Щастный Алексей Михайлович



Автор:
Дата: 2010-03-02 01:10

Щастный Алексей Михайлович (16 октября 1881 - 22 июня 1918) был родом из потомственных дворян Волынской губернии. Отец — Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии.С 1906 — генерал-майор, с 1908 в отставке с чином генерал-лейтенанта. Мать — Александра Константиновна, урождённая Дубровина. В 1892—1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус в 1901 году вторым по успеваемости, Минный офицерский класс в 1905 году.С 1901 — мичман, в  1901 году- офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун».В 1901—1902 — и. д. ротного командира и вахтенный начальник крейсера II ранга «Пластун».В 1903 — вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь».В 1903—1904 — минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур».В апреле — августе 1904 — вахтенный офицер крейсера I ранга «Диана».Участник русско-японской войны 1904—1905, за военные заслуги награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10-11 июня 1904), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904) и в сражении с японским флотом в Жёлтом море (28 июля 1904).Командир крейсера «Диана» А. А. Ливен положительно оценил личные качества мичмана Щастного в харкатеристике:"Своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он."После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 отбыл в Россию, с 1905 года лейтенант. В 1905 — младший минный офицер учебного судна «Европа», затем командующий миноносцем № 217.  В 1905—1906 служил в морском отделе штаба Кронштадтской крепости.  В 1906—1909 читал лекции по радиотелеграфному делу в Минном офицерском классе. Крупный специалист по вопросам связи в военно-морском флоте. Один из выпускников этого класса Г. К. Граф назвал Щастного в своих мемуарах «выдающимся преподавателем».  В 1906—1907 — старший минный офицер учебного судна «Николаев». В 1907—1909 — второй флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда.  В 1908 участвовал в пятом  Всероссийском электротехническом съезде в Москве. В 1909—1912 — и. д. второго флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морских сил Балтийского моря.  С 1910 — старший лейтенант. В 1912—1914 — постоянный член от морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 году был командирован на Каспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Адэ и в Энзели. С 1913 — капитан 2-го ранга. Женился в 1914  году на Антонине Николаевнае Приемской(1881—1922), от брака с которой родилась дочь Галина (1913—1982) и сын Лев в 1915 году. Участник Первой мировой войны. В 1914—1916 — старший офицер линейного корабля «Полтава».  В 1916—1917 — командир эскадренного миноносца «Пограничник». В феврале — мае 1917 — штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря.  С мая 1917 — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря. С июля 1917 — капитан 1-го ранга. За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны 2-й степени.

После прихода к власти большевиков сотрудничал с советскими органами для защиты страны от немецких войск. В январе 1918 назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, затем в феврале 1918 года руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля — в день, когда в город вошли немцы.Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадтввиду угрозы флоту со стороны немецких войск. Согласно Брестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. В этих условиях было принято решение перевести флот в Кронштадт в условиях, когда море еще было покрыто льдом (отсюда и название Ледового похода).

Первоначально в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 12 марта и прибыли в Кронштадт 17 марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившей повреждение и вернувшейся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил  Балтийского моря (исполнял обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова, занимавшего её лишь около недели). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырех ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что:  "Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота»."

Несмотря на слабую доказательную базу обвинения и официальную отмену в стране смертной казни Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. В одной из предсмертных записок Щастный писал:"В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им что иду умирать мужественно, как подобает христианину."

В ночь с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян. В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.Лениным был разработан предательский план, наносящий удар по мощи и престижу русского флота. Он дает строгое указание: "Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Ленин".Большевики расправились с контр-адмиралом A.M. Щастным только за то, что он спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре. О подвиге выдающегося флотоводца Щастного и моряков Балтийского флота писали газеты всего мира. Щастный был растрелян большевиками отобранной специальной командой из китайцев. По словам российского историка Сергея Мельгунова, капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привел его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота»

В 1990 в газете «Известия» в статье тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного». В 1995 он был официально реабилитирован. В 2001 в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Е. Н. Шошкова «Наморси А. М. Щастный». Именем Щастного в 1992 был названа улица в его родном городе Житомире.  


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Парфенов Василий Дмитриевич
Следующее: Карцев Юрий Николаевич
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович