Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Исаев - молодой Штирлиц Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Poll :: Нравится ли Вам фильм "Исаев" и почему?

Интересно сделано
37%
 37%  [ 3 ]
Ничего, но могло быть лучше
0%
 0%  [ 0 ]
Как всегда - бледно
25%
 25%  [ 2 ]
Не нравится
37%
 37%  [ 3 ]
Всего голосов : 8


Автор Сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 11:00 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Вчера канал Россия начал трансляцию сериала "Исаев"

Любопытно, что красные там изображены (по крайней мере - пока) не слишком симпатично. В начале фильма - вообще отвратительно.
В этом контексте не совсем понятно, почему Исаев с папой-меньшевиком увлёкся подобными личностями (может - по молодости).
Возможно, его заитересовали коммунистические идеи, потому что мы узнаём, что в годы Нэпа - он уже испытанный член партии.

Предлагаю высказать свои впечатления от увиденного.
Исаев начинается в 21.00 и идёт до 23.50

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 11:32 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Зорин Виктор

Фильм, к сожалению, вчера пропустила, но собиралась смотреть главным образом из-за Даниила Страхова... Smile Может быть завтра поделюсь своими впечатлениями.)

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 2:30 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Вызывает симпатию "главарь белогвардейской банды" в Ревеле граф Воронцов (Пореченков) и его приятель - экзальтированный литератор Леонид Никандров (Маковецкий).

Жалко, что исчез с первых кадров Юрий Соломин (папа Исаева), отбыв из красной России заграницу.
Надеюсь, что появится в следующих сериях.
Хорошо, что нет прямых намёков на Тихонова, но сохранились музыкальные аллюзии: лирическая тема в сцене романтической любви шифровальщицы советского посольства к Воронцову отсылает к сцене встречи Штирлица с женой в кафе.
А злобный клавесин при появлении шефа германской разведки, плетущего кровавые интриги в Эстонии, напрямую отсылает к размышлениям Штирлица о фашистах (фашистская тема, если так можно выразиться).

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 3:20 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Немного о фильме:

Многосерийный художественный фильм о молодых годах легендарного литературного героя - разведчика Всеволода Владимирова, известного затем под именами Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц.

Картина основана на трех произведениях Юлиана Семенова: рассказе "Нежность" и романах "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". Всего Всеволод Владимиров фигурирует в 14 книгах Юлиана Семенова.

Действие фильма происходит в 1920-е годы. Исаев начинает работу в качестве разведчика. Он выполняет свои первые задания. Сначала едет в Ревель, чтобы пресечь контрабанду ценностей, похищенных из Гохрана. По возвращении Дзержинский отправляет его во Владивосток для сбора информации о действиях белых. Затем ему приходится уехать за границу для наблюдения за контрреволюционной эмиграцией.

"Это история человека, пытающегося найти почву под ногами", - говорит режиссер Сергей Урсуляк.

Интересные факты

Съемки фильма "Исаев" начались в Севастополе в начале 2008 года. География проекта обширна: Севастополь был превращен художниками во Владивосток и Шанхай, оттуда отплыл теплоход с главным героем. Кострома и Ярославль - в Хабаровск, там в землянках и окопах разыгрывались батальные сцены, а Таллинн сыграл "роль" Западной Европы. Жанр этого фильма можно определить и как детективно-приключенческую сагу, в нем много трюков и погонь, будет и любовная линия - отношения Исаева с его молодой красавицей женой.

Image

А вот ответ на вопрос – пожалуй, не только любопытный, но и самый важный, - почему интеллигент Исаев, сын профессора, работник пресс-группы Колчака, стал чекистом, так с экрана и не прозвучит. Хотя самих "проклятых вопросов" будет хоть отбавляй:

- Максим Максимович за кого: за белых или за красных?
- Максим Максимович разбирается.
- А Всеволод Владимиров?
- ...

"Мы старались обойти эту тему, - говорит Сергей Урсуляк. - Боялись запутаться. Вопрос такой задаем, но не отвечаем на него <…> В первые годы революции многие классово ей чуждые люди приняли ее и пошли ей служить. Дальше мы решили не копать".

"Максим Максимович в первую очередь служит Родине, а уж какая она…" - подхватывает Даниил Страхов.

Как же именно Исаев служит родине? В 20-е годы, будучи сотрудником иностранного отдела ВЧК, он выполняет свои первые задания. Сначала едет в Ревель (Таллинн), чтобы пресечь контрабанду ценностей, похищенных из Гохрана, а затем отправляется во Владивосток для сбора информации о действиях белых, после чего уезжает за границу для наблюдения за контрреволюционной эмиграцией.

Противники Исаева, кстати, вызывают ничуть не меньшую симпатию, чем он сам – это просто люди, оказавшиеся по ту сторону баррикад. Взять хотя бы графа Воронцова в исполнении Михаила Пореченкова – о нем если говорят, то исключительно как о настоящем аристократе и человеке чести. У него богатая экранная биография, у него масса достоинств и не меньше милых слабостей.

Помимо Страхова и Пореченкова зрители увидят в ленте немало других знакомых лиц. Почти весь актерский состав из предыдущей работы Урсуляка - сериала "Ликвидация" - перешел и в этот его проект. Это Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Константин Лавроненко, Ксения Раппопорт и многие другие. А вот звезду "Ликвидации" Владимира Машкова мы не увидим: хотя его и приглашали на одну из ролей, обстоятельства сложились так, что актер был вынужден отказаться.

Если "Ликвидация" целиком была снята в черно-белых тонах, то "Исаева" наполовину "раскрасили". Все российские сцены – серые, все заграничные – яркие, цветные. Возникающий контраст говорит не только о том, что советской власти в самый раз серые тона
Сам режиссер объяснил свой выбор так:

"В черно-белом кино правды гораздо больше, чем в цветном. Когда допридумываешь цвета, они кажутся более правдивыми.

Image

Даниил Страхов: "Я на 20 лет глупее Штирлица"
- Даниил, почему фильм снимался так долго? Обычно сериалы укладываются в более короткое время.

- Можно снимать и серию в день …. Это просто другая история. И к сериалу как таковому это не имеет никакого отношения. То, чем занимается Сергей Урсуляк, это многосерийный телевизионно-художественный фильм.

- Расскажите о молодом Исаеве. Если примерно прикинуть, ему в этой истории должно быть лет 20…

- Насколько я выгляжу, такого он и возраста. Учитывая то, что раньше люди были взрослее, и события, которые происходят в картине, людей в прямом смысле старят, никто не пытается изменить мой реальный возраст.

- И все-таки какой он – наивный, романтичный, мечтательный, полный иллюзий?

- Действительно, Исаеву до Штирлица целых 20 лет жизни, 20 лет одиночества, если хотите, 20 лет работы-жизни с таким отрывом от родины, от близких, от любимых людей. Конечно, эти годы не могли не повлиять на его характер. Именно этого закрытого, с задернутыми шторами, едва уловимыми движениями души – этого Штирлица блистательно сыграл Тихонов. Я же, конечно, на 20 лет глупее. Исаев и Отто фон Штирлиц – это 2 разных персонажа, объединенных одной историей, одним автором, одной темой.

"Исаев" - это бондиана, но на фоне истории. В фильме глазами персонажа мы смотрим на то, как разваливается страна, как жизнь превращается в братоубийственную бойню. Как люди принимают решения быть на той или другой стороне не потому, что они так считают, а потому, что так сложились обстоятельства.

- В этом фильме произойдет встреча Исаева с будущей женой, которую мы уже видели в "17 мгновениях". Как это будет ?

- Могу сказать одно: в нашей картине Максим Максимыч не только будет смотреть на свою будущую супругу, но и общаться с ней вербально и даже целовать. Вера Строкова, которая ее играет, замечательный партнер, и работать с ней - одно удовольствие.

- Как воссоздаются в кадре 20-е годы?

- Художникам по костюмам приходится очень несладко. Все собирается по крупицам, это кропотливая, внимательная, тонкая работа. При том, что Сергей Владимирович Урсуляк не преследует цели быть максимально правдоподобным в каких-то деталях. Главное, чтобы с помощью деталей была создана атмосфера. Правильная атмосфера, интонация того времени. Мне кажется, Сергей Владимирович делает это просто замечательно.

- Помимо умственной работы разведчика вашему персонажу придется делать что-то экстремальное? Может быть, выполнять какие-то трюки?

- Разведчик – он думать умеет. Вот это я пытаюсь делать в кадре. Это не бондиана в чистом виде, и мне не нужно ходить по крышам, скакать на лошадях, стрелять из-под седла и делать кульбиты в воздухе.

- Как вы работаете над образом, кто вас консультирует? Может, реальные разведчики?

- Вопрос не ко мне вопрос к сценаристу Алексею Пояркову, который блистательно написал сценарий к "Ликвидации". Теперь вот сотрудничество с Урсуляком у них продолжается. … Событийно все осталось, как у Юлиана Семенова.

Image

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 3:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сергей Урсуляк: "Съемки кино - одно большое ухищрение"
- Сергей, вам пришлось немало поездить, снимая этот фильм. Где вы были, какие экзотические места посещали?

- К сожалению, Максим Максимыч Исаев не был ни в Египте, ни в Тайланде, ни на Луне. Он был в основном в Москве и в Таллинне – Ревель тогдашний. В общем, мы снимали Москву и снимали Таллинн. Поскольку Москвы 20-х годов не осталось, то нам приходилось выстраивать ее по кусочкам. Для этого мы использовали частично Подмосковье, частично места под Питером, Ярославль, Кострому и город Тутаев.

- Декорации строили или смогли найти что-то похожее на 20-е годы?

- Мы искали объекты, у нас очень дробная картина, и строить декорации не имело смысла. Но что- то достраивали, конечно. В основном мы искали реальные объекты, которые можно додекорировать и таким образом использовать под нашу картину.

- Съемки исторического кино всегда требуют каких-то ухищрений. У вас были свои маленькие хитрости? Как спрятать провода, асфальт превратить в булыжную мостовую…

- Съемки кино, особенно кино исторического – это одно большое ухищрение. Потому что, начиная от лиц, которые изменились со временем, типажей, которые поменялись, глаз, которые имеют другое выражение, заканчивая, так сказать, просто улицей, которая по другому оформлена, все по-другому - сплошные ухищрения! Поэтому снимать картину, особенно такой протяженности, это просто пытка.

- Даниил Страхов чем-то похож на Вячеслава Тихонова, вам не кажется? Это был осознанный выбор такого типажа?

- Может, подсознательно я о чем-то таком и думал. Но фокус в том, что лица молодых сегодняшних актеров, очень хороши для программы, где бьют по морде, про ринг, но не очень хороши для изображения каких-то мыслей. Там, где интеллект, там все сложнее. И в связи с этим выбор у меня был небогатый. Даниил Страхов – один из тех актеров, которые могут в кадре производить впечатление человека думающего.

- Как у вас решился вопрос с саундтреком? Правда, что вы решили использовать музыку Микаэла Таривердиева?

- Это не слухи. Микаэл Таривердиев – это один из самых близких мне людей, несмотря на разницу в возрасте, разницу в положении я был тогда молодым режиссером, а он был маститым композитором. У нас с ним были очень хорошие товарищеские отношения, я сделал с ним фильм "Русский регтайм", "Летние люди". Потом, уже после его ухода, с его музыкой я сделал фильм "Сочинение ко дню победы", и, говоря откровенно, мне очень не хватает его не только человечески, но и музыкально. Поэтому когда зашел разговор об этой картине, я подумал, что хорошо бы использовать тут музыку Таривердиева, естественно, не "17 мгновений весны", а музыку, которая малоизвестна или не известна вовсе. Вероятно, так и будет, по крайней мере, я отбираю музыку.

- Ваш фильм наконец расскажет нам, почему Исаев стал разведчиком?

- Я думаю, что внутренние мотивы Исаева нам известны не станут. Просто мы увидим, каким был Исаев молодым. Но я бы не протягивал нить к знаменитому фильму Татьяны Лиозновой. Как романы Семенова по-разному написаны, так и фильмы сняты. Поэтому фильмы должны быть разные. И больше того, по тем романам, по которым мы снимаем фильм, уже были сделаны картины. В разное время, разными режиссерами, так что если сравнивать Исаева - так уж с этими картинами. "17 мгновений весны" - великая картина, которая бывает раз в 50 лет. На нее нужно ориентироваться, но нельзя пытаться ей соответствовать, нельзя пытаться просчитывать будущее нашей картины. Наша задача те 10 месяцев, которые мы снимаем, стараться изо всех сил, брать хороших актеров и требовать от них полной отдачи.

Image

Съемки проекта «Исаев» начались в Севастополе в начале 2008 года. География проекта обширна: Севастополь был превращен художниками во Владивосток и Шанхай, оттуда отплыл теплоход с главным героем, Кострома и Ярославль – в Хабаровск, там в землянках и окопах разыгрывались батальные сцены, а Таллин сыграл «роль» Западной Европы.

Жанр этого фильма можно определить и как детективно-приключенческую сагу, в нем будет много трюков, погонь, поездов и пароходов, будет и любовная линия – отношения Исаева с его молодой красавицей женой. Зрители увидят Исаева ведущим борьбу с частями белогвардейских войск.

Подготовительный период к съемкам сериала занял 7 месяцев. По словам режиссера Сергея Урсуляка, его пришлось постоянно продлевать, чтобы художники по костюмам, реквизиторы могли изучить быт и одежду 1920-х годов. Для сериала изготовили 500 образцов различных документов, удостоверений, пропусков, газет, банкнот, афиш. Собрали около 100 старых зонтов, портфелей, сумочек. Приготовили 600 образцов гражданской одежды и военной формы. Для Максима Исаева подобрали 12 вариантов костюмов... На «Мосфильме» были арендованы 2 ретроавтомобиля - «Роллс-Ройс» (той же модели, на которой ездил Ленин) и «Руссо-Балт».

Одна из самых масштабных сцен «Исаева» снималась в Севастополе - отплытие парохода «Андрей Первозванный». В этой сцене одновременно были заняты 520 человек, 10 лошадей и 12 автомобилей.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 3:25 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кстати, о Данииле Страхове.

Несмотря на отличие типов лица Страхова с Тихоновым режиссёр постарался сделать моменты, когда, по характеру выражения лица Страхов абсолютно приближен к Штирлицу (не говоря уже о стиле речи).

Интересный момент: в первой серии фильма использована хроника с приёмщиками Торгсина из накануне показанного документального фильма о советской афере.

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 12, 2009 3:26 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Режиссер Сергей Урсуляк, автор сериала "Ликвидация", в шестнадцати сериях рассказывает, как закалялся характер Штирлица, основываясь на двух романах Юлиана Семенова - "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". В первой части Исаев будет предотвращать вывоз крупной партии бриллиантов из советского Гохрана за границу, во второй - бороться с белогвардейцами на Дальнем Востоке. Каждый из этих сюжетов займет по восемь серий соответственно. Закадровый текст в картине читает Николай Губенко.

Корреспонденты "РГ" посмотрели третью и четвертую серии "Исаева" вместе с исполнителем главной роли Даниилом Страховым. А затем обсудили увиденное с ним и с режиссером Сергеем Урсуляком.

Черно-белое против цветного

Российская газета: В фильме Россия двадцатых годов показана в черно-белом варианте, а заграница - цветная. Контраст разителен. Вы этого и добивались?

Сергей Урсуляк: Это мои личные ощущения, воспоминания из советского времени. Тогда как только человек приземлялся в аэропорту другой страны, цвета становились ярче, запахи - приятнее, люди улыбчивее, жизнь - радостнее. Можно было поехать в простую Венгрию в 80-м году, чтобы увидеть, что у них газетные киоски - желтые. Даже это потрясало воображение.

Вообще в черно-белом кино художественной правды гораздо больше, чем в цветном. Когда ты придумываешь цвета, они кажутся тебе гораздо более правдивыми.

Image

РГ: Даниил, вы сейчас в первый раз видели фильм? Какие ощущения? Исаева в показанных сериях на экране немного.

Даниил Страхов: Исаев в романах Семенова - сквозной персонаж, как и у нас в кино. Пусть лучше меня и Исаева будет чуть-чуть не хватать в кадре, чем я надоем зрителям постоянным присутствием. Впечатления? Я очень волнуюсь. Почти два года, потраченные на эту работу, заставляют мой голос трепетать. Я хочу посмотреть все кино.

Урсуляк: Даня прав. "Бриллианты для диктатуры пролетариата" - это первый роман Семенова, где появляется Исаев, который в начале только идет за событиями. Семенов в первом романе нащупывает стилистику этого героя, пробует понять, каким он будет. Во второй части "Пароль не нужен" Исаев уже более самостоятельный персонаж.

РГ: Пробы Даниила Страхова на роль Исаева были?

Урсуляк: Как его можно пробовать? Можно только утверждать.

Страхов: Мы репетировали, читали по ролям с партнерами, пытались разобраться в роли вместе с Володей Ильиным, с Борисом Каморзиным.

РГ: Была задача подобрать актера, который внешне похож на Вячеслава Тихонова?

Image

Урсуляк: (Улыбается) Как видите, ничего общего с Вячеславом Васильевичем артист, которого мы подобрали, не имеет. Он маленького роста, толстый, лысоватый... Если говорить серьезно, конечно, образ Исаева в сознании зрителя связан исключительно с Вячеславом Василь евичем Тихоновым. При всей моей любви к Киркорову я не мог взять его на эту роль (смеется). Приходилось сузить круг претендентов до одного Даниила, которому я и позвонил. Конечно, внешнее сходство, родственность должны быть. Я не мог взять на роль курносого блондина, и у меня не было задачи сломать стереотип зрительского восприятия Исаева.

Как закалялся Штирлиц

РГ: Вы специально сохранили интонации Штирлица в "Исаеве"?

Урсуляк: Это манера, которую Юлиан Семенов подарил Исаеву, говорить "нет" в конце вопроса. Но я не требовал от Даниила "дать мне Тихонова". Он бы обиделся. Ему и так пришлось отказываться от присущих ему актерских реакций, от своей органики. Но, повторюсь, круг претендентов на роль был не широк. Молодых артистов, которые могут думать в кадре, не так много.

РГ: Будет много сцен, в которых Исаев молчит и думает, как Тихонов?

Урсуляк: В "Семнадцати мгновениях" Тихонов не просто молчал и думал. За него еще Ефим Копелян разговаривал, думал. Хотя, конечно же, у Тихонова на момент съемок в "Мгновениях" была та необходимая значительность в облике, которая позволяла ему и Штирлицу молчать и думать в кадре. Такого права у Исаева в молодости еще нет.

Страхов: Исаеву на двадцать лет меньше, чем Отто фон Штирлицу. Он моложе, легче, по-другому реагирует. Тем не менее признаю: его существование в фильме достаточно молчаливое.

РГ: Даниил, вам от многих ролей пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на Исаеве?

Страхов: К счастью, те предложения, которые мне стали поступать во время съемок в "Исаеве", не были "спилбергообразными", они меня не соблазнили. Плюс - на тот момент у меня не было спектаклей в театре, не надо было ездить на гастроли.

Школа молодого бойца

РГ: Как вам работалось с партнерами по фильму, ведь актерский состав подобрался внушительный?

Страхов: Мне повезло с партнерами, потому что повезло с режиссером. Чутье на актеров у него фантастическое. В ходе съемок я получал настоящие актерские подарки. Каждый партнер - событие. Сергей Маковецкий, например. Работа с ним была для меня прекрасная школа актерского мастерства. Я приходил на площадку и понимал, что сегодня со мной играет очередной, если не гениальный, то почти гениальный артист, которому нужно соответствовать, с которым нужно сыграть историю.

РГ: Сергей Владимирович, была идея пригласить Владимира Машкова, с которым вы так успешно работали в "Ликвидации", в этот фильм?

Урсуляк: Я звал Машкова. Но Володя живет не только в России, а роль, которую я ему предложил, требовала от него работы в стране в течение года. Володя - актер, который, как правило, занимается только одной ролью в один период времени. Он просто не смог поработать в "Исаеве".

РГ: Вам удалось передать атмосферу эпохи двадцатых годов. Как подбирали костюмы?

Урсуляк: Костюмы шили по журналам, некоторые подбирали уже готовые. Есть много модельеров, которые собирают старинные костюмы и дают их поносить.

Страхов: Костюм - он во многом помогает выстроить персонажа. Слава богу, запонки мне в кадре одевать не приходилось, я с трудом могу с этим разобраться... Иногда костюм мешает, но, когда мешает, это не всегда плохо. Например, у меня была жилетка, которая меня страшно раздражала. Она была сшита на другого артиста, по всей видимости, гораздо меньшего размера. Нужно было все время одергивать этот предмет гардероба, чтобы он на мне сидел. В результате, как я уже после съемок понял, мне это помогло в работе. Я из-за этой жилетки все время был в тонусе, был внутри некий "третий план" - жилетка раздражала. Так что не все, что удобно артисту, хорошо для кино.


В новом фильме рассказывается о первых заданиях молодого Исаева. Причем здесь все, как и должно быть в фильме о разведчике, чтобы сбить с толку врагов: Максим Максимович Исаев на самом деле Всеволод Владимирович Владимиров, город Владивосток не Владивосток, а Севастополь (там снимали), Москва не Москва (ее снимали по кусочкам в Подмосковье, под Петербургом, в Ярославле и Костроме, поскольку Москва 1920-х годов почти не сохранилась).

Говоря современным языком, Исаев был пиарщиком: под этим именем семь месяцев служил в пресс-группе Колчака. Потом работал у Дзержинского. Оттуда помначинотдела Владимирова откомандировали в Эстонию для выполнения спецзадания: в Ревеле (Таллине) ему нужно было пресечь контрабанду ценностей, похищенных из Гохрана ("Бриллианты для диктатуры пролетариата"). Потом его для сбора информации о действиях белых отправляют во Владивосток. Это уже роман "Пароль не нужен", где среди прочего есть замечательная фраза: "В России истинную демократию можно завоевать и сохранить только штыком и пулей. Иначе народец наш демократию прожрет, пропьет и проспит".

Потом Исаев уезжает за границу и в Шанхае наблюдает за эмиграцией. Там он получает немецкий паспорт на имя Макса Отто фон Штирлица.

Image

Режиссер «Исаева» Сергей Урсуляк: «Дзержинского и Ленина я из фильма убрал»


- Интересный у вас, Сергей, получился фильм! Мне так понравилось, что события в Таллине сняты на цветную пленку, а то, что происходит в России, - на черно-белую...

- Я это сделал, исходя из личных ощущений. Стоило советскому гражданину вырваться за пределы Родины, и все становилось ярче. Вот в 80-е в Венгрии я очень запомнил ядовито-желтые уличные киоски. После серой обыденности этот цвет поражал воображение. И мне хотелось в фильме передать это ощущение другого мира.

- А я думала, ход придуман потому, что воссоздать обстановку 1920-х годов в Москве сейчас невозможно...

- Ну, Москвы-то как таковой в фильме нет - буквально несколько объектов. А так где только не снимали столицу - в Костроме, Ярославле, Санкт-Петербурге... Реквизит искали по всей стране. Вообще реквизит - это наша боль, потому что найти хороших реквизиторов и хороший реквизит очень сложно в нашей стране. Когда я снимал в Чехии и Англии, проблемы не было. Там все в замечательной сохранности.

Но вообще мы не старались быть скрупулезно точными. У нас работал консультант-историк, но он помогал в общих чертах воссоздать ощущение эпохи. А любое ощущение подвержено некоторым неточностям. Так что критики найдут массу ошибок. После «Ликвидации» мне тоже задавали огромное количество вопросов по поводу историзма. Но у нас и тогда не было цели добиться 47-го года.

- Съемки «Исаева» шли больше года. Сложно давалось кино?

- Поскольку для меня съемочный процесс никогда легким не бывает, то я всегда готов к тому, что будет трудно. Была очень трудная севастопольская экспедиция, потому что зима на море - это очень тяжело. В Таллине было полегче: комфортный город, хорошая погода, к нам очень хорошо относились. Из всех городов, которые я знаю, сложнее всего снимать в Москве. Здесь сложно договориться, так как у каждого метра столичной земли 54 хозяина. А еще здесь постоянно ездят машины. Могут въехать в кадр с мигалкой, и для них ни ГАИ, ни перекрытия, ни съемки - не помеха.

- Хотели бы вы продолжить снимать и по другим романам Семенова?

- Нет, не хотел бы. Я вообще против продолжений. «Исаев» получился как-то случайно. И я не предполагаю, что до конца жизни буду снимать Семенова.

- Насколько точно вы старались воспроизводить текст книги?

- Все очень близко к тексту. Убрано то, что принадлежало тому времени. Ушли персонажи типа Дзержинского, Ленина. Обязательные советские акценты убрали. А необязательные, где нет деления на «плохих белых» и «хороших красных», оставили.

- Это правда, что вы всех актеров утвердили на роли без проб и Даниила Страхова - тоже?

- Да, действительно так. Я же по первому образованию актер. И та психологическая травма, которую я испытывал, когда меня приглашали на кинопробы, заставила меня пойти в кинорежиссуру, чтобы отомстить всем (смеется). Если честно, проб я боюсь больше, чем актер. Я еще сам не понимаю, каким должен быть герой. Для чего я буду вымучивать из актера видение кого-то, кого я еще сам не вижу? Главное, чтобы я знал, что он играет хорошо.

- Владимира Машкова вы в «Исаева» не звали?

- Звал. Я ему предложил роль в экранизации романа «Пароль не нужен». График съемок был разбросан на весь год. Но Володя же живет в Америке, это просто организационно было сложно.

- В глаза бросается удивительное сходство Страхова со Штирлицем Вячеслава Тихонова. Специально так подбирали актера на главную роль?

- Конечно же, образ Исаева в сознании нашего человека связан с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Так что при всей моей любви к Филиппу Бедросовичу Киркорову я не мог взять его на эту роль (смеется). Действительно, круг пришлось сузить сразу. Но мне ни в коем случае не приходило в голову сказать Даниилу: «Выдай мне Тихонова». Это было бы нелепо. Так же, как и сравнивать этих двух актеров. Вообще чем меньше вы будете думать о «Семнадцати мгновениях весны», тем легче вам будет смотреть «Исаева».

«Исаев» - один из самых дорогостоящих проектов на нашем ТВ. И самых ожидаемых. Показывают его хитро - три серии в воскресенье, потом две в понедельник, потом по одной до четверга. Как будут показывать оставшиеся 10 серий на других неделях, пока неизвестно.

Почему так? Три серии в воскресенье «для затравки» - это ноу-хау канала «Россия». Так два года назад начали показывать «Ликвидацию», и успех именно воскресной трансляции был феноменальным - рекордным для того года. Конкуренты, понятно, тоже готовятся серьезно.

Первый в одно время с первыми сериями «Исаева» покажет два своих «бронебойных» проекта - «Большая разница» и «Южное Бутово». Всю неделю одновременно с «Исаевым» будет идти мощный сериал с Марией Шукшиной «Террористка Иванова», а со следующего понедельника (19 октября) параллельно будет идти сериал «Адмиралъ» (это телеверсия одноименного фильма). Кто победит - юный Штирлиц или Колчак - большой вопрос!
В рассказе "Нежность" он встречается с женой Сашей, которую пять лет не видел. "Говорят, что расставания — проверка любви,— рассуждает в рассказе Исаев.— Глупость. Какая, к черту, проверка любви! Это ж не контрразведка — это любовь. Здесь все определяет вера". Любовная линия будет в новом фильме, в отличие от "Семнадцати мгновений весны".

Исаева сыграл актер Даниил Страхов. У Сергея Урсуляка была мысль пригласить на роль отца главного героя Вячеслава Тихонова, но потом он от этой мысли отказался: "Я даже не предпринимал попытки, потому что это уже будет перебором. Это мы слишком хотим породниться с Татьяной Михайловной (Лиозновой.). При том что Тихонов для меня не чужой человек, он у меня снимался в "Сочинении ко Дню Победы"".

В итоге отца Исаева сыграл Юрий Соломин. Еще об отцах и детях: дочь Юлиана Семенова принимала сценарий фильма. Она даже сыграла небольшую роль, приехав на съемки фильма из Парижа, где живет. "Оля Семенова по образованию актриса, окончила Щукинское училище,— говорит режиссер.— Она играет сотрудницу Гохрана Козловскую".

Image

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 9:48 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Зорин Виктор
Фильм меня не захватил, наверное нужно было смотреть его с самого начала и не отрываясь от телевизора. Даже Даниил Страхов не помогSmile, ч/з мин 30-40 просмотра, я не выдержала и переключила на другую программу.) Но потом вообще пожалела, что включила телевизор, лучше бы рассказ "Казаки" Толстого читала, очень интересный, кстати. Wink

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 10:07 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей 57 писал(а):
Первый в одно время с первыми сериями «Исаева» покажет два своих «бронебойных» проекта - «Большая разница» и «Южное Бутово». Всю неделю одновременно с «Исаевым» будет идти мощный сериал с Марией Шукшиной «Террористка Иванова», а со следующего понедельника (19 октября) параллельно будет идти сериал «Адмиралъ» (это телеверсия одноименного фильма). Кто победит - юный Штирлиц или Колчак - большой вопрос!


А вот "Адмирала" я жду с нетерпением.Smile В своё время так и не посмотрела. Колчак безусловно победит.Wink

Мощный сериал "Террористка Иванова" это сильно сказано, на мой взгляд в фильме тоже ничего интересного нет. )

А вот "Большую разницу" и "Южное Бутово" посмотреть можно.Smile Хотя вот последний выпуск "Большой разницы" мне неочень понравился, им что-то нужно менять, уже становится не интересно. На мой взгляд одной из самых интересных развлекательных программ является -"Прожектор Пэрис Хилтон", смотрю с удовольствием, если попадаю конечно.

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Доброволецъ
старший унтер-офицер


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 303

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 5:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Не фильм, а бред сивой кобылы...

_________________
И да прибудетъ съ нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1185

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 6:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

У меня лично , все это, вызывает неприязнь. Что за тему подняли - чекисткий "агент 007"? Сильно благородный, что ли ? Так хотя бы в черезвычайке не служи.

"Максим Максимович в первую очередь служит Родине, а уж какая она…" - подхватывает Даниил Страхов. Question Exclamation

Заграничные операции ЧК -это прежде всего "Синдикат", провокации, похищения и убийства РОВСовцев и вообще эммигрантов, и прочая подобная деятельность.

Типично : люди ,совершенно не обязательно белогвардейцы, возвращались в Россию - их заманивали обещаниями . И они погибали,как Рощаковский, например( а он в Белом Деле никакого участия не принимал).

Лучше пусть будут фильмы ,подобные "Адмиралу".
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1185

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 6:23 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

"Максим Максимович в первую очередь служит Родине, а уж какая она…" - подхватывает Даниил Страхов.

Он что, не вламывался в офицерские квартиры в 1917 году? Не " конфисковал", "не экспроприиравал"? Не расстреливал ? Да я не поверю, что у этого красивого героя - чекиста, еще дзержинского замеса, руки не по локоть в крови.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 13, 2009 8:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Manfred
На сколько я поняла тема белых-красных там вообще мало затронута, покрайней мере всё как то не внятно и не выразительно. Но возможно за те 30 мин, которые я успела узреть мало, что можно понять, тем более попала я в основном на любовные сцены с Пореченковым.)
А фраза, что в первую очередь нужно служить Родине, мне близка и понятна!
-------------------------------
Буду ждать следующего фильма с Даниилом Страховым. Smile

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 21, 2009 8:35 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Manfred писал(а):
У меня лично , все это, вызывает неприязнь. Что за тему подняли - чекисткий "агент 007"? Сильно благородный, что ли ? Так хотя бы в черезвычайке не служи.
.


Хорошая статья на эту тему:


На телеканале «Россия» идёт давно заявленная премьера сериала «Исаев». Юный советский разведчик Владимиров-Исаев, он же будущий Исаев-Штирлиц, противостоит «гидре контрреволюции», не позволяя грабить разрушенную республику. Национализированные драгоценности должны пойти на спасение голодающих, а не на тёмные дела белоэмигрантов. Вражеские разведки и внутренние враги-расхитители получат по рукам. Критики пока что, главным образом, указывают на исторические ляпсусы фильма и на его слабину в сравнении с предыдущей работой постановщика Сергея Урсуляка – с нашумевшим сериалом «Ликвидация». Но дело, на мой взгляд, и дело прискорбное состоит не в том, что снят очередной костюмный детектив с несообразными эпохе словечками и вещами, а в том, что с экранов к нам «входит череп Командора». Как любят выражаться криминальные журналисты, «круг замкнулся». Если раньше через отрицание Сталина, МГБ, НКВД и ГПУ наше общество пришло к отрицанию Ленина и ЧК, то теперь, через и вправду неоднозначных смершевцев, через «гламурный НКВД» всяческих «Александровских садов», через «Сталин-live» мы вернулись к дивному чекисту Глебу Бокию, верному соратнику рыцаря революции Железного Феликса.

Зачем же было вновь экранизировать роман Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», по отношению к «Семнадцати мгновениям» написанный задним числом и давно забытый, как и первая постановка по нему? Чтобы второму каналу посоперничать с первым, дав ответ на громкого «Адмирала»? У вас – неизвестный широкой массе Колчак, у нас – мало-известный юный Штирлиц. Но фильм-то получается о Штирлице, который вместе с Бокием (конспиратором и шифровальщиком, а в жизни по совместительству – извращенцем и палачом) только что прикончил колчаковское сопротивление в Сибири и теперь (под началом этого многостороннего человека) борется с белой эмиграцией в Эстонии. Однако пойдём по порядку. На вопрос «зачем чёрт дёрнул?» можно отвечать на многих листах (сам режиссёр уже объяснил, что это произошло случайно). А формально ответить на вопрос «зачем?» нетрудно: есть горячая потребность продолжить национальное бытие в развитии национального эпоса, есть успешный киноколлектив, подвизающийся на создании новых героев, есть и народный герой Штирлиц.

Только вот новый Штирлиц, если призадуматься над его карьерой, ока-зался таков, что уповать остаётся на провал «Исаева». «Ликвидация» – фильм несколько затянутый, но захватывающий и талантливый (о морально-идейной стороне дела поговорим ниже). «Исаев» – фильм, снятый талантливым режиссёром «Ликвидации», с актёрами, что известны сами по себе и как исполнители ролей в ней же. Именно за счёт эффекта узнавания новый фильм особенно притягивает (и лучше бы этого незаслуженного притяжения вовсе не было).

Признаться, обещанный блокбастер превращается в обычный «иронический» детектив, где цинизм действия оттенён цинизмом шуток. Зритель ждёт: кто ещё повесится в клозете, кого ещё ударят кастрюлей по голове. Не скажу про исполнителей первых ролей, но вот Сергей Маковецкий, в «Ликвидации» блистательный, заставляющий зрителя не только хохотать, но и плакать, в «Исаеве» просто жалок – не герой Маковецкого, истеричный писатель, а сам актёр. Ему бы применить силы к какой-нибудь серьёзной картине из той эпохи, сыграть пошляка-мародёра в «Невзорове» или создать по-настоящему трагической образ, не теряющийся в размашистой «Гибели империи», – но признанный актёр зачем-то глумится над интеллигентами-эмигрантами.

Получилась этакая современная версия «Короны Российской империи», где белых выставляют оранжевыми, а красных – белыми и пушистыми. Что ещё хуже, если создатели «Короны» и ей подобных фильмов играли, в общем, абстрактными для зрителя образами «наших» и «гадов» (и нередко посмеивались над этой предписанной оппозицией), то нынешняя «Песня о Бокии» бьёт в воспалённый нерв. Публика невольно отождествляет «молодую советскую республику» с нынешней обиженной и неустроенной Россией. Всё как будто узнаваемо. Россия – мрачная, дикая, чёрно-белая. Это тяготеет над ней то ли разруха недавней смуты, то ли «тяжёлое наследие старого режима» (каждый волен выбрать бóльшее зло из двух). По границам щетинятся «маленькие, но гордые республики» – отложенцы-лимитрофы, где базируются озлобленные эмигранты и штаб-квартиры иностранных разведок. (Что особо напрягает, главный неприятель Исаева, герой Михаила Пореченкова граф Воронцов – одно лицо с монструозным фашистом Кречетовым из «Ликвидации»). Внутри страны безобразничают изворовавшиеся чинуши, безграмотные и толстомордые, наглые до помрачения рассудка. Даже полпредство РСФСР в Таллине названо «посольством России» (тут бы вспомнить настоящих «послов Советского Союза» той поры – Войкова, Коллонтай, Воровского, увековеченного в статуе по прозвищу «Ша, дипломат идёт!»). Доблестные чекисты-дзержинцы сражаются с коррупцией и вражескими происками, защищая ценности, нужные не то для спасения страны от голода, не то для нанотехнологического прорыва. Как может догадаться сегодняшний зритель, чекистам, Бокию со Штирлицем, трудно, ибо нет ещё Сталина, который навёл бы ужас на зарвавшихся мироедов и покончил бы с гадючьими гнёздами в ближнем зарубежье. А что Сталин, в конце концов, расстреляет Бокия (в жизни) и посадит Штирлица (в романе) – так это совсем другая история.

Независимо от художественного уровня и от исторической достоверности семёновских романов об Исаеве, известность и общественная значимость оных – поросшее быльём ничто в сравнении с единственным фильмом, снятым Татьяной Лиозновой по «Семнадцати мгновениям весны». За ключевое участие в сотворении кино-Штирлица Юлиан Семёнов, конечно, заслуживает всяческих посмертных почестей и внимания к своему творчеству.

Однако нельзя не понимать: любимый писатель андроповского КГБ Юлиан Семёнов – мифотворец особой породы, что кристаллизовалась в застывающей лаве затяжной русской революции. В 60-80-е годы этот сорт людей, россокоммунистов, неосменовеховцев, по мере цензурных возможностей и собственного разумения пособил стране хоть как-то выбраться из гущи ленинско-сталинского морока. В данном случае я говорю не о конкретных глубинных убеждениях того или иного писателя, режиссёра и т. д., но о том, что в открытом творчестве тогдашних деятелей культуры, если они были хоть сколь-нибудь разумны и талантливы, тема Родины перебивала тему, обозначенную в советском гербе: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Тогдашний красный патриотизм был сродни добродетельному язычеству. Язычник не поклоняется Молоху – уже добро. Ныне же тот красный патриотизм, выросший из сорокалетнего страха и полувекового вранья, замешанный на мифах о благородных «нормах» Ленина и Дзержинского – не просто шаг назад, а шаг в пропасть. Можно жить горбатым, сухоруким или колченогим, но пришить назад отсохший и отпавший член – затея самоубийственная. Кончится она гангреной.

Года четыре назад некий красноватый критик в «Литературной газете» сетовал, что теперь-де в каждом фильме действует положительный жандарм или безукоризненный царский полицейский, это-де оскорбляет немалую часть общества, а мы-де за правдоискательством уже лишились половины страны… (Правда, критик упускал из внимания, что телевизионные «царские сатрапы» охраняют общественный мир по большей части от одержимых, кои в советское время считались не героями, а провокаторами и авантюристами). Как ни странно, с этим автором сегодня соглашаются люди, считающие себя белыми: мол, есть уже довольно белой правды, давайте же ради гражданского согласия дадим слово красным!

Но не к согласию ведут такие проекты, как «Исаев», а к подлинной шизофрении – к расщеплению гражданского сознания, и без того не умеющего понять, что же такое страшное произошло с Россией без малого век назад и в чём таком неуютном мы живём по сию пору. Говорят: «Пускай по первому каналу идёт «Адмирал», белая правда, а по второму – «Исаев», красная правда». В Америке, мол, тоже бытует одновременно и правда Севера, и правда Юга. Да, миф северян (довольно лохматый от восторженного вранья) худо-бедно складывается с мифом южан в общеамериканскую правду. Однако неидеально высказанная белая правда «Адмирала» и «Гибели империи» не может сложиться с «красной правдой» «Исаева» или какой-нибудь «Волчьей крови».

Ибо «красной правды» нет. Есть мифология о революции и гражданской войне, созданная по большей части в не очень давнее, послесталинское время людьми, лепившими по романтическим канонам да с современной им натуры ту эпоху – полузабытую, безумно далёкую из-за гибели и раздавленности свидетелей. Не красных и белых рисовали создатели сей мифологии, а замечательных «наших» и отвратительных «не наших». Но натянутый на Россию красный Тришкин кафтан разлезся по швам.

Белая правда, неровная, трудная – это готовность бороться за Россию, полудикую, полубезбожную, ослеплённую глупостью, разъеденную предательством, где просвещённые хуже неграмотных, но за свою, за Родину, беззащитную перед разгулявшейся смутой и интернациональными лицемерами. Эта решительная убеждённость и сегодня отчаянно нам нужна.

«Красная правда» образца «незабываемого 1919-го» очень далека от правды Штирлица 1945 года и даже от правды Исаева, посланного в 1927 году в Германию. Далека она и от сменовеховского самообмана, коим несколько поколений русских людей примиряло себя с советской действительностью.

В части о приключениях Исаева-Штирлица за границей эпопея Юлиана Семёнова – фантастика, fiction, в том смысле, что повествует о вымышленных событиях, происходивших, в общем, в реальном мире. Похождения Владимирова-Исаева в Советской России – это ненаучная фантастика, non-science fiction, основанная на советском мифе о прекрасных большевиках-освободителях. Подобный Исаеву интеллигентный молодой человек мог в 20-30-е годы попасть на работу в советскую разведку. Однако сознательно выступать на стороне большевиков во время Гражданской войны в Сибири мог разве что Тухачевский. Двадцатилетний будущий Штирлиц мог вмешаться в дело против «отморозка» Унгерна, но не стал бы заместителем «отморозка» Бокия.

Да, народ и в 20-е годы уважал Красную Армию, но как армию, а не как красную; считал Советскую Россию своей страной, но «советы» (понимаем: партию) худо-бедно признавал из-за России, а не Россию из-за «советов». «Красная правда» революции и гражданской войны – это вылепленная много позже парафиновая масочка на большевистское мурло, вымазанное кровью несметных жертв. И ныне, при нашей застарелой неустроенности и угрожающей мировой расшатанности, правда может быть одной лишь белой: любовь к России, такой, как она есть, борьба за устроение в ней и против любой скверны, ей угрожающей. На новый самообман нет ни сил, ни времени.

Подобные «Исаеву» проекты усугубляют расщепление в обществе и в отдельных мозгах. Чего бы ни желали создатели сериала, у них получилась ещё одна провокация против шаткого гражданского единства. Вспомним, как в первые годы наступившего века обозначилось патриотическое согласие большинства россиян. Из претендентов на роль спасителей потерянного народа коммунисты и нигилисты превратились в маргиналов, мало кому интересных. Однако, словно разъяряемы вхождением жизни в колею, всяческие бесы принялись терзать хрупкое, чуть намеченное самосознание нации. Происхождение циничного гламура от облезлого нигилизма – тема для отдельного разговора. Патриотическое же ощущение постоянно проверяется на прочность новыми и новыми провокациями, то красными, то оранжевыми.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 21, 2009 8:37 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Совсем недавно патриотическое большинство состояло из немногих сознательных «белых» и большего числа людей, сохранявших некоторую красноту взглядов. Эти последние, воспитанные в советской вере, наследники вынужденных сменовеховцев, уже отвергли большевистское изуверство и застойное отупение, но ещё не признали окончательно коммунистическое завоевание России беззаконным, а советскую власть – не своей, не русской, а захватнической, как какую-нибудь монгольскую династию, терроризировавшую Китай. Оно понятно: в отличие от истерических кричалок нигилиста-русоненавистника, воззрение сознательного патриота на Россию вырабатывается в сложнейшем умственном труде; оный непомерно отягчён не только длительностью и всеохватностью большевистского засилья, но и возмущением, что вызвано вчерашним нигилистическим надругательством над страной и всё длящимися безобразиями. Теперь же общество, почти пришедшее к идейному согласию, разбивается, удар за ударом, провокационными выходками, невольными или злонамеренными. Уже в самых нехитрых и беззлобных вопросах и «новые белые», и «почти не красные» слышат одно и то же глумливое: «Ты за Сталина или за Гитлера?». Одни, считая себя белыми, готовы встать на сторону какого-нибудь горячечного интернет-движения «Евреи за Гитлера»; другие, считая себя русскими, готовы вступаться за Джугашвили и Дзержинского.

Предыдущий криминальный сериал Сергея Урсуляка – созданная во многом теми же людьми «Ликвидация» получилась, пожалуй, со всех сторон качественнее. Но к создателям фильма возникало несколько вопросов идейного характера. Слишком уж хладнокровное отношение авторов к насилию можно тем оправдать, что речь идёт о событиях куда более масштабных, чем в старом «Месте встрече...», часто сопоставлявшемся с «Ликвидацией». Ведь в Одессе 1946 года подполковник угрозыска Гоцман и военные контрразведчики противостоят и воровскому террору, и вылазкам вчерашних коллаборационистов. Тем не менее, показанная в фильме Урсуляка свирепая чрезвычайщина одесских властей во главе с маршалом Жуковым производит двойственное впечатление; кажется, будто авторы не столько хотели показать непривлекательную правду того времени, сколько просто действовали по сегодняшней установке: «наши» могут себе позволить «беспредел».

Главное же, что в «Ликвидации» «наши» нарисованы отлично, а вот главный враг то ли фантастичен, то ли не выписан до конца. Гоцману противостоит «оборотень в погонах», бывший гитлеровский диверсант Кречетов, наладивший связи с бандеровцами и западными спецслужбами и готовый спровоцировать украинское подполье на безнадёжный захват Одессы, лишь бы дать пример антибольшевистского сопротивления. В фильме, пожалуй, не даны толком ни предыстория Кречетова и работающих с ним русских переметчиков, ни взгляды их во всём безумстве и безнадёжности. Кречетов правдоподобно показан чудовищем, но таких чудовищ порождает любая война, любое острое общественное противостояние. Тут всё же случай особой остро-ты, и если уж ставить зрителя перед конфликтом такого накала, запредельно-го и для героев и для зрителя, то не следует искушать последнего недоговорённостями. Заводя речь о трагедии революции и войны, не надо бояться быть дидактичным. Покуда сложная система оценок не проставлена, лучше не пускать дело на самотёк. Да, зритель отнюдь не глуп. Но и конфликт отнюдь не прост. И общественная значимость его осмысления не прощает упущений.

Найди авторы способ с равной доходчивостью доказать, что Кречетов (как, допустим, и солженицынский дипломат Володин) взялся бороться за несомненно правое дело методом несомненно низким, бесплодным и гибельным – такое представление трагедии было бы удачей. Но даже к такой творческой удаче наше общество ещё не готово. Революция, сталинизм, Победа – в отношении к этим вопросам убийственный сумбур в общественном мнении лишь нарастает. Образы, подобные Кречетову и даже Володину, только запутывают общество. Но сюжет «Круга первого» довольно просто истолковать, представив всех героев жертвами кошмарной системы (неправы и жалки и Володин, и марксист Рубин, и ставший тюремщиком инженер Яконов; жалок и сам Сталин – тоже заключённый в своей полуземшарной тюрьме).

Авантюрная же «Ликвидация» – произведение неизбежно более популярное, чем разрекламированная работа Глеба Панфилова по «Кругу». Получается, что в фильме, рассчитанном на широчайшую зрительскую массу, акценты расставить ещё сложнее, чем в истории с изменой Володина. Из «Ликвидации» для этой самой зрительской массы следует, что сталинские спец-службы – это непогрешимые «наши», а любой, кто говорит о деле борьбы против большевизма, есть агент ЦРУ, фашист, бандеровец, кровавый маньяк. Важнейшие детали в детективный формат опять не поместились. (Можно вспомнить, что тему истоков переметничества пытался ещё накануне пере-стройки затронуть сам Юлиан Семёнов в сценарии «Противостояние», но цензура-редактура потребовала упростить и сократить: не наши – значит, моральные уроды, и вся недолга). Теперь мы видим, на какой путь недомыслие и недоговорки «Ликвидации» привели Сергея Урсуляка и его группу. Весёлого тут мало – и для чести кинематографистов, и для общественного рассудка.

Согласно еженедельнику «Антенна» (19-25 октября с. г.), исполнитель роли Исаева Даниил Страхов, полагающий, что сценарист обоих фильмов Алексей Поярков «расширил и углубил» сюжет «Бриллиантов», так описывает своё отношение к сверхзадаче новой постановки: «…Выкинута вся идеология и усилено то, что автор пытался сказать между строк. …И получилась история даже не про Исаева как такового, а про время, в котором он жил, показанное его глазами в том числе. 20-е годы ХХ века, где нет правых и виноватых, история про потерянных людей – в общем-то про нас с вами».

Может, хватит, наконец, теряться? Сколько десятилетий можно сидеть между стульями, пока не разъедутся? Это после террора 1917-1921 годов не было правых и виноватых? Да, советский эксперимент начинался исключительной гнусностью и продолжался непроходимой глупостью – иначе не развалилось бы всё с такой быстротой и с таким смрадом. К чему панихида по красным опричникам? Одной «Гренады» хватит самым невинным. Россия-то никуда не делась. Все подлинные народные достижения остаются при ней. А чтобы не было стыдно, что многое – хоть то же кино – сегодня хуже, чем при очередях и стукачах, нужно излечить Россию от синдрома «бывшей РСФСР». Апатия, а за нею хищничество сразу же убудут. Только упиваясь лживым «до-вольно миленьким ретро» этого не сделать – застарелую простуду сквозняком не вылечишь.

Многие сочли, что роман Юлиана Семёнова об эстонских похождениях юного Исаева страх как переделан в угоду «демократической» конъюнктуре – книжные белогвардейцы были гораздо гаже. Что ж, и в экранизациях романов Б.Акунина антирусской чернухи куда меньше, чем в оригиналах, но тем хуже: зрители, не понимая, что в этих «патриотических» детективах не так, понемногу глотают отраву про недоумков и «проклятую Россию», а там уж тянутся за книжным наркотиком более высокой пробы. (Хотя Ю.Семёнов – по многим статьям не чета Б.Акунину, пишущему гадости при полной свободе от драконов и бургомистров). Однако нынешние воскресители Бокия набезобразили вне зависимости от соотношения фильма с семёновскими текстами. Белогвардейцев и так достаточно изображали не столько мерзкими, сколько «трагически заблуждающимися», а слабый сериал по «Бриллиантам» ложится, конечно же, не в рассыпанный пазл советского эпоса о «комиссарах в пыльных шлемах». «Исаев» актуален, ибо связует народного героя Штирлица с теперешним «гламурным сталинизмом».

Можно ожидать, что следом за выходом «Исаева» на книжных развалах появятся замшелые чекистские романы в глянцевых обложках. Читайте, дети, и принимайте за чистую монету!

Или не станем трогать затянутую андроповскую эпопею (с мрачным перестроечным эпилогом на Лубянке), а придумаем две-три актуальные зубодробительные истории про гламурного чекиста Исаева.

Исаев предотвращает заговор Тухачевского и спасает Сталина (попутно посрамив юного Джеймса Бонда).

Исаев, задружившись с Мегрэ, ликвидирует гадкий белоэмигрантский центр в Париже. Миллеру и Врангелю не помогла даже помощь архизлодея Фантомаса. Шкуро в бессильной злобе телеграфирует из Берлина: «I'll be back!» Восхищённый Деникин жмёт Исаеву чистую руку и произносит комплимент, склеенный из нужных мест М.А.Булгакова и А.Н.Толстого.

Исаев, на недельку вернувшись в Россию, раскрывает Тайну Тамплиеров и разоблачает какую-нибудь Промпартию (мимоходом показаны прелестные коллективизаторы, бьющиеся с мерзким кулачьём).

Можно снять и приквел приквела: красный разведчик Владимиров против верховного правителя России, агента Госдепа и мирового масонства Колчака – блокбастер «Штирлиц против адмирала». Для членов патриотических молодёжных организаций вход бесплатный – пускай учатся бороться со власовцами.


Не смешно? Зато уж недалеко от реальности.

Разумеется, я не верю, что выстраданный Россией начаточный душевный порядок, словно фронт в 19-м году, рухнет от одного-единственного сериала, не слишком удачного с художественной точки зрения и не столь уж кошмарного с идейной. Можно снять удачнее и хуже. Однако сделан ещё один шаг назад. Немалые усилия затрачены не на созидание, а на усугубление разрухи. Как бы спросили герои «Ликвидации» – «оно нам надо?»

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB