Хомяков Алексей Степанович



Автор:
Дата: 2009-10-27 14:09
 Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) с детства воспитывался в строго религиозном и патриотическом духе. В возрасте 17 лет он попытался сбежать из дома и отправиться в Грецию – на помощь православным братьям, страдающим от турецкого ига. По соображениям патриотизма Хомяков отказался жениться на иностранке Россет Смирновой, которую горячо любил. Таким образом он поставил общественное превыше личного. Для него было характерна непреклонная защита православных и национально-русских принципов. Характерно, что его идейные противники из лагеря т. н. «революционной демократии» давали ему самые высокие оценки. Так, А. И. Герцен охарактеризовал Хомякова как «рыцаря, караулившего Богородицу». Примерно такой же образ предлагался «христианским» либералом Н. А. Бердяевым, который называл его «рыцарем Православной церкви». 

А. С. Хомяков был человеком высокой учености. Он окончил Московский университет и получил степень кандидата математических наук. Но при всем при том Хомяков считал, что он должен служить Отечеству не только в стенах научных кабинетов. В 1822 году молодой ученый поступил в кирасирский полк, стоявший на юге России. Прослужив три года, он ушел в отставку и посвятил себя разработке русской национальной доктрины. 

В центре социальных воззрений Хомякова стояли взаимоотношения между личностью и обществом. Он не считал возможным резко разводить эти два начала. По его мнению, они должны без повреждения соединяться в некой общности. Таковой общностью он считал христианскую Церковь, которую рассматривал в истинно евангельском духе – как, прежде всего, Тело Христово. Здесь человек находит «не чуждое что-либо себе», а «самого себя», причем «находит себя в своем совершенстве», «не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем». 

По сути дела, Хомяков предлагает обществу интегрироваться в Церковь, отождествиться с ней. Именно тогда и произойдет коренное и существенное преобразование самого общественного устройства. При этом отметим, что славянофил Хомяков мыслил вполне предметно и конкретно. Речь у него шла не о церкви и обществе вообще, но о национальных церквях (которые есть видимые проявления невидимого Тела Христова) и о национальных обществах. В применении к России он говорил о Русской Церкви и Русском народе.

Важнейшей методологической заслугой славянофилов была их попытка использовать диалектику немецкого философа Г. Гегеля в целях создания самобытно-русской идеологии. Хомяков блестяще применяет диалектический метод. Он рассматривает человеческую личность как арену взаимодействия двух начал – свободы и необходимости. Первая связана с духовным миром, вторая с материальным. Противоборство между этими началами, несмотря на весь свой трагизм, благодетельно. Оно закаляет личность, укрепляет ее. Подлинная же свобода обретается, само собой, только в Церкви. 

Сама свобода рассматривается Хомяковым как нечто неоднозначное. Излишняя свобода ведет к разрушению мироздания, ибо являет собой эгоизм. При этом сам эгоизм также необходим как основание жизненного пути. С его помощью человек выделяет себя из мира материальных объектов, осознает себя как личность, познающая мир. Но в развитии эгоизма ему нужно положить предел, который есть предел личной свободы человека. Преодолевая и необходимость, и собственную свободу, человек еще больше возвышается, приближаясь к абсолютной Личности – Богу, чья свобода превыше необходимости материального мира и личной свободы человеков. 

Средством преодоления эгоизма Хомяков считал любовь. Ее он понимал не как чувство или состояние человека, а образ жизни. При этом Хомяков предостерегал от опасностей, которые встречают человека на пути Любви. Она может выродиться в тот же самый эгоизм. Это происходит тогда, когда человек считает любовь средством достижения своего собственного блага. «В истинной любви центр тяжести, – утверждал Хомяков, – переносится на любимый предмет, который перестает быть средством, а сам становится целью, и любимый уравнивает его с собою, если не ставит выше себя, иначе сказать, признавая его уже не средством, а целью, он переносит на него собственные права, часть своей собственной жизни, ради него, а не ради самого себя». 

В плане социального устройства Хомяков связывал свободу с обществом, а необходимость с государством. Общество – это «земщина», всероссийская община, состоящая из множества общин (сельских и городских). Она свободна, ибо основывается на добровольном, братском единении. А государство – это «дружина», образование, ставящее во главу угла объединение на принудительной основе. 

Было бы однако неправильным приписывать Хомякову некий нигилизм в отношении государства. Как указывалось выше, он рассматривал необходимость диалектически, рассматривая ее как важное средство реализации личности. Необходимость не только противоборствует со свободой, но и едина с ней. По мысли Хомякова, русская земская община тяготится властью. Поэтому она и отдала ее русским князьям, которые были призваны ею на княжение. Русский князь, а потом и Царь – избранник Русского народа. Он приносит себя в жертву общине, взваливая на себя бремя власти. Сама же община всегда сохраняет свою автономность, определенную независимость от власти. 

И все же община стоит в центре всей социальной философии Хомякова. Он считает, что именно благодаря ей возможно «сохранение исконного обычая, право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь между людьми и нравственное воспитание людей в смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации мирской, при полной гласности и правах совести». Будущее двух основных сословий России – дворянского и крестьянского виделась им как сотрудничество помещика и сельского мира. Он выступал против западноевропейской модели, в рамках которой индивидуумы строят свое взаимодействие на основе формального права. Помещик и община, согласно Хомякову, должны взаимодействовать посредством полюбовного, братского согласия. 

Вне всякого сомнения, Хомякова следует считать основателем русской социальной философии.


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Корнилов Лавр Георгиевич
Следующее: Шульгин Василий Витальевич
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович