Россия и 1917 год



Автор: Правдюк Виктор
Дата: 2012-03-01 22:30

Вспоминая сегодня последствия краха России в феврале 1917 года, мы не перестаем спорить, почему это произошло. В этом номере нашей газеты свое мнение на этот счет высказывает известный петербургский режиссер-кинодокументалист Виктор Правдюк, автор многосерийного фильма «Великая и забытая» о Первой мировой войне. …По прогнозу немецкого генерального штаба, Германия не сможет выдержать весеннее русское наступление 1917 года. Восточный германский фронт рухнет, и общее поражение неизбежно. Россия хорошо подготовилась к наступлению, создала огромные запасы военного снаряжения, снарядов, сильно укрепились российские позиции в артиллерии и авиации. Единственный выход, по мнению немецких генштабистов, – организовать мощное антигосударственное движение и политическими мероприятиями остановить Россию на пути к победе в самой важной для нее войне...  

Эмигрант Ульянов
А для выполнения этого коварного плана немцам нужны были подходящие марионетки. В конце 1916 года эмигрант Владимир Ульянов прозябал в швейцарском городе Цюрихе. Настроение его было подавленным. Никаких признаков революции он не видел. В уютных кафе, где Ульянов убивал время в дискуссиях с другими эмигрантами, он неоднократно заявлял, что в России никогда не будет революции, поэтому ему, Ленину, пора уезжать в Южную Америку, где все кипит и волнуется... А если Россия еще и победит в великой войне, то им всем никакого дела не найдется. Дело для Ульянова-Ленина, к несчастью нашему, нашлось. К впавшему в прострацию Ленину германцы послали своего агента, одного из организаторов бандитских беспорядков 1905 года, авантюриста и провокатора Парвуса-Гельфанда. Лидеру большевиков были обещаны деньги, всемерная помощь в организации забастовок, выпуска газет и листовок. Близорукость германского генштаба и недальновидность императора Вильгельма заключались в том, что они выращивали бациллы болезни, которая взрастет чуть позднее и на германской почве. Германский ужас сменится Гитлером, ленинский хаос и террор – сталинским ужасом.

На фото: Первым делом революционеры сожгли архивы полиции

 

Немалые деньги
...Немцы выделили немалые деньги. И Ленин поехал в Россию в вагоне врагов России. Интересно, что другой видный социалист, Георгий Плеханов, тоже рвался домой в начале 1917 года. И представьте себе, приехал на Финляндский вокзал 13 апреля, на три дня раньше Ленина. При этом Георгий Валентинович ехал через союзные Францию и Англию. Был, оказывается, и такой путь. Большевики же после приезда Ленина учредили на немецкие деньги сотни газет по всей России, на корню покупали типографии и начали тотальную антироссийскую пропаганду за поражение в войне. Плеханов от бандитских действий ленинцев пришел в ужас, уехал в Финляндию, где вскоре и умер.

И англичане не дремали
Конечно, Россию в 1917 году раскачивали не только ее противники в мировой войне. Друзья-соперники из Антанты тоже приложили свою руку. Сегодня из архивных крупиц (основной массив документов об этом англичане до сих пор держат в секрете) можно сложить мозаику о враждебной деятельности британского посла в Петрограде сэра Джорджа Бьюкенена. Английский дипломат щедро тратил громадные суммы денег (около 23 миллионов рублей) на поддержку оппозиционеров в России, оплачивал рабочим забастовочные дни... Пожалуй, Бьюкенена следовало выдворить из Петрограда, но кто же посмеет поднять руку на такого союзника?И вот результат: после крушения императорской России премьер-министр Великобритании удовлетворенно сказал: «Теперь уже никогда Россия не будет угрожать Англии». Антанта могла уже обойтись без крови русских солдат. На горизонте маячило вступление в войну США...  

На фото: Р. Френц. На Знаменской площади в февральские дни 1917 г.

 

Страшная жертва
Государь Николай Александрович накануне 1917 года буквально разрывался на части. Руководство военными действиями, планирование и подготовка к победному наступлению, забота о военном производстве, парирование нападок партийных политиканов, неприятие Думой царских министров. Русский царь и накануне войны, и в ходе ее пытался пробудить уснувший российский патриотизм. Государь своим образом жизни, интересом к русской истории, к древним иконам, возрождением нео­русского стиля в архитектуре, подьемом начального образования стремился показать патриотические стремления, без которых у державы постепенно отнимается будущее. Но уснувший патриотизм государю удалось пробудить только ценою страшной своей жертвы вместе с гибелью образцовой русской императорской семьи.

Трагедия интеллигенции
Российская интеллигенция не услышала своего императора. И что же? Тем отречением устроила свою счастливую судьбу? Как раз наоборот. Вот несколько примеров. Либеральный писатель Леонид Андреев, укрывавший в своем доме террористов, уже в начале 1919 года закричал: «Ленин, отдайте нам Россию!». И умер в финском тогда Зеленогорске от тоски, глядя на Кронштадт и не видя там Андреевского флага... Поэт Максимилиан Волошин после приема в Париже в 1905 году в масонскую ложу записывал в дневнике: «Каким бы я был великолепным французом! Впрочем, что связывает меня с Россией? Только Достоевский». А вот в начале 1930-х годов жена Маруся предложила Волошину: «Давай повесимся!». Поэт и сам был близок к этому, но сердце не выдержало. Таких примеров – сотни...  Конечно, сегодня нам необходимо учитывать 70-летние последствия большевизма. Именно из-за этих последствий всем нам надо набраться терпения. При всех недостатках нынешней государственной власти у нее, как и у нас всех, не хватает времени. Не хватает опыта. Не хватает квалифицированных кадров. Эта проблема выхода из посткоммунистического периода прекрасно и доступно описана в книге философа Ивана Ильина «Наши задачи». Как и в столыпинские времена, сегодня актуальна мысль о стабильности государственной власти, о постепенности разумных перемен и о терпении, в котором должно быть больше труда, чем болтовни; больше честности, чем популизма; больше веры, чем расхристанной свободы; больше кропотливого ежедневного созидания, чем разрушительных демагогических митингов и обещаний немедленного счастья. Нужно иметь в виду, что второго пришествия коммунистов-необольшевиков Россия не выдержит, погибнет.  

Что делать?
Кроме страшных жертв, которые Россия понесла на бесовских ристалищах XX века, произошла – из-за истребления элиты во всех без исключения сословиях – офицерстве, крестьянстве, рабочей аристократии, государственных управленцев – дегенерация общественной жизни. Чтобы восстановить общественные функции, необходимы годы и годы спокойного взвешенного развития. Если бы нетерпение не взрывало российскую почву 1917 года и наши протестанты дождались победы в большой войне, в России давно бы установилась та естественная политическая система власти, о которой мы сегодня так напряженно и страдальчески думаем. И еще одно. Зачем мы стоим с горящими свечками в храмах? Если стоим и молимся искренне и не для вида, то не можем мы не понять, что стоим мы потому, что живем и куда-то движемся вместе с Христом. Живым Иисусом Христом. И позвольте напомнить одну глубокую мысль Федора Достоевского и Константина Леонтьева. Если моя страна сделает что-либо против Христа, то не нужна мне такая страна. В этой мысли заложена самая истинная и глубокая любовь к Отечеству.

Виктор Правдюк — питерский режиссер-кинодокументалист — известен как автор интереснейших передач-исследований, посвященных истории ХХ века

"Петербургский дневник"