Вимпфен Владимир Фёдорович



Автор:
Дата: 2014-03-29 22:05
Вимпфен Владимир Фёдорович - епископ Леонтий (в миру Владимир Фёдорович фон Вимпфен; 1873, Москва — 23 июня (6 июля) 1919, Астрахань) — епископ Русской православной церкви, епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии. Выходец из знатной дворянской семьи. Отец, Фёдор Владимирович, барон фон Вимпфен, германский подданный. Мать — Любовь Петровна, принадлежала к московским дворянам из фамилии Воейковых. Будущий православный епископ был крещён в лютеранской церкви с именем Леопольд и уже в сознательном возрасте, под влиянием своей матери перешёл в православие и при миропомазании воспринял имя Владимир. В 1898 года также принял российское подданство. Позже и его отец, под влиянием своего сына, перешёл из лютеранства в православную веру. Окончил Пензенскую мужскую гимназию в 1896, Казанскую духовную академию в 1900 со ступенью кандидата богословия. В 1897 году принял монашеский постриг. С 1898 года — иеродиакон, иеромонах. С 1900 году — помощник смотрителя Уфимского духовного училища. С 1903 году — член Пекинской духовной миссии. С 1904 году — помощник смотрителя Вольского духовного училища, инспектор Курской духовной семинарии. С 1906 года — архимандрит, настоятель посольской церкви в Афинах. С 28 сентября 1914 года — епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. С 12 февраля 1915 года — епископ Ереванский, викарий Грузинской епархии. С 24 марта 1916 года — епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии. С 16 декабря 1916 года — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. Вступил в конфликт с правящим архиереем Палладием (Добронравовым). 5 мая 1917 года был уволен с назначением ему местопребывания в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре. С 5 сентября 1917 года — епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии. В период пребывания правящего архиерея, архиепископа Митрофана (Краснопольского) на Поместном соборе в Москве временно управлял епархией. В качестве викарного архиерея Астраханской епархии вступил в конфликт с архиепископом Митрофаном. Также епископ Леонтий выступал союзником либерального духовенства в деле создания «Духовного союза православных христиан», который должен был дать приходским общинам большие полномочия. Видел в «Союзе» единственную возможность для Церкви юридически оформить свои отношения с государством и сохранить духовно-учебные заведения. Владыка Митрофан был решительным противником создания «Союза» и деловых контактов с советской властью. Кроме того, епископ Леонтий поддержал декрет советского правительства об отделении церкви от государства. Считал, что «декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и её священнослужителей от ложного положения». Архиепископ Митрофан инициировал рассмотрение «дела» епископа Леонтия Архиерейским собором церкви в Москве, однако выезд в столицу ему был запрещён органами советской власти.

 

26 сентября 1918 года епископ Леонтий был устранён от управления викариатством; кроме того, был поставлен вопрос о его запрещении в служении и даже о его отлучении. Отказался устраивать церковную смуту и опубликовал в газете своё обращение к православному населению: «Безмерно благодарю дорогих прихожан и богомольцев за выраженные чувства. Убедительно прошу сохранять мир, так как я беспрекословно подчиняюсь распоряжениям устранившей меня высшей церковной власти и не хочу кругом себя какого-либо шума в такое время». Значительная часть верующих обратилась к Патриарху Тихону с просьбой изменить решение. В результате епископ Леонтий не был запрещён в священнослужении и, тем более, отлучён, хотя и был смещен с должности викария, с оставлением его в должности управляющего Иоанно-Предтеченским монастырем. В 1919 году председательствовал на совещании «Союза религиозных общин», где было решено обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам» старой и советской армии. Воззвание заканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: „Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня“». Председатель губчека Атарбеков решил, что ссылка на Евангелие сделана для подрыва авторитета советской власти и предложил арестовать епископа. Это решение санкционировал председатель Ревкома С. М. Киров. 25 мая (7 июня) 1919 епископ Леонтий по приказу С. М. Кирова был арестован и обвинён (наряду с архиепископом Митрофаном) в организации белогвардейского заговора. Сохранились два протокола допроса епископа Леонтия. В первом владыка категорически отвергает какое-либо свое участие в выступлениях против советской власти, также опровергая слухи об участии в заговоре знакомых ему лиц. Во втором епископ Леонтий неожиданно признаётся в существовании контрреволюционной организации, во главе которой стоял архиепископ Митрофан. К делу были подшиты и два варианта какой-то записки, где сверху совсем другим почерком было приписано «Записка Леонтия». В этих записках поливается грязью архиепископ Митрофан, объявленный «крупной реакционной личностью». Расстрелян в один день с архиепископом Митрофаном. Известно, что им удалось встретиться перед казнью. Архиереи перед лицом надвигающейся на них смерти, забыв все прежние свои обиды, попросили друг у друга прощение, поклонились друг другу до земли и обнялись. Верующие смогли забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен. В Астраханской епархии существовало почитание погибших. После войны прошел слух о перезахоронении архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте.