Бердяев Николай Александрович
Автор:
Дата: 2010-08-29 19:19
Бердяев Николай Александрович (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции. Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус «и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». В 1894 Бердяев поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешёл на юридический. В 1897 был арестован, провел 1 месяц в тюрьме. В 1899 был сослан на три года в Вологду. В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 годов. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922 гг.). Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу». После отъезда (на так называемом «философском пароходе») Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами:Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.
«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем
материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал
владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я
имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда
не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на
которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и
обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём,
высказывать мнения самые противоположные».Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует
назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт
парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт
персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт
эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были
опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949),
«Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др. «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей
Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые.
Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел
трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое
тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что
меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные
событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же
эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений.
История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три
войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России,
малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский
коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и
оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем
окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел
четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три
года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири,
был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании». Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва
сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство
Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел. Основные положения философии: наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт
эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для
меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат
свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть
уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и
Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю
предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11. Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев
перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», —
писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе
религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые
философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и
индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм,
антропософию, теософию, Каббалу и др.
Предыдущее: | Безобразов Владимир Михайлович |
Следующее: |
Бернацкий Михаил Владимирович |
Лучшее по просмотрам: | Колчак Ростислав Александрович |
Последнее: | Долматов Владимир Иванович |