Ульянин Сергей Алексеевич



Автор:
Дата: 2010-06-20 00:45

Ульянин Сергей Алексеевич (13 сентября 1871, Москва — 13 октября 1921, Лондон) — российский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный лётчик. Инициатор практического применения аэрофотосъёмки в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолета.

Из потомственных дворян Московской губернии. Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто.  Окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус. 1894 — Окончил 3-е Александровское военное училище. Выпущен подпоручиком в пехотный полк. 1894 — Желая перейти на службу в артиллерию, он сдал экзамены при Виленском Окружном артиллерийском управлении. 1895 — Окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательского парка в Петербурге (по первому разряду). Выпущен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение. 1895 — Начал конструировать воздушные змеи с целью подъема наблюдателя. Создал змейковый поезд — конструкцию из 7-10 змеев, способную поднять четырех наблюдателей. 1899 — Опубликовал в «Артиллерийском журнале» статью «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел» (идея прибора используется до сих пор). 1904 — Начал заниматься вопросом дистанционного управления летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами. 1905 — Командир Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения. 1908 — Получил привилегию на изобретение фотографического аппарата для автоматической записи фотограмметрических данных (аппарат использовался до 1920-х гг.). 1908 — Построил модель биплана с тандемным расположением крыльев и двумя двигателями (приз на конкурсе моделей в 1910 г.). 1909 — Проект двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей. 1910 — В числе первых семи штаб- и обер-офицеров направлен для обучения полетам и получения диплома пилота-авиатора во Францию.
1910 — Получил привилегию на изобретение складного разборного змея и парусной каретки, а также на принцип дистанционного управления транспортными средствами, а в начале 1910 г. капитан Сергей Ульянин вместе с братьями Владимиром и Александром Лебедевыми, коммерсантом Ломач создали Петербургское Товарищество авиации (ПТА). ПТА в феврале того же года удалось получить заказ от Главного Инженерного управления на "складной" самолет. В условиях контракта указывалось, что машина в разобранном виде должна первозиться за войсками и приводиться в боевую готовность за 2 часа. 1910 — Проект разборного военного самолета-разведчика (ПТА № 1, построен в 1911 г.). 9 августа 1910 — Четвертым из российских военных и восьмым из русских получил диплом летчика за №181. 1910 — Призер первого праздника воздухоплавания в России. 1910 — Первый начальник Авиационного отдела (АО). 24 ноября 1910 — Действительный член Императорского Русского Технического Общества (ИРТО). 26 января 1911 г. завершена постройка военного биплана "ПТА №1", модификации самолета "Фарман"-4, отличавшейся от базовой модели уменьшенной площадью крыльев и гондолой для пилота и наблюдателя. Самолет был удостоен премии на Первой международной выставке воздухоплавания 1911 года в Петербурге. Летные испытания "ПТА №1" на Коломяжском аэродроме в Петербурге проводил сам Владимир Лебедев. 1912 — Разработал проект правил конкурса приборов для метания бомб с аэропланов (аэростатов). 26 марта 1913 — Привилегия на «Разборную палатку для аэропланов». 5 октября 1913 - полковник. 18 августа 1914 — Первый начальник Военной авиационной школы в Гатчине (ВАШ). 1915 — Получил привилегию на изобретение гироскопа. 1915 — Первый председатель Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества.
10 октября 1915 — В манеже Адмиралтейства демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии». Дистанционно (по радио) управляемый катер прошел из Кронштадта в Петергоф. 7 марта 1916 — С момента утверждения штата Военной авиационной школы служит на должности генерал-майора. 1916 — Получил патент Англии на электрическое реле очень высокой чувствительности. 22 августа 1916 — Помощник начальника Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ). 19 апреля 1917 — Первый начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. 9 июня 1917 — По собственной просьбе назначен помощником начальника УВВФ по школьной части. Осень 1917 — Начальник Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ). Март 1918 — Командирован за границу для ликвидации дел Закупочной комиссии и для организации новой Авиационной информационной миссии в Англии, Италии и Франции. В Англии эмигрировал и обратно в Россию не возвращался. Скончался 13 октября 1921 года в Лондоне. Похоронен на кладбище Лэдуэл.

Награды:Орден Св. Владимира III и IV степени; Орден Св. Анны II и III степени; Орден Св. Станислава III степени; Орден Почётного легиона Французской Республики IV степени; Благоволение Е. И. В. Государя Императора за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны (6 декабря 1916).Медали: «В память Царствования Александра III»; «В память 300-летия Царствования Дома Романовых. 1613—1913».


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Янушкевич Николай Николаевич
Следующее: Фостиков Михаил Архипович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович