Дерзкий въезд барона Унгерна в осажденную Ургу



Автор: Анна Соколова
Дата: 2018-05-17 11:37
О приключениях Роберта, барона фон Унгерн-Штернберг, в Монголии в Гражданскую войну при осаде им Урги (ныне г. Улан-Батор) с целью освобождения из китайского плена законного правителя Монголии .
 Эпиграф из «Одиссеи капитана Блада»: «Героизм? Нет, скорее это эпический подвиг. Вы, кажется, начинаете признавать мои таланты, полковник?».
С.Л. Кузьмин «Барон Унгерн в документах и мемуарах», 2004: Д.П. Першин «Записки очевидца…»: (про въезд барона Унгерна в осажденную им Ургу из мемуаров русского предпринимателя, который жил в Урге во время этой осады) Стр. 365: В Ургинском гарнизоне паника еще увеличилась, и вот по какому случаю. Среди бела дня в город, находящийся на военном, даже осадном положении и, во всяком случае, в состоянии усиленной охраны, везде и всюду кишащий солдатами, приезжал самолично Его Превосходительство сам барон Унгерн. Он посетил усадьбу, где проживал главный представитель власти сановник Чэнь И, и преспокойно вернулся в свой лагерь. Рассказывают, что однажды в яркий солнечный зимний день барон Унгерн в монгольском одеянии, как всегда, в красно-вишневом халате, с ташуром (плетью) в руке, в белой папахе, на своей быстроногой белой кобыле средним аллюром спокойно проехал по главной дороге на Половинку к дому, где проживал сановник Чэнь И. Въехав во двор, барон не спеша слез с лошади, и, подозвав рукой одного из солдат, которые в качестве охраны всегда находились во дворе, приказал ему за повод держать коня, а сам потихоньку обошел кругом дома, вернулся к лошади, внимательно осмотрел все кругом и затем, подтянув подпруги седла, сел верхом и не торопясь выехал со двора и направился обратно по направлению Консульского поселка в свой стан. На обратном пути, проезжая мимо тюрьмы, он заметил часового, спящего у ворот тюрьмы. Такое нарушение дисциплины возмутило барона, и он, слезши с коня, наградил спящего часового несколькими увесистыми ударами ташура, то есть камышовым чернем плети. Перепуганный часовой со сна ничего не понимал, растерялся, а Унгерн (по-китайски он знал немного) пояснил ему, что часовому на карауле спать нельзя и что за такое нарушение дисциплины он, барон Унгерн, самолично его наказал. Затем, не торопясь, барон поехал дальше. Перепуганный часовой поднял тревогу, но барон был уже далеко…
Стр. 367-368: А многие из китайской солдатни были охотники до разных гаданий и обращались за этим к ламам-гадателям, которые этим пользовались. Они запугивали солдат карами Богдо, который всемогущ и жестоко может покарать гарнизон за его арест. А этим кострам, горящим по ночам на вершине горы Богдо-ула, тоже придавалось особое таинственное значение. Об этом говорили, что барон там приносит жертвы духам-хозяевам гор, чтобы они наслали всякие беды на тех, кто оскорбляет Богдо, высокого покровителя и хозяина всех здешних мест. Поездку барона в Ургу ламы-гадатели комментировали как чудо, указывая, что без особого заговора от пуль и особенного покровителя чудодейственной силы барон не рискнул бы поехать один в неприятельский стан, если бы не надеялся на своего духа-покровителя, который охраняет его, и наслал затмение на всех, кто мог или хотел его задержать или убить. Несомненно, что всеми этими обстоятельствами и россказнями, а также и продолжительным сидением-осадой вблизи Урги, как бы в ожидании откуда-то подкреплений, барон подготовил себе почву для облегчения успешного занятия Урги. Богдо-гэгэн – теократический правитель Монголии, который совмещал функции духовного и светского лидера.
Соколов Б.В. «Барон Унгерн. Черный всадник»: Стр. 148-149 - И.И. Серебренников о том, как барон Унгерн в одиночку днем съездил в осажденную им Ургу: «Знавшие барона Унгерна отмечали его большую личную храбрость и неустрашимость. Он не побоялся, например, побывать в осажденной Урге, где китайцы дорого бы заплатили за его голову. Произошло это следующим образом. В один из ярких, солнечных зимних дней барон, одетый в свое обычное монгольское одеяние – в красно-вишневый халат, в белой папахе, с ташуром в руках, просто въехал в Ургу по главной дороге, средним аллюром. Он побывал во дворце главного китайского сановника в Урге, Чен И, затем мимо консульского городка вернулся в свой стан. На обратном пути, проезжая мимо тюрьмы, он заметил, что китайский часовой здесь мирно спал на своем посту. Это нарушение дисциплины возмутило барона. Он слез с коня и наградил спавшего часового несколькими ударами плети (ташура). Проснувшемуся и страшно испуганному солдату Унгерн пояснил по-китайски, что часовому на карауле спать нельзя и что он, барон Унгерн, наказал его за это. Затем сел снова на лошадь и спокойно поехал дальше. Это появление барона Унгерна в Урге произвело колоссальную сенсацию среди населения города, а китайских солдат повергло в страх и уныние, внушив им уверенность, что за бароном стоят и помогают ему какие-то сверхъестественные силы. Барон вообще умел как-то подавляюще действовать на психику китайских солдат – благодаря этому ему и удалось, в конце концов, изгнать из Урги 15-тысячный китайский гарнизон, имея при себе небольшие воинские силы и весьма скудное количество боевых припасов. Этих сил было совершенно недостаточно для полной военной осады города, разбросавшегося на довольно большом пространстве; но, когда Унгерн приблизился к Урге, страх и психическая подавленность перед его именем вызвали смятение в рядах китайских солдат. По ночам они с ужасом смотрели на огни костров, которые раскладывали казаки Унгерна на священной горе Богдо-Ула, против Урги: кто там, у этих костров? Одни ли унгерновские казаки или среди них присутствуют злые демоны, готовящие беды и несчастья китайским солдатам. И эта осада Урги Унгерном, замечательная в своем роде тем, что существовала не фактически из-за слишком малого количества осаждавших, а только «психически», - кончилась победоносно для него, обратив в бегство подавленных и растерянных китайцев – защитников Урги. «Злые демоны» действительно помогли ему и тут. Но они не спасли его в дальнейшем, когда пробил для него его последний, 12-й час…».

Примечание – этот случай имел место в конце января – начале февраля 1921 года накануне 3-го успешного штурма Урги. При этом войско Унгерна составляло не более 2.000 чел., гарнизон города ок. 8.000 чел. перед окончанием осады. Возможно, даже больше, поскольку за несколько месяцев до взятия города численность китайского гарнизона доходила до 15.000 чел.

Фото 1 – Барон Унгерн в сериале «Вепрь» (2005—2006, актер - Ромуальд Макаренко).



Фото 2 – Богдо Ула – священная гора рядом с Ургой.



Фото 3 – Вид на Ургу 23.06.1913.