Перед судом истории



Автор: BR video
Дата: 2017-03-21 11:52
Сюжет фильма построен на диалоге Советского Историка (Сергей Свистунов) с Василием Витальевичем Шульгиным, одним из организаторов Белой армии, лидером дореволюционной Государственной Думы, известным борцом с большевизмом. Василий Шульгин вспоминает события Первой Мировой войны, Февральской революции, отречения Николая II, Белого движения, русской эмиграции, Второй Мировой войны. Советский Историк ему оппонирует, используя тексты из статей самого В. Шульгина и, по сути, демонстрируя эволюцию взглядов Василия Витальевича. Обладая навыками выдающегося думского оратора, В. Шульгин средствами актёрского мастерства передаёт эмоциональность думских выступлений, речевую манеру и внешний облик императора Николая II и других лиц, а также своё собственное восприятие исторических событий, свидетелем которых ему довелось быть.



Фильм с неоднозначным для тех лет содержанием был запущен в производство благодаря поддержке заместителя заведующего отделом культуры ЦК КПСС Георгия Куницына. Главную цель фильма его режиссёр Ф. Эрмлер, формулировал так: «Я хочу, чтобы он сказал всем: „Я проиграл“». Однако безоговорочного достижения цели не получилось. Хотя, в завершении фильма В. Шульгин и произносит в разговоре со старым революционером Фёдором Петровым: «То что вы, коммунисты, делаете сейчас для России — не только полезно, но и необходимо», Василий Витальевич оказался слишком сильной, цельной и яркой личностью, преданной идеалам Белого движения.Фильм показывали в московских и ленинградских кинотеатрах в конце 1965 года всего лишь три дня, после чего с проката сняли, хотя и не запретили.

«Первая наша встреча с Шульгиным, — вспоминал режиссер Эрмлер в статье, написанной в 1965 году, — состоялась в 1962 году, а работа была завершена в 19656. Около года ушло на переговоры с Шульгиным (их вел автор сценария В.П. Вайншток). Шульгину шел тогда 87 год. Память у него была изумительная. Шульгин, по его собственному мнению, принадлежал к категории «Зубров», он непреклонен в своих суждениях. Переспорить его — дело наитруднейшее, в то же время нельзя оставить без должного ответа его философские и политические суждения, а они нередко не только неприемлемы, но и недопустимы». Сама идея фильма, особенно его документальный характер, вызывали с самого начала серьезное беспокойство кинематографического начальства. Тогдашний председатель Госкино Алексей Романов, профессиональный борец с идеологической крамолой, спрашивал Эрмлера: «Что он (Шульгин) даст нашему кино? Что принесет советскому народу?» На что режиссер отвечал ему: «Я старый коммунист. Все мои фильмы политические. И этот фильм — политическая акция, которую я хочу осуществить средствами искусства моего… Я хочу, чтобы он сказал всем: «Я проиграл»». Таковы были цели и задачи съемочной группы Эрмлера, которые, сразу следует сказать, осуществить не удалось. Хотя Эрмлер и отдавал себе отчет в том, что они с Шульгиным так и остались по разные стороны баррикады, что Шульгин сохранил верность «Белой» идее, идее монархизма, Эрмлер, тем не менее, прямо-таки влюбился в своего героя. 68-летний режиссер называл 86-летнего Василия Витальевича «дедулей», они беседовали часами — о жизни, об истории, о кино… Шульгин не шел ни на какие уступки, он настаивал, чтобы ему громко произносили текст сценария (после тюрьмы его слух немного ослабел), и требовал убрать все, что он не мог, не хотел произносить. Он, в сущности, хотел, чтобы его текст почти полностью совпадал с книгой «Дни». А когда начались съемки, Эрмлеру пришлось сражаться на два фронта: уламывать Шульгина и доказывать свою правоту насмерть перепуганным редакторам киностудии и кинокомитета. Каждый отснятый кусок неоднократно просматривался придирчивым начальством, отзывы были панические и уничижительные. Эрмлер дважды за время съемок ложился в больницу с сердечными приступами, а «дедуля» стоял на своем… Главной проблемой фильма было отсутствие достойного оппонента Шульгина. Поначалу сам Эрмлер думал вести политический диалог с бывшим депутатом Госдумы. Но болезнь помешала ему. Так, во всяком случае, утверждал сам режиссер — я, однако, думаю, что он просто побаивался старика. Эрмлер мечтал о несгибаемом ленинце типа Кржижановского, но в начале 60-х годов таких уже почти не осталось: кто умер, а большинство были уничтожены в концлагерях и лубянских застенках. Немногие из оставшихся (В. Петров, Г. Петровский) просто боялись впутываться в такое подозрительное предприятие. Кончилось в лучших советских традициях: нашли актера, который должен был играть роль Историка, произнося заготовленный Владимировым текст. Не сломив Шульгина, авторы решили всячески «усиливать» текст Историка. Так документальное начало (Шульгин) пришло в столкновение с «художественным», игровым, в высшей степени фальшивым (Историк). Историк по фильму возил Шульгина по разным местам Ленинграда (Таврический, кинозал, вагон, где подписал отречение Государь, во Дворец Съездов в Москве). Содержание картины сводилось к беседам Шульгина с Историком, беседам, носившим, подчас, весьма острый характер. Однако когда фильм был закончен, кинематографическое начальство отказалось его принять: для них это была чистейшая контрреволюция… Привлеченный в качестве консультанта советник Романова Михаил Блейман (в титрах картины указано: «сценарий — при участии М.Ю.Блеймана) смог только снабдить картину многочисленными надписями, долженствующими сгладить святотатственные высказывания автора «Трех столиц». В 1965 году картина была принята, но так и не увидела экрана. Два года спустя после поправок и усиления «идеологическими» титрами (авторства М. Блеймана) фильм был снова принят и… нет, его не запретили, а просто не стали показывать зрителям. В те годы власти уже стали использовать более тонкие методы борьбы с неугодными произведениями: каждый запрет вызывает скандалы, протесты, толки, статьи в западной прессе. Гораздо спокойнее дать фильму официальное цензорское разрешение, заплатить авторам по третьей, самой низкой категории, а потом… кто может проверить, сколько зрителей увидели тот или иной фильм?! К тому времени, как фильм «Перед судом истории» осел в хранилищах кинопроката, Эрмлер был уже в больнице, где и находился до самой смерти (он умер в 1969 году, в возрасте 71 года). Но не только болезнь сердца мучила старого режиссера: душевные муки были не менее страшными.

По свидетельству людей, хорошо знавших Эрмлера, он прекрасно понимал свое поражение, восхищался мужеством, достоинством, идейной убежденностью и несгибаемостью Шульгина. «Это моя лучшая картина», — сказал он незадолго до смерти. Тем не менее — такова уж советская действительность — публично он продолжал утверждать, что в фильме «торжествует правота ленинских идей. Иначе и быть не могло. Не было бы фильма, если бы правда, наша правда, не победила». А в приветствии по случаю какой-то годовщины ЧК он сообщал своим коллегам-чекистам, что поставил на колени заклятого врага советской власти. Увы, для самого Эрмлера, для душевного спокойствия его, эти утверждения были слабым утешением… Я смотрел этот уникальный фильм несколько раз. Последний — в 1980 году, когда я взял его из хранилища проката, чтобы показать членам киноклуба при Московском университете (в старом здании на улице Герцена). В зале было человек триста, в основном молодежь, но и некоторые зрелые люди пришли, видимо привлеченные именем Шульгина на афише. Молодые же просто никогда не слышали об этом человеке. Поначалу я рассказал биографию Шульгина, прочитал выдержки из его книги «Дни», потом познакомил слушателей с историей создания фильма. И вот начался просмотр… Мы видим Шульгина и Историка на улицах Ленинграда. Василий Витальевич спокойно смотрит на город, в котором он не был много десятилетий. Он только спрашивает, почему так много молодых людей на улицах. Историк отвечает, что это выпускники школ празднуют получение диплома. Волнение отражается на лице Шульгина, когда он входит в пустынные залы Таврического дворца. Здесь он провел немало времени как депутат Второй, Третьей и Четвертой Государственной Думы. Старик не спеша, торжественно подходит к своему креслу, удобно устраивается в нем. Он необыкновенно живописен: белоснежная окладистая борода, старенький, но ловко сидящий черный костюм, тяжелая палка, на которую опирается его лишь немного сгорбленное тело, небольшие, глубоко запрятанные, умные глаза слегка подернуты патиной тяжких десятилетий. И только характерный стариковский жест — ладонь, приставленная к уху — напоминает нам о подлинном возрасте этого человека. Шульгин на экране совершенно не играет: он сосредоточен, он думает, вспоминает, и все, что говорит он, значительно, подлинно, честно. Он вспоминает о жарких сражениях в Думе в 1914-м году, и позднее, в 1917-м. Из Таврического Шульгин и Историк едут к вагону, где произошло отречение Николая Второго. Это, пожалуй, самая значительная сцена фильма. Шульгин входит в вагон, где всё воссоздано так, как это было в 1917-м году (конечно, это декорация). Он показывает нам, где сидел он, Шульгин, где Гучков, где Фредерикс… Он садится в кресло и продолжает свой рассказ, который почти дословно совпадает с описанием этого эпизода в «Днях». Но зрители видят его лицо, его глаза полные слез, точно событие это произошло не без малого полвека назад, а вчера! «Этот несчастный государь, — произносит Шульгин, — был рожден на ступенях трона, но не для трона». Шульгин с горечью говорит, что царская власть была обречена, но он любил царя, жалел его, считал его жертвой окружения. «К тексту отречения нечего было прибавить… Во всем этом ужасе на мгновение пробился один светлый луч… Я вдруг почувствовал, что с этой минуты жизнь государя в безопасности… так благородны были эти прощальные слова… И так почувствовалось, что он так же, как и мы, а может быть гораздо больше, любит Россию…». Эта сцена, как говорят в театре, была полностью за Шульгиным. Историк даже не появляется в кадре. Но он решил взять реванш в следующем эпизоде, когда речь зашла о гражданской войне. Обильно цитируя исторические труды, он гневно обвиняет «белых» в морях пролитой крови. Он старается перечислить все «зверства» «белых» генералов… Шульгин слушает спокойно, сосредоточенно, прикрыв глаза рукой. «Да, — промолвил он после долгой паузы, — вы правы, всех не перечислишь, и потому я не буду перечислять всех «красных» командиров, и не буду измерять количество крови, ими пролитой». Шульгин вспоминает обоюдную озлобленность, корит себя за свои тогдашние проклятия по адресу Ленина. Пожалуй, это единственная уступка, которой удалось добиться создателям фильма. Но сразу же Василий Витальевич добавляет: «Я всегда отделял Россию, русский народ от коммунистов и советской власти». «Почему не удалось дело русской эмиграции? — вслух размышляет Шульгин на экране. — Почему? Первая причина была в том, что нам не удалось поставить общий интерес выше нашей обыденщины. Вторая причина в том, что мы не смогли найти общепризнанного вождя. И третья, самая главная, заключается в том, что у нас не было идеи, не было программы, которая смогла бы стать целью жизни». В следующей сцене авторы решили сыграть «ва-банк», выдвинуть «железный», неотразимый аргумент. Историк и Шульгин устраиваются в креслах в просмотровом зале, опускаются шторы, гаснет свет и — впервые в советском кино! — идут кадры из архива КГБ, кадры суда над генералом Власовым, немецкая хроника приведения генерала к присяге… Когда хроника кончается, Историк, торжествуя, предъявляет оппоненту «счет»: вот где оказались ваши «белые» соратники! Вот куда привела их «белая» идея! Старик сидит неподвижно, пауза на экране длится долго, невыносимо долго. Тем более сильно, прочувствованно звучат его слова: «Нет, друг мой, вы не правы. Не вся белая эмиграция пошла служить Гитлеру, а только часть ее, небольшая часть. А сколько эмигрантов боролось с Гитлером и погибло в этой борьбе, борьбе за Россию».
И еще одна сцена осталась в памяти. В свое время, в 1961 году, Хрущев пригласил Шульгина в качестве гостя на ХХI съезд партии. Работая над картиной, Эрмлер и Владимиров решили снова привезти Шульгина во Дворец съездов, инсценировать его встречу со старым большевиком Ф.Н. Петровым. Два старца сидят в креслах, и Петров спрашивает Шульгина: «Вы Шульгин? — Да, я Шульгин. — А вы меня не помните? — Нет, не помню. — А я вас помню. Я приходил с демонстрантами к редакции газеты «Киевлянин», и там вас видел. А потом, — продолжает Петров, — я воевал с белыми и у меня в спине до сих пор сидит пуля. Может быть, это вы в меня стреляли?» «Да что вы говорите? — по-молодому заливается вдруг смехом Шульгин. — Очень может быть! Очень возможно!». Вот и все, что удалось авторам картины «выжать» из этой сцены, которая должна была по замыслу продемонстрировать и мощь сегодняшнего Советского Союза, и крах идей его противников — прошлых и сегодняшних… Фильм оказался подлинным откровением для молодых людей, собравшихся в зале в СССР. Это было не только открытие неведомого им отрезка истории России, но и знакомство с необыкновенным человеком. Шульгин покорил аудиторию прежде всего искренностью, глубиной мыслей, мужеством, с которыми он умел признавать ошибки прошлых лет, и, конечно же, глубокой идейностью, преданностью идеалам молодости. Все эти ценности давно уже стали в Советском Союзе дефицитным продуктом.