Святой Александр Невский - защитник Православия



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-04-17 12:18
Скоро в нашей Областной научной библиотеке Мурманска состоится День призывника. Очень многое можно сделать для будущих воинов, опираясь на богатейшее наследие русской национальной культуры. Даже если сотрудники библиотеки хотя бы кратко познакомят призывников с жизнью и подвигами наших русских воинов, это уже полновесным зерном упадет на добрую почву. Биографии, книги о непобедимом адмирале Федоре Ушакове, благоверных князях Димитрии Донском и Александре Невском, Александре Суворове и Михаиле Кутузове - как воздух и как благословение Отечества необходимую русскому воину. И особенно хотелось бы сказать о важности изучения жизни и подвигов благоверного князя Александра Невского. Древнейшее житие святого Александра, как известно, содержится в Лаврентьевской летописи. Первоначально оно было составлено после кончины святого Александра по инициативе его сына, Димитрия Александровича и под редакцией лично знавшего Александра митрополита Кирилла. Текст жития позднее вошёл в Лаврентьевскую летопись.



Об этом мы можем прочитать в предисловии к тексту жития на сайте Пушкинского Дома, а также в статье на сайте Православие ру. Ярко и выразительно, а главное, достоверно, это житие передает все события из жизни святого Александра, в том числе - Невскую битву: "Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего”. “Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве” - добавляет летописец, современник князя Александра. Королем здесь назван зять шведского короля ( муж сёстры), ярл Биргер, который в тот период фактически управлял Швецией при слабосильном и больном короле Эриксоне.



Вот как пишет об этом церковный историк Николай Дмитриевич Тальберг в своей книге "История Русской Церкви": “В те времена усилилась католическая Швеция, в которой с 1221 г. главную роль играл вельможа – “ярлъ” – Биргер, представитель рода Фолькунгов. Римский папа, зорко следя за ходом мировых событий, учел тяжелое положение, в которое попала Русь после разгрома её татарами, решил, что настало благоприятное время для нанесения сильного удара Православию. Он объявил крестовый поход как против язычников, населявших Финляндию, так и против русских, обещая прощение грехов всем участникам его и вечное блаженство. Большое войско, собиравшееся в Швеции слишком два года из знатных рыцарей, воинов и искателей приключений, было готово к 1240 году для вторжения в русские пределы. Его вел Биргер, в сопровождении епископов и многих духовных лиц”. Тальберг также пишет о том, что “Александру удалось достичь Биргера, которому, по словам летописи, он ударом копья “возложил печать на лицо его”.

С великим почтением относился к свидетельству русских летописей и протоиерей Михаил Хитров, автор прекрасной книги "Святой благоверный великий князь Александр Невский" изданной в 1893 году: "Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и… увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу,- «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи". Книга протоиерея Михаила Хитрова о святом Александре Невском есть и в нашей Мурманской областной научной библиотеке. Надо сказать, что почитание как исторического русского национального героя Невского стало понемногу оживать ещё накануне Великой Отечественной войны. И тогда, и теперь русские люди с восхищением смотрят фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" 1939 года. Во время войны начала возрождаться церковная жизнь, разрешили открывать храмы, избрать Патриарха. В своём обращении к нации 22 июня 1941 года вспомнил о Невском герое митрополит Сергий Страгородский. И навсегда запечатлелось в памяти народа, что контрнаступление под Москвой началось именно 6 декабря 1941 года в день память святого Александра Невского, через 700 лет после победы над немцами в Ледовом побоище, которое состоялось в апреле 1242 года.

После войны Церкви были отданы некоторые храмы Троицкой Александро- Невской Лавры. К имени святого Александра стали относиться с благоговением не только верующие люди, но и советские историки. Вот почему даже в советский период о Невском пишут очень уважительно, опираясь в основном на летописи, не отрицая фактов, изложенных в житии. Другие версии - скорее исключение, чем правило. Печально, что эта традиция рушится в наше время. Так например, в своем трехтомнике "Кольский Север в средние века", изданном в 2017 году в т. 2 на стр 9 митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (в то время ещё епископ Мирофан (Баданин) пишет: "Историки советского и постсоветского периода сомневались, что Биргер участвовал в этом походе... Аргументы почерпнуты из не авторитетных источников...некоторых редакций жития". Это что же получается, житие, составленное по просьбе сына самого святого князя и отредактированное митрополитом Кириллом - неавторитетное?!! И вот так довольно ловко автор подводит к мысли, что якобы все новейшие русские историки 20- 21 века отвергали поединок святого Александра с Биргером! Можно сказать, такая мысль подаётся сразу же, в первых строках и вбивается в головы читателей намеренно. Затем идут какие- то смутные пояснения, извинения, уточнения. Но реально они дела не меняют. Навязывается мысль, что Биргер в битве не участвовал, поединка с благоверный князем Александром не было.

Непонятно, почему ни одна из книг митрополита Митрофана не прошла богословскую и историческую экспертизу и не имеет грифа "Одобрено Издательством отделом Патриархии", как не имеют этого грифа и все остальные его сочинения? И тем не менее книги продаются при всех храмах Мурманска да и в храмах других городов! Еще в 2013 году тот же епископ Митрофан Баданин издал отдельную брошюру "Александр Невский. Неизвестные страницы жития". На основании прежде всего западных источников епископ Митрофан рисует там образ святого Александра не как защитника и покровителя русских людей, который прощал даже и врагов- иноземцев после победы над ними, но как безжалостного завоевателя Кольского полуострова, грабителя и притеснителя коренного населения. Коренным населением были лопари, лопь, кочевое оленеводческое племя. От русских людей лопари всегда видели только защиту и помощь. Но епископ Митрофан почему- то называет население Мурмана биармийцами. Он вообще любит странные и экзотические термины. Мало того, епископ Митрофан заявляет, что благоверный князь Александр Невский якобы захватил Мурман на плечах Золотой Орды, и его воспринимали как одного из татарских захватчиков! А местные жители, дескать, слёзно просили защиты от набега русского князя у норвежского короля Хокона, который и взял их под защиту! Якобы этих бежавших от набега Невского местных жителей король Хокон защитил, приютил, обратил их в христианство! (Александр Невский. Неизвестные страницы жития. СПб 2013, с. 21- 25). Кем предстает здесь наш русский князь, православный христианин? Зверским захватчиком, почти татарином, слепым орудием язычников - татар! По моему убеждению, это просто мифы! Слава Богу, краткое достоверное житие князя можно прочитать на сайте Издательства Московской Патриархии, там не отрицают подвиг князя в Невской битве: "Святой Александр мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским. Есть там под этой статьей о Невском и список литературы: главные издания - архимандрит Леонид (Кавелин). Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882; В. Мансикка. Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты. СПб., 1913; Н. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Новое научное издание: Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы ХIII века «Слово о погибели Русской земли». М. –Л., 1965. Современный русский перевод – в книге: «Художественная проза Киевской Руси ХI-ХII веков». М., 1957. С. 257–263. Параллельный древнерусский и современный русский тексты – в книге: «Изборник» (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 328–343.*


 

О кротости и милосердии князя Александра к разоренной татарском игом Руси рассказывают летописи: "После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое". И самое важное. Святой Александр всю жизнь, всего себя посвятил жертвенной защите Православия. За веру он проливал свою кровь на полях сражений. Когда же католики, не добившись ничего путём военной агрессии, пришли от римского папы с переговорами, желая окатоличить Русь, то Невский ответил папе таким письмом: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия Его и воскресения, от воскресения же Его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем".

Галина Сиротинская, Мурманск
 
 
Ветер выл взволнованный и резкий,
Снег кружил по городской стене,
Возвращался Александр Невский:
Дань платил он Золотой Орде.
Сердце переполнила отрава,
Горечью к гортани подступила,
Где же эта неземная слава,
И вернуть бы неземную силу...
Серые глаза сияют болью,
Для родной страны Спасеньем,
солью Князь был в эти пасмурные дни.
Как войска небесные сражались
В той Ледовой и жестокой битве!
Но уже без них, без них остались
И уста твердят, твердят молитвы.
Возвращаясь из Орды,
Скончался в схиме
И ушел к нездешнему покою
Александр, свое оставив Имя –
На Руси надежное, святое.