Против фальсификаций и лжи



Автор: Д. Соколов
Дата: 2018-05-26 00:34
20 мая 2018 года в Севастопольской Морской библиотеке имени адмирала М.П.Лазарева состоялась презентация и литературная акция дарения книг московского издательства «Традиция», в ходе которой были представлены новинки издательства – книги, посвященные истории Российской императорской армии, Белому движению в годы Гражданской войны и русской военной эмиграции. Как и предыдущие акции, мероприятие прошло в спокойной камерной атмосфере, книги были с радостью приняты работниками библиотеки, так как последнее время ее фонды пополняются преимущественно за счет подарков читателей.

 

После мероприятия ко мне подошла одна из присутствовавших, представившись корреспондентом ИА «Красная весна» Екатериной Чепурной, и попросила ответить на некоторые ее вопросы для интервью. Не будучи тогда осведомлен о данном медийном ресурсе, и в принципе не уходя от общения, я согласился. В ходе беседы было задано три вопроса: обо мне и о сущности проведенной акции, о личном отношении к революции 1917 года. Третий вопрос был задан с явным подвохом. Так как одна из книг, которая передавалась в дар библиотеке, представляла собой сборник воспоминаний белоэмигрантов, в годы Гражданской войны в Испании воевавших на стороне генерала Франциско Франко, а до настоящего времени в российском общественном сознании этот конфликт воспринимается однобоко (с однозначной глорификацией проигравшей и осуждением победившей стороны), и в ходе презентации, и в процессе беседы мной были даны определенные разъяснения. В частности, указано на некорректность изображения генерала Франко как союзника Гитлера. Как известно, в годы Второй мировой войны франкистская Испания сохраняла нейтралитет, ограничившись отправкой на фронт Голубой дивизии, состоявшей из добровольцев. Это соединение хотя и находилось в оперативном подчинении вермахта, по согласованию с германским командованием присягали добровольцы не фюреру, а борьбе против коммунизма. Вступая в ряды Голубой дивизии, ее бойцы в основном руководствовались мотивами личной мести, так как во время Гражданской войны либо сами пострадали от коммунистов, либо потеряли своих близких.

Де-юре и де-факто Испания не только сохраняла нейтралитет, но и оставалась суверенным государством, проводившим собственную политику. Поле 1943 года Франко даже поддерживал экономические связи со странами антигитлеровской коалиции, продавая им стратегическое сырье. Уже лишь по этой причине каудильо Франко не может быть назван «гитлеровским пособником» и «коллаборационистом». Франкистский режим представлял собой европейскую военную диктатуру, опирающуюся на традиционализм и консерватизм. Подобные режимы возникали по всему миру и до, и после Второй мировой войны.

Преследование коммунистов и левых при Франко было обусловлено необходимостью усмирения страны после одержанной военной победы в Гражданской войне, и часто являлось возмездием за преступления, совершенные красными в ходе конфликта. Впрочем, мои рассуждения в ходе беседы касались не столько событий в Испании после победы националистов.

Мои рассуждения в целом были о том, что Гражданская война - это кризис, который после своего разрешения всегда будет предполагать усмирение страны, какая бы сторона ни победила в междоусобице. При этом условная «белая» идейная установка - предполагает именно усмирение и подавление реальных противников, санацию общества от антигосударственных элементов, с последующим возвращением ситуации в стране в мирное русло, а «красная» - рассматривает насилие не только как способ расправиться с оппозицией, но и как некое универсальное средство, с помощью которого можно проводить любые социально-экономические преобразования, не считаясь ни с чем. Принципиальная разница во взглядах на насилие предполагает совершенно разные масштабы репрессий и количество жертв. История ХХ века свидетельствует: в каждой из стран, где приходили к власти сторонники левых идей, переустройство общества на «новых началах» оборачивалось гибелью и изгнанием миллионов, решительной ломкой традиционных общественных институтов. На этом фоне насилие правоконсервативных режимов имеет значительно меньший масштаб и гораздо менее разрушительные последствия. В то же время, государство, оказавшееся ввергнутым в пучину внутреннего конфликта, при любом его исходе обречено на жестокость. Поэтому самый важный урок, который необходимо извлечь из Гражданской войны (неважно, российской, испанской или какой-то еще) – это то, что ни в коем случае нельзя ее допускать. Последствия этой трагедии будут проявляться в течение многих поколений. Целые семьи окажутся разделенными. В этом состоит главный и самый очевидный посыл. Далеко не всегда приходится рассчитывать на добросовестность журналистов при передаче ими информации, полученной в ходе интервью, однако с таким бесстыдным перевиранием и откровенным искажением исходного материала мне пришлось столкнуться впервые.

Ресурс «Красная весна» оказался изданием левого толка, связанным с общественным движением «Суть времени» и его лидером Сергеем Кургиняном. Но левые убеждения корреспондента и сам ресурс в данной конкретной ситуации сугубо вторичны.

Одним из принципов профессиональной этики журналиста является недопустимость злонамеренного искажения фактов и клеветы. Человек, допустивший подобные действия, совершает профессиональное преступление.
Опубликованный материал (адрес доступа: https://rossaprimavera.ru/news/bccc9588) является ярким и характерным образчиком сознательного искажения исходной информации. Откровенной клеветой и навешиванием ярлыков выступает уже то обстоятельство, что публикация о проведенном мероприятии помещена в рубрике «Обеление фашизма». Само содержание заметки практически полностью построено на передергивании фактов, вырванных из общего контекста цитатах, которые, к тому же, приведены искаженно. Само содержание беседы сведено к некому мифическому «оправданию франкистского режима в Испании», при этом опущен ряд существенных и важных моментов. В частности, выведена за скобки деятельность издательства, связанная с увековечиванием памяти о конфликте в Донбассе, изданием мемуаров ополченцев и книг о преступлениях послемайданной киевской власти. Опущены оценки переломных событий 1917 года. Отвечая на вопрос об участии франкистской Испании во Второй мировой войне, я привел общеизвестные факты (о нейтралитете Испании, и о том, что воевавшая на Восточном фронте Голубая дивизия комплектовалась на добровольных началах, и ее основу составили лица, имевшие личные счеты к коммунистическому режиму).

Эти факты не служат ни оправданием, ни осуждением франкистского режима, а всего лишь объясняют мотивацию добровольцев и ту позицию, которую заняла Испания в ходе конфликта.

Отметим, что франкистский режим в Испании просуществовал до 1975 года, и несмотря на попытки левых сил добиться осуждения репрессий франкистов против республиканцев, до настоящего времени они в этом не преуспели. В честь Голубой дивизии и сегодня названы улицы ряда испанских городов. К сожалению, со стороны представителей кургиняновских СМИ имеет место не стремление передать достоверную информацию, но навесить на оппонента ярлык и манипулировать фактами. Именно поэтому считаю своим долгом разместить видеозапись интервью, которая велась параллельно. Пусть данное видео является записью технического характера, оно позволяет точно передать содержание беседы с корреспондентом.