Китицын Михаил Александрович



Автор:
Дата: 2010-05-21 02:32

Китицын Михаил Александрович (17.09.1885 — 22.08.1960), выдающийся русский подводник, родился в 1885 году в Чернигове. В 1902 поступил в Морской кадетский корпус. В 1905 окончил Морской корпус, произведен в мичманы и направлен на Балтийский флот. Н.В. Рогге был его однокурсником по Морскому Корпусу (выпуск 1905). Владел французским языком. На крейсере «Олег» участвовал в Цусимском сражении. После русско-японской войны служил на транспорте «Бакан». В 1909 окончил офицерский класс Подводного плавания. В 1910–1913 командир подводной лодки «Судак» на Черном море. В 1914 числился на старшем курсе Николаевской морской академии. В годы 1-й мировой войны командовал подводной лодкой «Тюлень» Черноморского флота, капитан 2 ранга. Михаил Александрович Китицын — кавалер всех русских орденов с мечами. Подводная лодка под командованием Михаила Александровича Китицына во время Первой Мировой войны захватила и потопила только в 1915 году пять парусников.  В 1916 году от ее умелых действий пострадали 21 парусник и три парохода, в том числе хорошо вооруженный военный транспорт «Родосто» (водоизмещение 6000 тонн). «Тюлень» привел его, несмотря на возникший на нем пожар, в качестве «приза» в Севастополь. Захват этого парохода является, пожалуй, единственным случаем в русском флоте, когда подводная лодка после артиллерийского боя с судном противника не только вышла из него победителем, но и сумела привести его в свой порт. Высочайшим приказом по Морскому ведомству от 03.08.1916 награжден Георгиевским оружием, приказом от 01.10.1916 награжден орденом Св. Георгия 4 ст. Сдав подводную лодку «Тюлень» новому командиру 02.09.1917, уехал в Петроград на должность начальника Отдельных гардемаринских курсов.С 10.1917 капитан 1-го ранга.

   

6 октября 1917 года «Тюлень» снова отличился. В 0.50 немного севернее Игнеады лодка заметила крупный пароход. Китицын снова зашел со стороны берега и с дистанции 12 кабельтовых приказал открыть огонь. Получив несколько попаданий, пароход  «Махи» остановился. Китицын по радио запросил из Севастополя корабли для конвоирования приза и 7 октября передал трофей эсминцам «Счастливый» и «Зоркий» В октябре 1917 М.А. Китицын убыл во Владивосток руководителем морской практики. Участие в Гражданской войне началось для «Тюленя» с неудачи. 1 мая 1918 года лодка была захвачена в Севастополе германскими войсками, однако потом, перейдя на сторону Белого движения, она оказалась в составе Черноморской эскадры Вооруженных сил юга России.М.А.Китицын хоил на судах Сибирской флотилии. Одно время он заведовал гардемаринскими классами в должности начальника Морского училища во Владивостоке.  С осени 1918 начальник Морского училища во Владивостоке, в 1920 командуя отрядом судов (крейсер «Орел», транспорт «Якут» и ледокол «Байкал»), ушел с гардемаринами училища и 500 чинами флота с членами их семейств из Владивостока. 09.11.1920 на транспорте «Якут» пришел в Севастополь. В марте 1921 прибыл с Русской эскадрой в Бизерту (Тунис), где из Владивостокского и Севастопольского Морских училищ был создан Морской корпус, в котором М.А. Китицын стал начальником строевой части. В марте 1922 34 старших гардемарина владивостокской роты были произведены в корабельные гардемарины. После этого события, в августе 1922 М.А. Китицын уехал в США.В Нью-Йорке Михаил Александрович Китицын работал таксистом, затем, получив американское гражданство, поступил инженером на городскую службу, строил нью-йоркскую подземку, в том числе туннель под Гудзоном.  В период "Великой депрессии" три года проработал в Колумбии, занимаясь топографическими съемками. Вернувшись в Нью-Йорк, сдал экзамен и продолжал работать топографом в городской службе. В годы Второй мировой войны служил в американских ВМС, работал топографом на строительстве военно-морской базы в Вирджинии. После окончания войны в Нью-Иорк не вернулся, оставшись топографом на строительстве дамбы оросительной системы, позже вновь работал инженером в штатах Айдахо и Вашингтон. Михаил Александрович Китицын стал основателем и первым председателем (1923–1926) Общества офицеров Российского императорского флота в США. Автор воспоминаний «На подводной лодке «Тюлень». В 1955 г., выйдя на пенсию, переехал во Флориду, в город Сент-Питерсбург, где и скончался в возрасте 76 лет  в ночь на 22 августа 1960 года.


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Марли Анна Юрьевна
Следующее: Безуар Василий Викторович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович