России, стать независимым государством). Лица и их потомки, насильственно депортированные из Крыма в 1941-45 гг., даже если они в настоящее время не проживают на полуострове, должны иметь право принять участие в референдуме.

Доктор исторических наук А.Б.Зубов, партия "Парнас".