Введение во храм Пресвятой Богородицы - день русских пограничников



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2016-12-10 19:27
Введение во храм Пресвятой Богородицы - двунадесятый церковный праздник, в этот день на Руси стараются привести в храм детей. Вот как пишет об этом празднике архиепископ Аверкий (Таушев): "21-го ноября (4 декабря по н.ст.) — Вход во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. (В просторечии называется Введение во храм, хотя это неправильно, так как Пресвятая Дева Сама взошла по ступеням в храм). — В этот день вспоминается, как свв. праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, исполняя свой обет о посвящении Ее Богу, привели Ее, когда Ей исполнилось три года, в Иерусалимский храм, где встретил Ее сам первосвященник Захария и, по особому откровению Божию, ввел Ее в самое Святая Святых, куда и сам он мог входить только однажды в год.


Праздник этот замечателен тем, что он является как бы преддверием Рождества Христова и, начиная с него, на всех праздничных утренях поется катавасия праздника Рождества Христова: «Христос раждается, славите...» Вход во храм Пресвятыя Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. Особенность его отдания 25 ноября та, что служба отданию соединяется со службой священномученика Климента Римского и св. Петра, архиепископа Александрийского".

 

В Мурманске в воинской части пограничников на улице Бабикова уже 10 лет работает Введенский храм. По традиции, начиная с 19 века, русские пограничники отмечают день Введения во храм как свой профессиональный праздник. Высочайшим Указом Александра III « О преобразовании Пограничной Стражи в Отдельный Корпус и об утверждении временного штата Управления означенного корпуса» от 15 (27) октября 1893 года была завершена начавшаяся в 1827 году военная организация пограничной службы России. «ОКПС должен был стать той вооруженной силой – и по организационной структуре, и во многом по тактике действий, боевой подготовке, и по обеспечению довольствием всего личного состава, которая в полной мере соответствовала требованиям военной организации с присущим ей особенностями». В начале XX столетия Отдельный корпус пограничной стражи получает окончательное военное устройство. Помимо управления в ОКПС входило 7 округов погранстражи, 31 бригада, Беломорский и Керченский отделы и флотилия.

Для пограничников во все времена российской истории было характерно бережное, трепетное отношение к воинским традициям. Поэтому в ОКПС органично вписались и получили свое дальнейшее развитие исторические традиции армии, флота и пограничной стражи. Так, а русской армии каждая воинская часть имела свой праздничный храмовый день, а с ним и святого покровителя. В развитие данной традиции,25 марта 1894 года был установлен храмовый праздник ОКПС – 21 ноября ( 4 декабря), день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. «Знаменуя сим посвящение вновь учрежденного Отдельного корпуса пограничной стражи всецело на службу Государю Императору и на защиту Престола и Отечества, причем Его Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайший смотр сводную роту представителей от всех частей корпуса». Утверждение корпусного праздника во многом способствовало воспитанию у пограничников воинской духовности (Людмила Павловна Зайцева Журнал «Гербовед» № 83, 2005 г., с. 128-141). Но еще и гораздо ранее праздник Введения во храм стал не только церковным, но и воинским. Православный праздник Введения во храм - полковой праздник лейб-гвардии Семёновского полка. На престольный праздник во Введенский собор в Петербурге приходили все офицеры-семеновцы и нижние чины. Интересны сведения об этом соборе. Здание было заложено 22 августа 1837 года, к 1839 году основные работы были закончены. 21 ноября 1842 года в присутствии Николая I состоялось освящение церкви. Первоначально здание имело помимо главного алтаря ещё два придела — южный во имя благоверного князя Александра Невского и северный во имя праведных Захарии и Елизаветы. В 1906 году во время реконструкции здания в подвальном этаже был сооружён придел священномученика Иакова, где были захоронены князь Пётр Волконский (†1852), командиры полка граф Владимир Петрович Клейнмихель († 1882) и Георгий Александрович Мин († 1906), три нижних чина, погибших во время декабрьского восстания 1905 года в Москве и 26 офицеров, погибших в Первую мировую войну, среди которых был и командир полка С. И. Соваж. В 1907 году в здании были проведены обширные реставрационные работы. 18 ноября 1912 года на хорах церкви был освящён придел святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины. В 1913 году церковь получила статус собора. 8 марта 1932 года по решению Леноблисполкома собор был закрыт. В 1933 году, несмотря на то, что здание имело статус памятника архитектуры, оно было разрушено. 1 июня 2003 года на месте церкви был установлен памятный знак.

Хотелось бы замолвить здесь доброе слово о русских гвардейцах и аристократии. Конечно, уцелели потомки древних родов, они есть и теперь. К сожалению, большая часть их безвинно погибла в застенках ВЧК и НКВД. Многие были убиты на гражданской, участвуя в Белом Движении и защищая православные святыни от коммунистов, многие эмигрировали. И значительная часть аристократии пала смертью храбрых в 1914 - 1917 на полях сражений Первой Мировой. Уже в 1914 году элитные гвардейские части были брошены на фронт. Вообще это было против правил и шло вразрез с традициями. Даже на поле Бородина в 1812 наше командование стремилось до последнего держать Преображенский полк в резерве, так же берег свою гвардию и Наполеон. Но Государь Николай Второй посчитал ситуацию на фронте в 1914 настолько напряженной, что отправил в бой свои гвардейские части. В Пруссии и Польше, на Западной Украине в боях с немцами полегли и дворяне-офицеры и солдаты гвардейской пехоты - преображенцы, семеновцы, а также гвардейские кирасирские, гусарские, уланские полки. Битву на Стоходе историки называют разгромом русской гвардии. Многие говорят о том, что если бы Преображенский и Семеновские полки не были бы брошены на фронт, а охраняли столицу в старом составе, то мятеж февраля 1917 можно было бы подавить. Но история не имеет сослагательного наклонения. А в день праздника мы торжествуем вход Пречистой Девы во храм и молимся о даровании помощи Божией нашему христолюбивому воинству.

Галина Сиротинская, Мурманск