В старом добром тупике



Автор: К.М. Александров
Дата: 2012-08-10 16:15

Во время первой русской революции 1905–1907 годов Павел Милюков выступил с ярким обоснованием своей политической стратегии. Бомбистам, террористам и рожденным в мутной пене событий ленинцам-сталинцам он отвел роль боевых статистов.  «Вы будете создавать за сценой гром и молнии, а играть на сцене будем мы», — с пафосом взывал к бойцам революционного лагеря главный русский либерал. Им Милюков предлагал давить на правительство, рассчитывая потом оказаться у государственного кормила. Либералом он никаким не был, назначив таковым сам себя. Но это и не так важно для нашего рассказа.  Такую же убийственную ошибку сегодня совершает Немцов и вся его оппозиционная компания, с примкнувшей к ней Собчак.

 

Если очень коротко резюмировать: мозгов у них нет. Ранним вечером 6-го мая автор был в Москве и безуспешно пытался выйти из метро, чтобы попасть на Арбат. Все центральные станции оказались закрыты «в связи с праздниками». Войти в метро пассажир мог, а выйти наверх — нет.  Излишество. Катайся, пассажир, на здоровье. Благо метро казалось совсем пустынным.  Замысел великого закрытия выглядел очевидным: государевы дьяки сделали так, чтобы люди не приезжали в столичный центр, и не выходили на «миллионский марш». Думаю, что у тех, кто на марш и не собирался идти, но случайно оказался в роковые часы в метро, сразу же такое неуёмное желание возникло. Еще можно как-то понять, когда в метро не впускают.  Но когда из него не выпускают?..  Бесспорно: в конкурсном состязании на самую большую глупость власть одержала бы первое призовое место. Вместе с тяжелой сумкой нам пришлось выйти на «Чистых прудах». Подошел к хмурым «чинам полиции». Вежливо спросил: далеко ли Арбат?  Чины повздыхали, достали новенькую карту, показали, как идти через Мясницкую и многозначительно добавили: «Мы нездешние. Нас сюда пригнали». По их усталым лицам, на которых не отражалось никаких верноподданнических чувств, было видно, что подмосковных вечеров им хватило досыта. Они не производили впечатления людей, готовых закрыть своими телами президента.  Мы мило распрощались и разошлись по своим делам.  Поздним вечером телеканалы показали драматические картинки: кровь, драка, куски асфальта и прочие прелести.  Складывалось впечатление, что у власти отказал не только ум: конфликт в таком узком пространстве, куда направляли демонстрантов, казался просто неизбежным. Кто тут кого провоцировал уже не разобраться.  Но это только первые впечатления.  Потом они стали разнообразными. Как только газеты и блоги запестрели воспоминаниями очевидцев.  Листаем свежий выпуск ультралиберальной «Новой газеты».  Гигантский репортаж Алексея Поликовского (№ 33-34, 10 мая 2012).  «В первом ряду <…> идут Немцов, Каспаров, Навальный, Удальцов, Касьянов, Яшин, Кагарлицкий». Кто и куда идет?  Немцов — из 1990-х. Призывал голосовать за Путина. Из власти его выгнали.  Каспаров — замечательный шахматист. Исповедовал «концепцию Фоменко», в соответствии с которой всю античную историю, а также историю раннего средневековья сочинили в новое время.  Навальный — националист с социалистическим уклоном.  Удальцов — лидер «Авангарда красной молодёжи», поклонник троцкистов-ленинцев-сталинцев. Доверенное лицо Зюганова.Касьянов — был во власти, откуда его выгнали. Яшин — навеки ассоциируется только с Муму. Кагарлицкий — древний теоретик левосоциалистического движения, еще с советских времён.  8 мая в интервью радио «Свобода» («Перспективы левой идеи в России») Кагарлицкий заявил: «Левая молодежь оказалась в авангарде протеста, и это совершенно нормально».  Это правильно. Это верно.  Левая «неучащаяся» молодёжь.  

Феномен времени, спустя более двадцати лет после конца СССР: протестное движение в стране приобретает все более красные оттенки. Немцова и его окружение не смущает, что в их колоннах возрастает количество красных флагов. Рядовые манифестанты, по исторической безграмотности, не видят в этом ничего странного и опасного. Поэтому все дружно, включая журналистов «либерально-буржуазных» средств массовой информации, надувают рейтинг Удальцову — едва ли не единственному деятелю в рядах оппозиции, который твердо и точно знает, до каких пор и пределов он будет использовать глупых левых либералов.



Он явно читал раннего Ленина и неплохо знает историю революции. Говорят, что Сергей Удальцов мужественный и аскетичный.  Это плохой аргумент. Вернее, бессмысленный.  Феликс Дзержинский тоже был мужественным и аскетичным.  Бездна опасности заключается не только в цинизме и коррумпированности нынешней власти. Она в том, что в случае ухудшения экономической ситуации или иных потрясений, власть предержащая «слиняет в два дня», если вспоминать умного Василия Васильевича Розанова, Царство ему Небесное.  И когда это «линяние» состоится, кто подберет президентскую тогу? Немцов? Собчак? Смешной Яшин?.. Лимонов, из которого песок сыпется?  Подберут шапку Мономаха интеллектуальные шариковы, превосходящие Полиграф Полиграфовича широтой современного мышления. Они пока готовы метать гром и молнии за сценой. Но только лишь для того, чтобы вырваться на эту сцену и повесить в свое время своих неудачливых соратников.  Оппозиция кричит о честных выборах.  Но на них победят не немцовы, а удальцовы.  И зазвучит над страной старый лимоновский лозунг: «Сталин, Берия, ГУЛАГ!»  Если оппозиция добивается свободы, она должна решительно порвать с ее врагами, за которыми стоят тени Ленина, Троцкого, Сталина и какого-нибудь Мао. Особенных побед в борьбе с Кремлем оппозиция не добилась, но предоставила огромную площадку необольшевикам.  «Либеральных» революций не бывает.  Они антилиберальны по своей природе. Немцов и Яшин думают, что обрушат Кремлёвскую стену.  Что толку? Все кто сейчас «за стеной» — успеют оттуда убежать, улететь, уплыть на Запад, бросив своих вождей, державы, скипетры и мантии. «Единая Россия» слиняет также, как в свое время растворился в небытие Союз русского народа. ЗАО «Российская Федерация» перестанет быть прибыльным проектом.  Немцовско-удальцовский протест, если он перейдёт в силовое противостояние, рано или поздно ударит не по «стене», а по владельцам маленьких магазинчиков и автолюбителям. К прискорбию, сейчас Кремль способен противопоставить удальцовым лишь ОМОН. На большее не хватает ни ума, ни сил, ни потенциала.  Оппозиция после 6-го мая неизбежно будет радикализироваться.  Власть — столь же неизбежно — будет упрямиться.  Оба противника — и власть, и оппозиция — оказались нынче в старом добром месте - в тупике...

Кандидат исторических наук К.М. Александров