Николай Второй: бремя священной власти



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2017-05-29 15:26
Уже через год и Россия, и весь мир будут вспоминать столетнюю трагедию: кровавое убийство чекистами последнего русского царя, Помазанника Божия, кроткого и набожного правителя. Они пройдут, Года невзгоды, Разрушившие грёзы о добре, И вспомним мы о позабытом Боге, И об убитом Ангеле-царе. Ангелом назвал в стихах Государя Николая Александровича поэт белой эмиграции Сергей Бехтеев. Поистине Ангелским было смирение и терпение, кротость государя перед лицом мученической смерти. По сути Ангельским было и его царской служение, высшее служение мирянина в Православной Церкви, на которое Николай Александрович был призван Самим Богом и помазан святым миром на царство в алтаре Успенского собора Кремля. С детства Николай Александрович был проникнут состраданием и к людям, и ко всякой живой твари. Вместе с братом Георгием и другом детства Владимиром отогревал и выхаживал заболевшего воробья, даже сам совершил короткий по-детски наивный молебен о здравии птички. Главное причиной такой любвеобильности, сердечности с малых лет была живая православная вера, любовь ко Христу. Еще 8 летним отроком Николай горячо сочувствовал Спасителю на Страстной Седмице и всей своей душой радовался Пасхе. В раннем детстве воспитателем Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис (Charles Heath, 1826—1900); его официальным воспитателем как наследника в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович. Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков (английским Николай Александрович владел как родным); последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались учёными с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и другими. Все они лишь читали лекции. Спрашивать, чтобы проверить, как усвоен материал, не имели права. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии. 6 (18) мая 1884 года, по достижении совершеннолетия (для наследника), принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца, о чём извещалось высочайшим манифестом. Первым опубликованным от его имени актом был рескрипт на имя московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова: 15 тысяч рублей для распределения, по усмотрению того, «между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи». Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах лейб-гвардии гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 (18) августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.




В программу образования входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер «Память Азова» в составе эскадры для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путём из Владивостока через всю Сибирь возвратился в столицу России. Во время путешествия Николай вёл личный дневник. В Японии на Николая было совершено покушение (см. Инцидент в Оцу); рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже. Оппозиционный политик член Государственной думы первого созыва В. П. Обнинский в своём антимонархическом сочинении «Последний самодержец» утверждал, что Николай «одно время упорно отказывался от престола», но был вынужден уступить требованию Александра III и «подписать при жизни отца манифест о своём вступлении на престол». Современный российский историк д. и. н. А. Н. Боханов, описывая нравственный облик и манеру поведения последнего русского царя, расценивает как очень точное следующее описание оного фрейлиной баронессой С. К. Буксгевден: "Простой в обращении, без всякой аффектации, Он имел врождённое достоинство, которое никогда не позволяло забывать, кто Он. Вместе с тем Николай II имел слегка сентиментальное, очень совестливое и иногда очень простодушное мировоззрение старинного русского дворянина... Он мистически относился к Своему долгу, но и был снисходителен к человеческим слабостям и обладал врождённой симпатией к простым людям — в особенности к крестьянам. Зато Он никогда не прощал то, что называл «тёмными денежными делами»" Первая осознанная встреча цесаревича Николая с будущей супругой состоялась в январе 1889 года (второй приезд принцессы Алисы в Россию), когда и возникло взаимное влечение. В том же году Николай просил у отца разрешения на брак с нею, но получил отказ. В августе 1890 года, во время 3-го визита Алисы, родители Николая не позволили ему встречи с ней; отрицательный результат имело и письмо в том же году великой княгине Елизавете Фёдоровне от английской королевы Виктории, в котором бабка потенциальной невесты зондировала перспективы брачного союза. Тем не менее, ввиду ухудшающегося здоровья Александра III и настойчивости цесаревича, ему было позволено отцом сделать официальное предложение принцессе Алисе и 2 (14) апреля 1894 Николай в сопровождении дядей отправился в Кобург, куда и прибыл 4 апреля. Сюда же приехали королева Виктория и германский император Вильгельм II. 5 апреля цесаревич сделал предложение принцессе Алисе, однако она колебалась из-за вопроса смены вероисповедания. Однако через три дня после семейного совета с родственниками (королева Виктория, сестра Елизавета Фёдоровна) принцесса дала своё согласие на брак и 8 (20) апреля 1894 года в Кобурге на свадьбе герцога Гессенского Эрнста-Людвига (брат Алисы) и принцессы Эдинбургской Виктории-Мелиты (дочь герцога Альфреда и Марии Александровны) состоялась их помолвка, объявленная в России простым газетным извещением. В дневнике Николай назвал этот день «Чудным и незабвенным в моей жизни». Бог даровал Николаю Второму жизнь, полную не только тяжелых испытаний, но и великой радости и множества светлых событий. Это и его постоянная церковная жизнь, усердные молитвы, исповедь, причастие, строительство новых храмов и соборов, милосердие к бедным и убогим. Любовь к Богу и любовь к Великой России были стержнем и смыслом жизни царя. Счастьем была для него и семейная жизнь. Николай был верным мужем и многодетным заботливым отцом. Тяжелые раны его душе наносили всякого рода революционеры и вспышки мятежей, народные бедствия, военные поражения, тяжелая болезнь сына. Но он не выказывал ропота, стараясь подражать святому Иову, в день памяти которого родился.

  

Напоследок Господь одарил Государя военннми победами - как только в 1915 году царь сам встал во главе Армии, началось русской наступление по всем фронтам. Затем были события февраля 1917, потом сговор Генштаба Германии и Ленина, развал Армии и разрушение России. Государя и его семью ждала жестокая казнь в Екатеринбурге. Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, Государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней Императора. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя привлекает к себе внимание. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелое душевное мучение. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», — говорил Государь Генералу Д. Н. Дубенскому. Военная элита России оказалась совершенно ненадежной. На царя давили, принуждая отречься и от Престола, и от звания Главнокомандующего во время войны его же штаб, генералы ставки, такие же телеграммы слали и высшие военачальники с других фронтов. Авторитет Государственной Думы стал для них неизмеримо выше уважения к священной власти царя. Благоговение к этой монархической власти генералы уже не в состоянии были ощущать с трепетом и благоговением. По рождению являясь православными, многие из них были теплохладными и храм посещали только по обычаю, не вкладывая души. Некоторые даже и горячо молились по временам о своих делах и военных успехах, но считали, что Россия буде процветать и при смене одного монарха на другого, и даже при республике в крайнем случае. По привычке некоторые были монархистами, но желали смены правителя. Некоторые стремились к декоративной, фальшивой монархии, когда государь царствует, а не правит. У многих была уже психология явных республиканцев.

 

Но жизнь опровергла все иллюзии военных. Не народ, а высший военный слой фактически разрушил монархию. И что? Пошел ли русский народ за генералами, арестовавшими царя? Нет, русские солдаты, крестьяне потеряли главный смысл своего служения Отечеству - православную идею, либералы и большевики стали разрушать в народе веру, вместе с тем обещая солдатам помещечью землю, много земли. И вот народ, который веруя в Бога под началом Помазанника Божия безропотно и жертвенно шел в бой на врага, быстро за полгода обратился в толпы дезертиров, а потом в массы красноармейцев с один биологическим интстинктом - хватать. Захватить много земли и идти на белых вместе с еврейскими комиссарами, чтобы награбленное не отдавать. И все. Больше никаких идеалов. И что смогли сделать герои Первой Мировой войны, георгиевские кавалеры, генералы с академическим образованием? Ничего. Без Помазанника Божия вся их отвага стала ник чему, все победы превратились в прах. Бог отвернулся от них, и солдаты престали их слушать, зверски раправлялись с ними. Героической была борьба юных капитанов и поручиков, участников Белого движения. Нельзя нам забывать белых героев, которые очищали русские города от красной чумы и спасли жизни тысячам невинных людей, защищали Веру и Святую Церковь, спасли от истребления священнослужителей.Но полки белых состояли из одних офицеров, кадетов, гимназистов. А против них двинулась огромная масса рядовых. И не только из-за свирепой мобилизации в Красную Армию, но и по своей воле, чтобы не потерять заполученные земли, которые крестьяне все же потеряли уже и вместе со своей землей в год Великого Перелома в 1929. Обманутые рабочите, солдаты и крестьяне теперь принимали на веру новую религию коммунизма, где компартия играла роль церкви, а идеи коммунизма и их носители (Ленин, Сталин) обожествлялись. Были быстро разработаны ритуалы и обряды этой советской религии. В тоже время открыто кровавое гонение на Церковь. Репресии, концлагеря и расстрелы стали единственным методом управления русским народом. Но сегодня, когда основная часть нации все еще находится в плену ленинизма и сталинизма, есть небольшой остаток, вспомнивший о позабытом Боге. И есть еще русские, которые молятся Богу и царю.

Сиротинская Галина