Невероятная и легендарная эвакуация



Автор: Дарья Гасанова
Дата: 2015-05-10 13:27
Настойчивый герой Жюль Верна сэр Филеас Фогг совершил кругосветное путешествие за 80 дней. Невозмутимый английский аристократ стал символом упорства в достижении цели. Он использовал поезда, двухмачтовые шхуны, сани на парусной тяге, слонов, лондонских извозчиков и энергичную ходьбу пешком. Преодолев более 52.000 километров за 80 дней с привлечением лучших транспортных средств образца 1872 года. Реалистичность кругосветного вояжа за подобный срок современниками Ж. Верна если и оспаривалась, то не в категоричной форме. Дискуссии велись 140 лет тому назад. Расстояние между Киевом и Катманду составляет 5.220 километров. Современный авиалайнер – скоростных возможностей которого не предполагала даже фантазия Жюль Верна – преодолевает такой путь за 8 часов. Если учитывать взлет, посадку, прогрев двигателей, воздушные ямы, уклонение от зон турбулентности и посещение экипажем магазинов Duty Free. Сэр Филеас Фогг на самолете Ил-76 облетел бы земной шар за трое суток. Вместе со слоном, почтовым вагоном и парусными санями в багажном отделении. Вопреки всем козням интриганов и превратностям судьбы. Однако в 2015 году авиационное путешествие к Гималаям и обратно занимает 13 суток. Что сравнимо с усредненной скоростью слона, саней и паровоза XIX века. Эвакуация украинцев из разрушенного землетрясением Непала заняла 13 дней. Перипетии этой легендарной и невероятной миссии еще ждут своих летописцев, геральдов, менестрелей, продюсеров, сценаристов, режиссеров и восторженных зрителей. Любой роман, комикс, мюзикл, экранизация, сериал или героический эпос обязаны принимать во внимание хронологические факты. Даже для их дальнейшей художественной интерпретации или авторского игнорирования. Хроника стремительного и продуманного спасения из Непала такова:



25 апреля небольшая и небогатая горная страна содрогнулась от катастрофического землетрясения. Подземные толчки продолжались еще несколько дней. Разрушено тысячи жилых домов и квартир, офисных и муниципальных зданий. Повреждены дороги, нарушено водоснабжение и подвоз продовольствия, осложнена работа медицинских учреждений, социальных и спасательных служб. Число погибших может превысить 10.000 человек, около восьми тысяч тел уже извлечено из-под завалов. В пострадавших областях проживает свыше 2 миллионов непальцев. Общий ущерб от стихии оценивается в 6-10 млрд. $, что превышает весь бюджет страны. Если же учесть, что основной источник финансового обеспечения Непала – это ставший невозможным горный туризм, то перспективы для гуманитарной обстановки самые мрачные.

26 апреля началась экстренная эвакуация всех иностранцев из Непала, как только стал понятен масштаб разрушений. К счастью, единственный международный аэропорт Катманду сединственной в Непале трехкилометровой взлетно-посадочной полосой серьезно не пострадал. Тяжелым транспортным самолетам (в том числе Ил-76) для безопасного взлёта и посадки требуется не менее 2 км ВПП с бетонным покрытием. На момент землетрясения в Непале находилось более 250 граждан Украины. Около 40 из них до сих пор не вышли на связь, но большинство были готовы к эвакуации уже вечером 26 апреля. Проживая в гостиницах, частном секторе непальской столицы и в палаточном городке внутри украинского консульства.  

27 и 28 апреля двумя бортами МЧС РФ из Непала было вывезено около 300 граждан России и СНГ. 28 апреля состоялся вылет казахстанского Ил-76. Несколько украинских граждан воспользовались этими рейсами, еще около 50 отправились домой обычными коммерческими лайнерами. Естественно, за собственный счет – бесплатную эвакуацию частные авиакомпании не практикуют. Сто с лишним громадян предпочли остаться в дипломатическом представительстве своей страны, ожидая прибытия собственных спасателей. Однако по мере ожидания их терпение заканчивалось, люди выбирались из Непала при первой же оказии.

27 апреля президент мира в один тур издал специальный указ об эвакуации сограждан из Непала. Дал стихии по зубам, так сказать.

27, 28 и 29 апреля украинские власти разыскивали технически исправный для дальних рейсов самолет. Розыски проходили на фоне победоносной борьбы с лесными пожарами в зоне чернобыльской АЭС. Наконец 30 апреля – всего через пять дней после катастрофических толчков – в Непал вылетел специализированный борт Ил-76МД. Унося с собой группу спасателей, волонтеров, журналистов (14 человек), лично министра МЧС и его спутницу жизни в качестве консультанта по восточной психологии. Стоит заметить, что для эвакуации 70-80 живых и здоровых человек было достаточно отправить самолет меньшего размера и без столь представительной делегации внутри. Например, АН-26 или Ан-24Б. Тем более с учетом промежуточных посадок в Дели и Баку. Вместо этого был выбран тяжелый военно-транспортный самолет. В который уселось больше человек, чем ожидало вывоза из Катманду. Кроме того, возникли ведомственные трения между министерствами обороны, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и гражданской авиации. Одеяло будущего успеха каждое ведомство тянуло на себя. В итоге выставив напоказ потрясающую бездарность новой украинской власти. Show must go one выродилось в пародию на «Крутое пике».  

30 апреля украинский Ил-76 успешно сел… в аэропорту индийской столицы. За 1.053 км от Непала. Выяснилось, что тяжелым самолетам для посадки необходимо специальное разрешение от непальских властей (единственную универсальную полосу приходится беречь). Разумеется, по телефону этого установить было нельзя, великое познается в полете. Команда спасателей, психологов, реаниматологов, журналистов и прочих специалистов отправилась на ознакомление с достопримечательностями Дели. Благо погода, свободное время и командировочный бюджет позволяли.

1 мая из Катманду поступил сигнал «добро» на посадку Ил-76, но от летчиков поступил сигнал «плохо». Вышла из строя анонимная, но важная для полетов деталь. Пилоты принялись за текущий ремонт своими силами. Обитатели палаточного городка в Непале понемногу обживались, их «спасатели» проводили внеплановые каникулы в Индии. Жалуясь на скверное качество местного интернета, но одобряя демократизм цен на товары и услуги.

2 мая из Киева была передана новая деталь (секретный топливный насос). Прибывший секрет оказался хуже сломанного и летных способностей лайнера не улучшил. Министр ЧС с группой коллег и гражданской супругой в роли психолога вылетел в Катманду. Обычным рейсовым самолетом. Вслед за ним потянулись работники пера и телекамер. Остальная «группа поддержки» осталась в Индии, в ожидании ремонтных чудес от пилотов.

3 мая спасательный самолет был восстановлен. В этот же день горную страну покинули последние иностранцы, эвакуируемые на государственном уровне. Уехали все, кроме граждан одной ассоциированной страны. Власти Непала в связи с завершением эвакуации иностранцев закрыли для тяжелых авиалайнеров свой единственный международный аэропорт. Поступило предложение от министра ЧС вывезти всех громадян из Катманду обычными гражданскими самолетами.

4 мая Непал дал повторное одобрение визита украинского Ил-76. Уже не привязывая его посадку к определенному времени суток. Количество ожидающих вывоза сограждан уменьшилось до 70. Журналисты исчерпали тематики статей о Гималаях и стали описывать в публикациях друг друга и личную жизнь чрезвычайного министра. Спасатели и сам министр зорко следили за безопасностью палаточного городка. Спасать украинцев незачем, а помогать Непалу не на что. Топливный насос вновь вышел из строя и не позволил самолету вылететь в Катманду.

5 мая прибывшие из Индии работники прессы объявили, что тоже нуждаются в эвакуации и отказываются самостоятельно содержать себя в Непале. Оплата вывоза всех страждущих коммерческими рейсами требовала дополнительного президентского указа. Волевым решением Зорян Далай Ламы Шкиряка, его личного психолога-реаниматолога и с помощью упорства пилотов топливный насос заработал. Ил-76 взял курс на Катманду. Господин министр от трудов праведных уснул на взлетной полосе и был широко инстаграммирован.



6 мая в операции «Стремительный провал» наступил победный перелом. Надменно-асфальтовый лайнер сел в Непале, забрал всех спасенных и спасателей, журналистов и специалистов. После чего отбыл в уже родной аэропорт города Дели. При посадке в Индии у самолета лопнуло колесо – но подобные неурядицы высококвалифицированным механикам-пилотам не страшны. После ремонта и отдыха дружная компания отправилась в Баку. Там еще раз отдохнули, пополнили запасы керосина и впечатлений и вылетели домой. В 02:34 ночи 7 мая 2015 года миссия завершилась безусловным и неоспоримым успехом в Бориспольском аэропорту.

Из Непала эвакуировано 74 гражданина Украины и 16 иностранцев. К их спасению было привлечено примерно столько же персонала из ГосЧС, других экстренных служб, пилотов, волонтеров, психологов, журналистов. Стоимость миссии составила примерно 8 миллионов гривен, т.е. около 350.000 $. Самый дорогой коммерческий билет до Киева из Катманду стоит 1.000 $. Для комфортабельного и незамедлительного вывоза 74 украинцев и 16 иностранцев из Непала было достаточно приобрести 90 билетов на регулярные авиарейсы из Катманду, пусть даже в бизнес-класс. На общую суму 90.000 $. Или меньше. Разумеется, гораздо лучше потратить в несколько раз больше бюджетных средств, заставить людей неделю ночевать в палатках, носиться с топливным насосом, словно с писаной торбой, опозориться на весь мир и гордиться этим позором, огрызаясь на критиков и конкурентов у властного корыта. Понять такую логику способны не только лишь все.  В 1992 году от распавшегося СССР Украина унаследовала 190 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Это не опечатка – сто девяносто авиалайнеров перешло в собственность Киева.  На баланс нового государства решили принять 22 машины. Остальные были проданы или переданы другим государствам и частным компаниям на коммерческо-компенсационной основе. К 2015 году из этих 22 бортов транспортной авиации на балансе осталось шесть. К вылету в Непал удалось подготовить только один. К чему привел вылет, весь мир мог наблюдать целую неделю. Следующий раз полетят на катапульте, оставшейся с майдана.  Бездарная клоунада вместо спасательной экспедиции – это квинтэссенция профессионализма гiдности и революционной честности. Хорошо хоть не поубивали никого. АТО версия любой гибели известна заранее – сами себя, сами в себя, это провокация, лови агрессоров. Свергая злочинную владу прошлой зимой, вместе с ней изгнали несколько регионов собственной страны, мирную жизнь, стипендии, дешевые тарифы ЖКХ, стабильный валютный курс и социально низкие цены. Запас прочности из проклинаемого советского прошлого исчерпан – а своих ресурсов за четверть века так и не наработали.  Остается понять, простить и поощрить шутов на государственных постах. Вместе с любовницами, журналистами и прочими специалистами. Остается сделать вид, что никакого провала не было. Чему крайне помог бы масштабный кинофильм, популярный сериал или для начала патриотический видеоклип. С припевом Je suiss Shkiriack, например. 

Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
Невероятная и легендарная эвакуация (2015-05-10 13:27)
Памятники Сталину недопустимы (2015-05-05 22:46)
ХI Международные Дворянские чтенияя «Гром победы, раздавайся…» пройдут на Кубани (2015-05-04 22:00)
В Петербурге коммунисты хотят установить памятник Сталину-Джугашвили (2015-05-04 20:48)