Город Романов-на-Мурмане: кого здесь почитают и помнят



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-10-07 11:35
Кого чтит Мурманск, встречая своё 103-летие? Может быть, основателя города Романова - на- Мурмане (Мурманска) - святого мученика Николая Второго? Нет! Вы удивитесь, но город, а вернее, чиновники просоветских взглядов, трепетно чтут память товарища Сергея Мироновича Кирова, пламенного коммуниста. 4 октября 2019 года в день города мне довелось побывать в центре города, где был в 1916 году основан по указу Императора Николая Второго Мурманск. Молебен на основание города совершил 103 года назад в день Отдания праздника Крестовоздвижения 4 октября (по старому стилю - 21 сентября) архиепископ Архангельский Нафанаил у Поклонного Креста, и там же было освящено место под Никольский храм. Однако из- за событий революции храм так и не был построен. В 1929 году на месте закладки храма был построен Дворец культуры. После убийства Кирова Дворец назвали ДК имени Кирова и рядом установили в 1940 году памятник Кирову. Однако в 2004 году духовенство и мурманчане по благословению митрополита Мурманского Симона 4 октября установили памятный крест возле ДК имени Кирова и освятили место под строительство мемориальной часовни. Но эта часовня так и не была построена. Крест все эти годы стоял, мурманчане приходили, молились, прикладывались ко Кресту вплоть до 2019 года. 4 октября 2019 года в день города оказалось, что часть площади, где находится и крест, и памятник Кирову, обнесены со всех сторон временным забором. Объявление на этом заборе гласит, что здесь будет стройплощадка объекта "Сквер у памятника С.М. Кирова". Это вопиющая несправедливость. Дай Бог нам снести памятник коммунисту Кирову, а также и памятник Ленину (такой есть неподалёку) и поставить на месте основания города храм во имя его основателя, мученика Государя Николая Второго, а рядом и памятник царю Николаю.



Надо сказать, что на совести Кирова - прямое участие в красном терроре. Так, по приказу Кирова 6 июля 2019 года был расстрелян новомученик архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). Из жития новомученика Митрофана: "6 (19) января 1919 года в Астрахань прибыли известные своей жестокостью советские руководители Киров и Атарбеков. В 10 марта в Астрахани началось восстание рабочих и солдат, которое было беспощадно подавлено большевиками, при этом были расстреляны приходские советы некоторых церквей. Обеспокоенный этими расстрелами, владыка вслух стал задаваться вопросом: «Что же делать? Этак они уничтожат все духовенство. Как же быть?» На Благовещение он совершил литургию в Благовещенском монастыре, сказав в проповеди и о «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». В конце марта на Страстной седмице архиепископа посетила делегация во главе с протоиереем Димитрием Стефановским, они стали единодушно убеждать его покинуть город. – Владыка, – сказал отец Димитрий, – нам доподлинно известно, что среди военных есть лица, требующие вас «к стенке». Вам нужно немедленно, именно сейчас оставить Астрахань. Мы приготовили вам дощаник... Вас там ждут. Завтра, может быть, уже поздно будет. – Вы предлагаете мне побег, – рассердился владыка, – и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди крест Спасителя, и он будет укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виновен перед своей Родиной и народом. 11 мая 1919 года в Знаменском храме состоялось долгожданное прославление священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого в 1671 году сподвижниками Степана Разина. 7 июня 1919 года, в канун праздника Святой Троицы, владыка Митрофан служил всенощную в Троицкой церкви, и после всенощной остановился на ночь у настоятеля, намереваясь служить утром в этом же храме литургию. В первом часу ночи вооруженные красноармейцы арестовали его. Владыка сидел в это время в кабинете настоятеля и делал наброски к проповеди. Сохраняя полное спокойствие, архиепископ надел рясу, скуфью, благословил всех растерянно столпившихся у двери людей и последовал вслед за красноармейцами. В эту же ночь был арестован и епископ Леонтий. Верующие стали искать возможности встретиться с Атарбековым, которого боялись все жители города, – когда он шел по городу, то прохожие прятались в первые попавшиеся подворотни. Председатель церковно-приходского совета кафедрального Успенского собора, выхлопотав пропуск к Атарбекову, встретился с ним в его кабинете в ЧК и рассказал ему о цели своего визита. Тот молча выслушал и, когда староста закончил говорить, спросил, уверены ли верующие в невиновности архиереев и ручаются ли они, что те не будут вмешиваться в политику. Обрадовавшись вопросу, староста с готовностью поручился за архиереев. В ответ Атарбеков велел принести ему письменное ходатайство, и староста ушел от него в полной уверенности в скором освобождении узников. В коридоре ЧК староста увидел архиепископа Митрофана и в двух словах сообщил ему о своем визите к Атарбекову, на что владыка сказал: «Хлопочите, я чист и ни в чем не виновен – вы за меня краснеть не будете...» В тот же вечер было составлено ходатайство от членов церковноприходского совета кафедрального собора об освобождении архиепископа Митрофана, в котором они, в частности, писали: «По правилам нашей православной веры Церковь не может оставаться без правящего церковного епископа, и долгое непонятное заключение управителя нашей Церкви породит всевозможные кривотолки, а быть может, и крайние нежелательные последствия во всей Астраханской епархии. Потому усиленно просим отпустить из-под ареста архиепископа Митрофана на наши поруки, которого обязуемся представить власти во всякое время для снятия допроса. Если по каким-либо возведенным на него обвинениям он подлежит суду, то мы покорнейше и усиленно просим судить предстоятеля всей Астраханской Православной Церкви воистину народным судом в присутствии членов церковно-приходского совета церквей города Астрахани». На следующий день староста поспешил к Атарбекову. Тот внимательно прочитал бумагу и спросил, почему ходатайство от собора, а не от союза церквей, на что староста ответил, что соборянам казалось так лучше, но он может принести и другую бумагу. Выслушав старосту, Атарбеков с яростью стал ему выговаривать: «Почему ваш Митрофан не вошел в союз церквей? А теперь ты цепляешься за этот союз и хочешь принести мне бумагу от него! Вот что, друг, бери свою бумагу и уходи и не попадайся мне на глаза. Если еще придешь, то я расстреляю сначала Митрофана, а потом тебя!» Староста покинул кабинет и бледный вышел на улицу, где его ожидал отец Димитрий Стефановский, который по одному лицу старосты понял, что хлопоты безрезультатны. В три часа утра 6 июля 1919 года к камере, где содержался архиепископ Митрофан, подошли комендант ЧК Волков и начальник караула. Комендант вошел в камеру и, толкнув ногой спавшего на койке архиепископа, закричал: «Вставай!» Владыка встал, попытался было надеть рясу, но комендант схватил его за воротник и закричал: «Живее выходи, на том свете обойдешься...» И, цепко схватив его за руку, потащил к двери. Оказавшись во дворе, Волков быстро зашагал, влача за собой жертву. Архиепископ был в одном белье, босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и быстро довели до закоулка, где производились расстрелы. Там уже стояли трое красноармейцев с винтовками. Увидев их и поняв, зачем его сюда привели, архиепископ Митрофан благословил их по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукоятью револьвера по правой руке и, сейчас же схватив владыку за бороду, с силой нагнул его голову вниз и выстрелил из револьвера в висок. Архиепископ упал. Через несколько минут те же люди вывели из камеры епископа Леонтия и один из них крикнул: «Эй, выходи скорее, клади своего приятеля в телегу!» Епископ был в нижнем белье. Доведя его до того же места, его расстреляли. Архиереи были не единственными убитыми тогда в Астрахани в застенках ЧК, несколько десятков казненных должны были быть погружены на телеги и отвезены к общей могиле. Протоиерей Димитрий Стефановский договорился с одним из возчиков за деньги доставить тела казненных архиереев в условленное место, пообещав ему произвести погребение до наступления рассвета. Около часа ночи возчики вывезли из тюрьмы тела убитых. Около Красного моста одна из повозок остановилась, и с нее сняли тела двух покойников и переложили в телегу. Могила была уже вырыта около Покрово-Болдинского монастыря. Рубашка архиепископа Митрофана была окровавлена на груди и у рукавов, висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, на сгибе правой руки был синяк и кровоподтек. Архиереев одели в чистое белье, владыку Митрофана в священнические одежды; протоиерей Димитрий снял с себя наперсный крест для архиепископа Митрофана и к его цепочке прикрепил железную коробочку с запиской, где излагались обстоятельства их кончины и погребения". (Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 423-462).

Кроме того, Киров, ставший уже первым секретарем Ленинградского обкома КПСС, и в тридцатые годы не был кротким ягненком. В 1933 году вместе с начальником ГПУ по г. Ленинграду Ф. Медведем и членом ВКП(б) И. Ф. Кодацким входил в состав «тройки» Ленинградской области по рассмотрению дел о повстанчестве и контрреволюции с правом вынесения расстрельного приговора. В СССР продолжали действовать "тройки", которые выносили внесудебные приговоры. В 1929 году, в разгар борьбы с русским крестьянством и сельским духовенством, для "троек" было особенно много работы. Историк С.А. Папков так пишет об этом: "С января 1930 г. в истории советского «чекизма» и его особых полномочий открылась новая важная страница. С того момента, как партия начала приводить в действие план решающего «удара по кулаку» (постановление Политбюро от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации»), значение карательного аппарата ОГПУ и внесудебных процедур резко возросло. В деятельности троек наступил один из самых горячих периодов. 31 января 1930 г. на расширенном заседании коллегии ОГПУ, в соответствии с постановлением Политбюро, был принят план чекистских действий по «ликвидации антисоветских и кулацких элементов». Среди прочих он включал следующие пункты. «Дела на лиц, входящих в первую категорию („контрреволюционный кулацкий актив“), рассматриваются во внесудебном порядке тройками ПП ОГПУ с представителями от крайкома и прокуратуры. Тройки в ПП ОГПУ создать немедленно. Состав тройки выслать на утверждение коллегии ОГПУ. Постановления тройки ПП ОГПУ о конфискации имущества и выселении семей осуждённых оформляются через окрисполкомы". Для проведения массовой операции «по кулакам второй категории» (выселяемых) требовалось также организовать оперативные тройки «для руководства операцией во всей её совокупности», а в окротделах ОГПУ — «аналогичные оперативные группы во главе с начальником отдела ОГПУ». На самом нижнем уровне ставилась задача создать «специальные районные оперативные группы» . В 1934 году "тройки" временно были упразднены, но с 1937 года появились снова. Да, Киров побывал в Мурманске и Хибиногорске. Летом 1932 - побывал в г. Хибиногорске, на АНОФ и других объектах; в г.Мурманске занимался проблемами рыболовных промыслов, побывал на строительстве Дворца культуры, а в 1933 - вместе с И.В. Сталиным и К.Е. Ворошиловым на военном корабле выходил в Кольский залив. Но все его заслуги в хозяйственной сфере ничего не значат по сравнению с причастностью к преступлениям советского режима. Киров не попал под молох репрессий 1937 года. Но, видимо, кровь новомученика Митрофана и других жертв красных преступников вопияла к Небу. И Божия кара обрушилась на советского чиновника, он был убит. Так зачем же сохранять памятники палачам Кирову и Ленину, да ещё и украшать участки вокруг них? Советские памятники надо снести, построить православные храмы, памятник Государю и тогда уже тратить средства на украшение Николаевского сквера в память об Императоре Николае Втором.

Наш Государь вполне достоин и храма, и памятника в центре Мурманска. Напомню об истории основания Мурманска. Государь Николай Второй придавал важное значение строительству железной дороги, которая проходила к северным району кольского полуострова, к бухте Семеновской. Как пишет профессор Иван Федорович Ушаков, нашей Армии в первые же годы войны понадобилось сразу несколько миллионов ружей, а выпускалось тогда у нас только немногим более 500 тысяч. Была острая нехватка патронов и артиллерийских снарядов. Наши заводы не успели развернуть производство. Вооружение и снаряды надо было получать от союзников - Великобритании, Франции. Но Черное море и Балтика подверглись мощному удару неприятеля. Архангельский порт замерзал. И только здесь, у берегов Кольского залива, где теплое течение "Гольфстрим" способно сделать порт незамерзающим, возможно было принимать суда с вооружением и другими грузами от союзников. Именно с этой целью в кратчайшие сроки в неимоверно тяжелых условиях и в притом в ситуации военного лихолетья по решению Императора была проложена через Кольский полуостров к бухте Семеновской железная дорога. Слава Богу, тогда удалось создать именно в интересах ведения войны незамерзающий порт и город Романов-на-Мурмане. Город был назван так в честь 300-летия Династии Романовых, которое отмечалось в 1913. Еще и в довоенную эпоху царь постоянно оказывал помощь Кольскому краю, нашему Трифонов Печенгскому монастырю. Настоятель и строитель монастыря архимандрит Ионафан дважды - в 1899 и в 1907 году удостаивался высочайшей аудиенции. В 1899 году Государь пожертвовал на постройку монастырского храма 15 тысяч рублей. Позже он подарил обители две динамо -машины для устройства электростанции. Еще раз позволю себе процитировать отрывок из книги «Мурманск в истории улиц и площадей» (Мурманск, 2006) ветерана Великой Отечественной войны, историка, профессора Алексея Алексеевича Киселева. Эти факты из истории Мурманска были вполне общедоступны даже в 1970-е годы, при тоталитарном советском режиме (тогда вышла книга Туликова и Киселева), часто припоминались в печати в 1990-е и начали почему-то упорно замалчиваться в настоящее время (за исключением вышеназванного издания 2006 года). Журналисты и краеведы как-то не испытывают особого желания поместить в газетах или озвучить на ТВ исторические имена улиц города, поэтому придется повторить цитату из Киселева в нашей церковной газете. Вот что там говорится о наших мурманских улицах: «План предусматривал в Мурманске семнадцать проспектов и улиц. Главной магистрали города присваивалось название Николаевский проспект (в честь царя). На месте нынешней Ленинградской улицы намечалась Ольгинская (по имени старшей дочери Николая Второго), на месте улицы Воровского – Алексеевский проспект (по имени наследника). Значились на плане улицы Михайловская и Владимирская (по именам брата и дяди царя). В центре полукругом должны были располагаться правительственные учреждения. Огибающую их улицу хотели назвать Мариинской (по имени еще одной дочери царя)". Так вот получается. Едешь по Ленинскому проспекту, вспоминаешь, что историческое его имя - Николаевский, в честь Императора-мученика Николая Александровича.



В 1916 году по указу Государя Николая Второго был основан наш город, которому царь дал имя Романов-на-Мурмане в честь 300-летия Дома Романовых, широко отмечавшегося в 1913 году. 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) в присутствии военных моряков и железнодорожников совершил молебен у креста под открытым небом на закладку храма святителя Николая и основание города. Копия старинной фотографии этого молебна есть теперь в притворе храма Спас-на-Водах (Никольская церковь так и не была построена вместо нее на некогда освященном месте стоит теперь ДК Кирова). Мало кто сегодня вспоминает и точный текст на закладной доске. Поэтому стоит поместить описание этой доски еще раз. Закладная доска хранится в краеведческом областном музее, вот текст надписи на ней и краткое описание экспоната: "Закладная доска об основании города Романова-на-Мурмане Автор: Петроград Датировка: 1916 год Размер: 20х27 см Техника: желтая медь". Описание: "На доске с двух сторон гравированная надпись о закладке храма в новом городе."Во имя Отца и Сына и Святого Духа в лето от сотворения мира 7424 и от Рождества Христова 1916 сентября 21 дня при Державе Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского во вновь строящемся граде Романове на Мурмане при святительстве же Преосвященнейшего Нафанаила епископа Архангельского и Холмогорского заложен сей храм во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Закладка совершена при участиии министров путей сообщения Александра Федоровича Трепова, морского - Ивана Константиновича Григоровича, начальника Архангельской губернии Сергея Дмитриевича Бибикова и начальника работ по постройке Мурманской железной дороги Владимира Васильевича Горячковского в бытность попечителя учрежденного города графа Михаила Евстафьевича Нирода". Храм не был построен. Эта доска была найдена рабочими при рытье котлована под фундамент Дворца культуры им. С.М.Кирова в 1929 г. и передана в краеведческий музей. Закладная доска по сути своей является свидетельством о рождении города Мурманска. Сохранность: полная. Организация: Мурманский областной краеведческий музей (сайт "Музеи России"). 

Как известно, Государь Николай Александрович создал русскую авиацию и русский подводный флот. Кроме того, царь на Мурмане впервые создал Северную Флотилию. Об этом можно прочитать в книге "Северный Флот на страже морских рубежей России": "6 июля 1916 года в ходе Первой Мировой войны приказом по Морскому ведомству было объявлено о создании флотилии Северного Ледовитого океана, предназначенного для защиты морских коммуникаций России на Севере". Уверена, что памятников Ленину, Кирову и другим организаторам террора, не должно быть в России. Надо строить и освящать храмы в честь новомучеников, ставить им памятники, называть в их честь города, улицы, поселки, корабли, школы и вузы.

Галина Сиротинская, Мурманск