Из дневников Зинаиды Гиппиус о времени большевиков



Автор: BR News
Дата: 2020-02-12 12:23
Из дневников Зинаиды Гиппиус
(Зинаида Гиппиус «Дневники». Изд. Захаров. М. 2002)

«10 ноября 1917 года, пятница. Кошмар длится. Сместил Ленин верховного главнокомандующего Духонина. Назначил прапорщика Крыленко (тов. Абрама) ».
«24 января 1918 года, среда. Погромы, убийства грабежи, сегодня особенно на Вознесенском, продолжаются без перерыва. Убитых скидывают в Мойку, в канал, или складывают как поленицы дров».
«26 февраля 1918 года, понедельник. Новость Официально объявлена Петроградская коммуна и Диктатура Троцкого» чем стала Россия непосредственно после революции? Слушайте ещё раз «Официально объявлена Петроградская Коммуна и Диктатура Троцкого!» - Троцкого! То есть государство, созданное в результате переворота 7 ноября 1917 года называлось «Петроградской Коммуной и Диктатурой Троцкого». «Советская Россия» и, тем более, «СССР» – это названия, которые придут позднее! А сейчас была "Петроградская Коммуна", типа, русская "Парижская Коммуна". Троцкий был достаточно реалистичен, чтобы понимать, что Петроград - ещё не Россия; и понимал, что без помощи тех, кто прислал его на пароходе из Нью-Йорка, жить ему осталось всего ничего. Страх за свою жизнь делал его невменяемым и заставлял максимально напрячься».



«17 марта 1918 года, суббота. Вчера на минуту кольнуло известие о звероподобном разгроме Михайловского и Тригорского – имений Пушкина. Но ведь уничтожили и усадьбу Тургенева. Осквернили могилу Льва Толстого. А в Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, школьников кадетского корпуса, думая, что это и есть, объявленные вне закона «кадеты». У России не было истории. И то что сейчас происходит – не история. Это забудется как неизвестные зверства неоткрытых племён на необитаемом острове. Канет. Мы здесь живём сами по себе. Кто цел – случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, «по районным советам…».
«18 мая 1918 года, пятница. Скажу кратко: давят, душат, бьют, расстреливают, грабят, деревню взяли в колья, рабочих в железо. Трудовую интеллигенцию лишили хлеба совершенно: каждый день курсистки, конторщики, старые и молодые падают десятками на улице и умирают тут же, сама видела…».
«14 октября 1918 года, воскресенье. В Гороховой (ВЧК) «чрезвычайке» орудуют женщины (Стасова, Яковлева), а потому – царствует особенная, - упрямая и тупая, - жестокость. Даже Луначарский с ней борется и тщетно: только плачет (буквально, слезами!) Характерен современный большевистский лозунг: «лучше расстрелять сто невинных, чем выпустить одного «виновного»! Отсюда и система заложников и всё остальное. Пища иссякает. Масла нет и по 40 рублей фунт. Говядина была уже 18 рублей. Едят только красноармейцы. Газет не читаю, – там одни декреты».
«22 октября 1918 года, понедельник. Обеими руками держу себя чтобы не стать юдофобкой. Столько евреев, что диктаторы, конечно, они… (улицы) переименовали. То улица «Нахамкинсона», то улица «Слуцкого», и других неизвестных большевистских жидов».
«28 октября, воскресенье. Да ведь мы все - умираем от голода, многие опухли - страшны до неузнаваемости. Точно голод в Индии. Не только мы, интеллигенция, - в таком положении и рабочие: ведь нельзя с семьёй жить на 450 рублей в месяц, когда кусок мяса (если добудешь) стоит 200 рублей. Я это пишу и знаю, что мне потом не поверят. Но я честным словом заверяю – мы умираем с голоду. Умирают все (кроме комиссаров, их присных и жуликов)»
«2 декабря 1918 года, воскресенье. В прошлом году у нас было масло, молоко – вообще что-то было (магазины, лавки и т.д.). Теперь чёрная мука – 800р., каждое яйцо – 5-6 р., чай – 100р., (всё, если случайно достанешь)…Наше «сегодня» - это не только ни в какой мере революция. Это самое обыкновенное кладбище».
«15 декабря, суббота». На Садовой – вывеска: «Собачье мясо, 2р.50к. фунт». Под вывеской длинный хвост. Мышь стоит 2 р.».