Дудаков Павел Романович



Автор:
Дата: 2013-12-07 21:53
Участник Первой Мировой войны. В 1917 году в период правительства Каледина от Хоперского округа был долговязый хорунжий Дудаков, фигурой своей и маленькой головой на длинном туловище, напоминавшей болотную птицу дудака. Знали о нем, что Дудаков агроном и больше ни чего. Правительство у Каледина было серенькое и в злоязычном Новочеркасске о правительстве даже говорили: равняется на Дудакова. В феврале 1918 года Дудаков тихо исчез из донской столицы и отсутствие его никто не заметил, как не замечал и присутствие после падения первого правительства Каледина. Но уже в марте в советских газетах замелькали известия о каких-то бандах Дудакова, нападающих на Филоново, на Урюпино. Но это было так далеко от центров, что мало придавалось значения какому-то мифическому Дудакову и не менее мифическому явлению, окрашенному дудаковщиной. а так, как Дудаков атаковал не Екатеринодар и Ростов, то о нем скоро забыли.


В парикмахерскую в станице Урюпинской зашел заросший волосами есаул. Присел около засиженного мухами зеркала и крикнул парикмахеру, точившему за перегородкой бритву:
- Цирюльник постричь.
Парикмахер набросил простыню, обтыкал ватой шею, а затем прогнулся в дугу и спросил:
- Бороду также приаккуратить ?
- Да и бородку обработай, - согласился мохнатый есаул.
- Бородку как прикажите: веером, клинышком или а Lа Павел Романович ?
Есаул изумился:
- Это как же а Lа Павел Романович ?
- А Lа есаул Дудаков. Маленькой лопаточкой! Многие стригутся теперь так в Урюпине в честь героя -съ !

Донская волна. № 56. 28 июля 1919г.

"Донская правда", - орган урюпинского большевитского центра так рассказывал о первых операциях Дудакова:
 - 10 апреля он появился в окрестностях ст. Филоново и его разъезды вступили в перестрелку с нашими. Получив тревожные известия, исполнительный комитет немедленно запросил помощи из Себрякова, Борисглебска, Новохоперска и Балашова. Отовсюду, кроме Новохоперска, не имевшаго свободныхъ силъ, были отправлены въ Филоново красноармейские отряды, къ которымъ присоединился и нашъ. Часть соединеннаго отряда 12 апреля перешла въ наступление. Дудаковская банда, засевшая вь х. Родниковскомъ, не выдержала перваго же натиска и бежала въ полномъ беспорядке, оставив все свое имущество и даже недопеченный хлебъ. Въ Урюпинеъ склонны были считать все дело почти конченнымъ и уже собирались посылать все остающаяся вооруженные силы въ тылъ бегущим дудаковцам. Однако Дудаковъ оказался искуснее и настойчивее, чем это предполагали. Собрав наиболее твердых из своих сторонников, он с этим небольшим, но хорошо дисциплинированным и обученным отрядом перекинулся к ст. Урюпинской. 14 апреля проявив ложную демонстрацию в 25 верстах от Урюпина, в стороне от петровской, сам же в ночь с 14 на 15 появился со стороны кирпичных сараев, разобрал рельсовый путь, перервал телеграф, вошел в ст. Урюпинскую, как говорят на возах базарных торговцев и начал пулеметный обстрел штаба обороны. Почему-то все разъезды и почти все караулы оказались снятыми и распущенными по домам. В штабе находилось около 17 членов исполнительного комитета и др., которые не получая ни какой помощи, выкинулись со 2-го этажа и скрылись, не потеряв ни одного убитого. Урюпино оказалось в полной дезорганизации, телефон не действовал, отдельные кучки красногвардейцев и членов и. к. не имели связи друг с другом, не понимали, что происходит и не могли сопротивляться противнику, хорошо организованному, действуещего по заранее обдуманному плану и встречавшему помощь со стороны офицеров и буржуазии станицы".

Донская волна. № 56. 28 июля 1919г.

3 ноября 1922 года «Казачьи думы» публикуют статью «Атаман Дудаков». В марте 1920-го Дудакова Павла Романовича, товарища (заместителя) министра Донского Осведомительного отдела, с 400 донцами англичане вывезли из Новороссийска на греческий остров Лемнос. Ранее там содержались уголовники, а теперь остров решили использовать для российских беженцев. Англичане провели медосвидетельствование в мае и всех годных мужчин от 18 до 45 лет отправили в Крым на усиление Врангеля. Донцы избрали там Дудакова атаманом, делились с ним своим скудным пайком. Казаки возмущались: Дудаков донжуанствовал с дочерьми казаков, а когда началась советская агитация за возвращение домой, генерал Секретев и Дудаков в числе первых начали помогать таким агитаторам. Дудаков же объяснял, что в России осталось 150 миллионов, примирившихся с Советской властью, и казакам иного пути нет, только необходимо заранее решить с советской властью условия безопасного возвращения казаков.