Приключения будущего белого генерала Л.Г. Корнилова до русско-японской войны



Автор: Анна Соколова
Дата: 2018-06-08 12:35
Имея преимущество выбора вакансии в полк, Корнилов не ищет престижной службы в гвардии или «хорошей» стоянки в больших городах. Получив офицерский чин, Лавр Георгиевич просит зачислить его… в Туркестанскую артиллерийскую бригаду и уезжает в Среднюю Азию. В 1898 Корнилов прибывает в город Термез на афганскую границу, в распоряжение известного исследователя Азии генерала М.Е. Ионова. Генерала сильно беспокоила построенная с помощью англичан афганская крепость Дейдади, что в ущелье Гиндукуша, в 50 верстах от границы на пути в Кабул. Ее вооружение и укрепление были полной тайной для русских, а все попытки разведчиков проникнуть в крепость кончались печально – их сажали на кол. Лавр Георгиевич попросил у генерала 3 дня отпуска и, никому ничего не говоря, переодетый поскакал с 3 туркменами к крепости. Побрив голову, надев туркменский халат (пригодились унаследованные от матери восточные черты лица), с револьвером в кармане, он говорит своим спутникам, что живым в плен не попадет: «Последняя пуля – себе». Они переплывают на бурдюках бурную Амударью. Прекрасно владея местным наречием, Л.Г. Корнилов успокаивает подозрительность часового почтительным поклоном и уверенным ответом: «Великий Абдурахман, эмир Афганистана, собирает всадников в конный полк. Я еду к нему на службу». – «Да будет благословенно имя Абдурахмана», - говорит воин-афганец, не подозревающий, что богато одетый всадник и его сопровождающие – русские разведчики.

   

… К концу 3-го дня капитан Л.Г. Корнилов, проскакав сотни верст, вручает генералу Ионову фотографии, план крепости и дорог. «Но ведь вас могли посадить на кол», - восклицает генерал. «Я это знал», - слышит он в ответ. Генерал представляет храбреца к ордену св. Владимира 4-й степени с мечами (боевая награда в мирное время!), но вместо этого капитан получает выговор с обещанием посадить его на 30 дней на гауптвахту за самовольную отлучку за границу. Этот подвиг и рекордный пробег в 400 верст за 3 дня сразу выдвигают молодого офицера, и ему дают отныне серьезные и ответственные поручения. Как географ и этнограф в 1899 Л.Г. Корнилов обследует район Кушки в направлении на Герат и Мейман. Затем 1,5 года, невзирая на невообразимые лишения, изучает Кашгарию. С поручиком Кирилловым и несколькими казаками он проходит вдоль и поперек выжженную солнцем страну, нанося на карту извилины дорог, русла рек, колодцы и др. Возвратившись из полной опасностей и лишений экспедиции, Корнилов пишет и издает книгу «Кашгария или Восточный Туркменистан», равную по научной ценности трудам знаменитого путешественника Н.М. Пржевальского. Позже на протяжении месяцев занимается исследованием и описанием областей Восточной Персии – Хоростана и Сеистана, куда до него не проникал еще ни один европеец. В 1901 Л.Г. Корнилов отправляется в новое опасное путешествие и проходит неисследованную до него и остававшуюся белым пятном на карте Персии «Степь отчаяния» - Дашти-Наумед. Ни один путешественник до той поры не вернулся оттуда. В течение 7 месяцев Корнилов с 2 казаками и 2 туркменами, исходив «Степь», наносит на карту дороги, караванные пути, развалины древних городов, изучает нравы местных кочующих племен. В Ташкенте Лавр Георгиевич женится на Таисии Владимировне Марковиной и везет молодую жену в свадебное путешествие… в пустыню – в очередную служебную командировку! С 1902 подполковнику Корнилову поручается редактирование секретного издания Штаба Туркестанского военного округа под названием «Сведения, касающиеся стран, сопредельных с Туркестанским военным округом», где помещаются отчеты о некоторых из его экспедиций. В 1903 Л.Г. Корнилов отправляется в Индию для изучения местных языков, нравов и обычаев. Русско-японская война застает его в Белуджистане. После долгих хлопот, 30.09.1904 Корнилов получил разрешение перейти в действующую армию, в штаб 1-й стрелковой бригады, с коей он участвует в боях под Сандепу, Мукденом и Телином.

(текст основан на статье Е.А. Комаровского о Корнилове в сборнике «Белое Движение. Исторические портреты)


 

 Напоследок замечу, сильно забегая вперед, что жена Л.Г. Корнилова умерла от горя через полгода после его смерти, ее могила близ фермы у Екатеринодара, где он погиб, - была уничтожена большевиками. Тело Корнилова было выкопано красными вскоре после его смерти, подверглось надругательству, а то, что от него осталось, сожгли. Сирот Корнилова вывез за границу в эмиграцию А.И. Деникин вместе со своей семьей.