Сталин - сатана, Ленин - сатана



Автор: Станислав Павлов
Дата: 2010-07-14 20:28

- Владыка, накануне 65-летия Победы разгорелись жаркие споры вокруг отдельных исторических личностей. В первую очередь это касается деятельности генерала Власова.  

- Спустя столько лет мало осталось свидетелей и очевидцев тех тяжелых событий. Быть согласным с генералом Власовым или нет - это на сегодняшний момент, по-моему, не тема для обсуждения. А вот историкам надлежит изучить все аспекты его личности и поступков. А власовцы в большинстве своем были двадцатилетние молодые люди. Мне доводилось в послевоенные годы встречать их Париже. 

На фото: Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил

 

Они ничем не отличались от других русских людей в своем русском патриотизме и антибольшевизме. Некоторые стали священниками. Правда, их было не много. Ведь большинство погибло в Праге. Судя по информации, которая позже публиковалась, этот город они освободили от немцев, а когда Красная армия вошла в Прагу, всех их расстреливали. Впоследствии, будучи подростком, убедился, что они прогерманцами не были. Разные статьи публиковались по этому поводу, и, конечно, я слышал разговоры старшего поколения. Много спорили, помню. Особенно это касалось самого генерала Власова, которого казнили как предателя. Был суд, который проводили коммунисты, что само по себе для эмиграции почти всегда означало сомнительность законности. Например, помню, какое глубокое возмущение вызвала казнь на Лубянке пожилого генерала Петра Николаевича Краснова, бывшего донского атамана, который известен еще и своим литературным творчеством, его произведения переведены на многие иностранные языки. Он всем был известен как глубоко верующий человек, горячо любящий свою Родину Россию.

Что представлял собою сам Власов - это подлежит серьезному анализу, и до выводов дойти довольно непросто. Скорей среди эмиграции преобладало чувство, что ему отомстили за его антикоммунизм, и это отчасти располагало в его сторону. Все-таки брало верх мнение, что власовцы боролись с коммунизмом, но не против России. Особое значение для оценки событий зарубежьем имеет каждый период после войны.  1945 год. Победа! Означала абсолютно для всех освобождение от ига нацистов, и к этому прибавлялась гипотеза или надежда, что в России - СССР наступит конец ига коммунистов. Но 1945 год оказался годом расправы над теми, кто пошел против Сталина как в СССР, так и за рубежом. Например, всем известна выдача казаков в Лиенце 1 июня 1945 года и др. 1946 год. Наступило разочарование, угасли надежды на перемены в СССР. Во Франции и в других странах Европы и даже в США началась погоня за русскими, насильственная репатриация. Ужасное положение тех, кто взял советский паспорт, но кого не пускали в СССР. Им говорили: "Надо заслужить" Они влачили жалкое существование потому, что их отталкивала Франция как иностранцев и вдобавок пришивала им статус шпионов, а русская среда их боялась и презирала как возможных доносителей, которые могут способствовать насильственной репатриации. Потом 1947 и 1948 годы и следующие. Тогда уже торжествующий богоборческий коммунизм-атеизм стал казаться незыблемым. Русские за рубежом поняли, что в свободную Россию уже не вернутся, а подрастающее поколение - что Россию уже не увидит вообще никогда. Убеждение было очень крепкое. Тогда стало укрепляться понятие "России за рубежом", как в обществе, так и в Церкви.  

- А как оценивали русские во Франции личность генерала Власова и его планы переустройства в СССР?

- Знаю, что его КОНР (Комитет освобождения народов России. - Ред.) не очень нравился многим нашим эмигрантам, потому что в их представлении не было в нем ничего подлинно русского. Я думаю, что личность генерала Власова и его проект общества не вписывались в рамки того, что люди в эмиграции желали принять. Но был и несомненный факт, что он спас из плена многие тысячи русских молодых людей, которые были обречены на верную смерть в немецких лагерях. Он их оттуда освободил, и они взяли оружие против коммунизма. Вот об этом часто именно так думали... Не было никакого немецкого патриотизма у русских. Ведь нельзя забывать, что в большинстве случаев эмигранты от немцев-оккупантов сильно пострадали. Так что для эмигранта чаще всего такого выбора не было, потому что для него ни нацизм, ни коммунизм не были приемлемы.

- Среди людей, выросших в советское время, сейчас очень часто можно услышать мнение, что только сталинские методы могут победить сегодняшнюю коррупцию и обеспечить социальную справедливость...

- Я и сам не раз встречал подобных людей. Мысль о том, что сталинские методы могут восстановить "социальную справедливость", сильно удивляет тех, кто помнит эти методы: коллективизация - миллионы убитых и арестованных. Страшные каторги - ГУЛАГ. Он ведь просто уничтожал русский народ. 1929 год - начало сталинского кошмара для любой русской семьи, коллективизация, насильственное коллективное хозяйство. Ночные аресты. Доносы. Издевательства. Голод 1933-го. Поголовное абсолютное уничтожение казачества. Выселение целых народов, переселение в другие области. Продолжать список? Где там справедливость? Как можно применять такое слово к сталинским методам? Правда только, что при Сталине каждый человек ожидал, что его в любой момент могут арестовать. Для всех один режим... Сегодня очевидно, что люди лучше живут. Остаются недостатки. Но сравнить с эпохой Сталина... Помилуйте, это день и ночь!  Сама коррупция - последствие той безнравственности, которая завладела обществом при безбожной власти. Она внушала, что Бога нет, совести нет, души нет! Только есть советская власть, которой надо служить и повиноваться, применяя любые методы вплоть до таких, что оскорбляют чувства! Так вот и чувства стали убивать. Это не могло не оставить отпечаток на каждой человеческой душе и на обществе. Этот тоталитаризм ранил русского человека, но не убил. Теперь стоит задача утешить и направить людей: восстановить цемент общества, который есть Вера.  

- Плохое забывается. Об этом не принято говорить, если кто-то в семье был репрессирован. А сейчас - работы нет, уровень жизни низкий.

- Никто уже больше не видит очередей за хлебом и продуктами первой необходимости. Мне рассказывали, что двадцать лет назад это было обычным делом. Возможно, отпечатки прошлых репрессий могут "ломать" человека и располагать его к отчаянию и пьянству. Возможно, некоторые не приспособлены к условиям ответственности и не находят в себе сил творчества. Но мне кажется, что русский человек способен к широким объемам действий и широким масштабам. Церковь сегодня в России начинает играть большую роль в жизни общества. В этом и есть путь к нравственному укреплению. Сегодня очевидно, что потенциал Веры русский человек сохранил. Надо приступать к церковной жизни постепенно.  Людям надо как-то приспособиться к новым обстоятельствам и проявлять инициативу и творчество в жизни. И нельзя постоянно ожидать, что будешь всегда обеспечен кем-то. Состояние какой-то безвыходности, какой-то беззащитности возникает у людей, у которых нет внутреннего стержня. Это понятно. И не осуждая людей, которые жалуются, все-таки не надо утверждать, что при Сталине все было хорошо. По-моему, каждый знает, что это не так, это достаточно известно.  

- Я вспомнил, как ехал в прошлом году из Дивеева, и до станции железнодорожной мы ехали на маршрутке, которая ходит от монастыря. Была с нами женщина около шестидесяти лет, и почему-то водитель заговорил с сидевшим рядом человеком о советском времени, о Сталине, о мучениках. Она прошла через весь этот маленький автобус и вступила в разговор. Я запомнил одну фразу, которую она сказала: "Может быть, Сталин сделал благое дело для тех священников, которых он расстрелял. Может, они в жизни были никчемными людьми, а благодаря мученической кончине сразу попали в рай".

- Слава Богу, я не встречал людей, которые бы доказывали, что лагеря - это хорошо. Но человек в концлагере иногда находил Бога через свои испытания и страдания. А вот оправдывать действия того, кто всех сажает в концлагерь, это уже безумие. Поскольку Сталин водворил режим беспощадного террора, обмана, анонимных доносов, жестоких допросов, пыток и ссылок как государственный принцип общественного правления, то справедливо задать себе вопрос о природе такой власти. Если исходить из принципа, что такого рода власть нужна, то это лживый подход к действительности и к слову Божью, на которое опирается всякое правовое начало. Оправдать Иуду-предателя и льстеца невозможно. Ибо не в том только вопрос, что Иуда предатель, а в том, что он перед Богом не покаялся, а удавился, тогда как Апостол Петр горько плакал после своего троекратного отречения. И Господь впоследствии ему сказал тоже три раза: "Любишь ли Меня?", и Апостол Петр ответил: "Люблю Тебя", и Христос сказал: "Паси овцы Моя", указывая точно, что самое главное в Вере - это сила покаяния в смысле Воскресения. Иуда от покаяния отказался беспощадно после того, как предал Христа на распятие. Водворение в Советской России столь беспощадного режима недалеко отстоит от таких поступков, а Сталин это применял как форму правления, форму власти. Никому в голову не придет сказать, что тогда царила любовь!  

- То есть Вы солидарны с мнением Митрополита Илариона, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который в интервью журналу "Эксперт", по сути, называл сталинский режим сатанинским...

- Сталин - сатана, Ленин - сатана, это для меня совершенно очевидно, потому что они создали систему, которая человека нравственно уничтожает. Пушкин ведь сказал: "Сатана самое несчастное существо, он лишен свободы".

- Однако в российском обществе с этим очень многие не согласны. Нет консенсуса по этому вопросу.

- Почему? Не может быть консенсуса без примирения. Для этого надо иметь понятие своей ответственности перед Богом за свои поступки. Девять веков русский народ шел ко Христу. Владимир Святой обратил народ от язычества к Богу. Другой Владимир - Ильич - решил повернуть русский народ обратно к язычеству беспощадными методами. Подлинно христианское стали вытравливать. Третье поколение выросло в таком обществе. Чудо, что многие из этого третьего, а теперь и четвертого поколения обратились к Богу. Господь нам дал свободу, то есть ответственность. Без нас Господь нас не спасет. Добровольно мы отвечаем на Любовь Божью нашей Верой. Господь нас не принуждает.

- Владыка Иларион был подвергнут серьезным нападкам за высказанное мнение.

- Если обществу что-то не нравится, это еще не значит, что это неправда. Просто когда людям обрисовывают яркую картину того, что им не нравится, первая реакция - отвергнуть это. Оттого кто-то и может отказаться от Любви Божьей. Но много и тех, кто отказался, а потом обратился, как апостол Павел, который Церковь Христову преследовал, а потом покаялся, как Апостол Петр. Может быть, надо пока больше людей утешать, чтоб найти путь к примирению, любви и прощению. Затем наступит духовное воскресение через процесс личного покаяния, то есть через осознание нашей греховности и безграничной Любви Божьей.  

- Как же преодолевать этот раскол, который на самом деле существует в сознании людей в России, в том числе по отношению к теме ликвидации Мавзолея, захоронения Ленина, ведь сколько лет не могут это сделать?

- Вы хотите, наверное, говорить о трещине, существующей в обществе, якобы разделенном на два лагеря? Но так ли это? Скорее, царит некое равнодушие. Нельзя одновременно принимать святость новомучеников и сохранять символ или даже труп лукавого. Однако современная Россия за пятнадцать лет совершенно преобразилась. Видел я достаточно много, хотя понимаю, что далеко не все. Есть безнадежные моменты, есть радостные вещи, быстрые преобразования, все кипит, бурлит, и по всему пространству все меняется. И во всем этом я различаю какие-то особенности русской души. Вижу, как все это отличается от остального мира, какое-то внутреннее, заложенное от рождения предание. Главное - понимать, где ты живешь и как ты живешь со своим преданием, и отгородиться от греха. Именно живя в предании, ты находишь силы жить с Богом и держаться нравственного направления в жизни, которое к Богу ведет. Жизнь - это динамика, ты должен идти, идти и не бояться, и делать добро. Мы и наши современники не жили во время гонений, во время расстрелов, в этой обстановке, так? И нас ужасает мысль, что это было. Мы знаем, как новомученики Российские пошли на жертву добровольно. Они приняли мучения ради любви к Богу. Они отказались служить сатане и под угрозами не отрекались от Христа. Вот они сегодня обращают нас к Богу, потому что показали единственный путь. Многие сейчас чувством и рассудительностью, всем своим существом поняли пагубные последствия безбожной большевистской власти. Но не все. Россия Православная, но не все общество еще православное. Наступил ли момент или промежуток времени, когда уже само общество определится? Направление все-таки дано и Церковью, и государством. Остается само общество. Подрастающее поколение имеет теперь перед собой выбор пути, по которому ему определяться. XXI век должен быть веком историков. На нас лежит огромная ответственность помочь молодым людям в этом выборе. Пока перед ними две противоположные реальности. Часто в российских городах можно увидеть: большая площадь, на которой стоит великолепно отреставрированный собор, колокольня с великолепным звоном, торжественные богослужения в переполненном храме, крестные ходы, а тут же, напротив, на высоком постаменте бронзовый памятник тому, кто в свое время этот храм велел разрушить и колокольню взорвать. Или около часовни, посвященной "всем жертвам репрессий, погибшим в ссылках" и поставленной в честь новомучеников Российских в местах вечной мерзлоты, высится этот памятник палачу. В этих храмах и часовнях стоят дети. Они молятся со своими родителями. Как же им решить, кто прав? Кто праведник? Где закон жизни, который принят моей страной?  Памятники, как правило, выражают ценности, принимаемые всем обществом. Они никогда не были просто изображением исторической фигуры. Всякая общественная символика чрезвычайно важна для всего общества, как и для каждого человека лично. Только диктатуры способны создавать символику, которая для народа одиозна. В России-то диктатуры уже нет, так, может быть, пора одиозную символику тоже удалить? С таким мнением и таким чувством я постоянно встречаюсь сегодня в России.  

Александр ГАТИЛИН,
№2, 2010 г.


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
Сталин - сатана, Ленин - сатана (2010-07-14 20:28)
Русский крест (2010-07-14 18:32)
Молебен по Белой Армии (2010-07-14 18:21)
Митрополит Волгоградский и Камышинский за Царицын (2010-07-14 00:06)