Об иконе Святителя Николая Чудотворца в истории Белого движения



Автор: Веригин Андрей
Дата: 2010-05-15 01:14

На Спасской и Никольской башнях Московского Кремля обнаружены древние надвратные иконы, которые были замурованы в советские годы и долгое время считались утраченными. "Факт в том, что, по крайней мере, на двух башнях Кремля иконы обнаружены. Это эпохальное событие с точки зрения культурных открытий", - заявил глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин во вторник на пресс-конференции. В. Якунин добавил, что реализуемый фондом проект "не ограничивается только этими двумя башнями, просто в отношении Спасской и Никольской башен у историков было больше оснований делать предположения о сохранности надвратных икон". По имеющимся историческим материалам, на Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо.

На фото: Никольская башня Кремля и икона святителя Николы, обстрелянные большевиками

 Найдена именно та икона Николая Чудотворца, фотография которой была отправлена как благословение патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. Из  воспоминаний ротмистра Князева, личного адъютанта Александра Васильевча Колчака:"В первых числах января 1919г. к Адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля... Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт ещё письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки. «...Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи...» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест. В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. Плотно прибит по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере – Опиуму Народа». На следующий (день), 7-го декабря 1918 г ., собралось множество народу на молебен, который, никем не нарушимый, подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» – флаг спал с Образа Чудотворца... Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он это помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые... и... место было очищено. На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г . 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич – Благословение – на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной... Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощи и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России». Я помню, как Адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита... А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе – против чудовища насилия!». Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена Адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца – Патриархом мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной  области дар сей – Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919г."   

На фото: Народный листок, подготовленный Временным Церковным Управлением в Сибири Лицевая часть. ГАРФ. Ф. 341. Оп.1. Д. 52/1. Л. 207-208.

Патриарх передал в дар Колчаку фотокопию иконы Святителя с символичным наказующим и ограждающим мечом, давая ему, таким образом, не публичное благословение, а скрытое признание, иными словами положительное отношение к тому делу, совершаемое адмиралом Колчаком. Нужно учитывать еще и особенное почитание, которым пользовался Святитель Николай Чудотворец у моряков. Известно также, что Святитель Николай Чудотворец считался небесным покровителем сибирского казачества, начавшего белую борьбу на Востоке России. Наконец, Святитель Николай Чудотворец – небесный покровитель Государя Императора Николая Александровича Романова. Вручение фотокопии иконы адмиралу Колчаку весьма символично.  что сам Колчак оценивал «борьбу с большевизмом» именно как «крестовый поход» подтверждают и его слова, сказанные на собрании дружин Святого Креста в Омске 26 октября 1919 г. «Так хочет Бог» – повторил Верховный Правитель слова римского папы Урбана II, отправлявшего крестоносцев из Клермонта в Иерусалим, чтобы освободить «Гроб Господень». 


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 23:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 14:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 14:25)
Об иконе Святителя Николая Чудотворца в истории Белого движения (2010-05-15 01:14)
Историк А.Б. Зубов обратился в суд с иском к журналу "Эксперт" (2010-05-14 01:09)
Мосгорсуд: Дело об убийстве Николая II прекращено незаконно (2010-05-14 01:05)
Открытие часовни памяти Царя Николая II (2010-05-12 00:54)