Саблин Михаил Павлович



Автор:
Дата: 2010-03-01 00:52
Саблин Михаил Павлович (17.7.1869 - 17.10.1920, Ялта),русский вице-адмирал.Родился в Севастополе, в дворянской военной семье (его отец был морским офицером, дослужившимся впоследствии до адмиральских чинов, а мать являлась  дочерью генерала).Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890). По окончании Морского Училища в 1890 году он был произведен в мичманы и служил на Черном море.С 1898 года, окончив к тому времени Минный Офицерский Класс в 1893 году, он служил на Тихоокеанской эскадре, в составе которой «был в походах и делах в Китае в 1900 и 1901 гг.», как на крейсере «Дмитрий Донской», так и на суше,«уничтожая фугасы и минные заграждения» китайских укреплений «на Печелинском побережьи». Участник русско-японской войны. В составе эскадры адмирала З. П. Рожественского выступил в поход к дальневосточным берегам и к Цусиме. В Цусимском сражении он тонул вместе с эскадренным броненосцем «Ослябя», но был спасен и поднят из воды на эсминец «Бравый». «И он признавался мне, — рассказывает адмирал Пилкин, — что долго, долго спустя, когда входил на палубу корабля чувствовал, что ноги у него отнимаются».  В 1905-06 старший офицер учебного судна «Хабаровск».Первое в своей жизни командование кораблем — миноносцем «Завидный» — он принимает на Балтике в 1906 году, а с 1908-го снова служит на Черном море, почти сразу же получив назначение начальником дивизиона миноносцев,в 1912–1914 годах командуя линейным кораблем «Ростислав» и в первые недели Мировой войны приняв должность начальника Минной бригады,  в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа. На этой должности капитан 1-го ранга Саблин был удостоен награждения Георгиевским Оружием «за смелые действия на путях сообщения неприятеля с явною для себя опасностью». Награждение состоялось уже в декабре 1914 года, а через два месяца Саблин  назначен в «Думу из лиц, имеющих Георгиевское Оружие», то есть признан достойным оценивать подвиги других с точки зрения их соответствия положениям Георгиевского Статута.С 21.7.1916 начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и.д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря.  Но кроме доблести, Саблин, в апреле 1915 года ставший контр-адмиралом, славился еще и «крутым и прямолинейным нравом», вызвавшим конфликт с адмиралом А. В. Колчаком, который летом 1916 года принял командование над Черноморским Флотом. «По соображениям принципиальным» Михаил Павлович, к тому времени три месяца исполнявший обязанности начальника дивизии линейных кораблей, ушел с Черного моря: 31 октября 1916 года он был назначен «состоять при Морском Министре» с переводом на Балтику с зачислением во 2-й Балтийский экипаж.Лишь 21 июля 1917 года, уже в условиях революционной разрухи, вернется Саблин в Черноморский Флот, причем сразу на должность Начальника Штаба Командующего Флотом, адмирала А. В. Немитца. Немитц и представил контр-адмирала Саблина к производству в чин вице-адмирала, однако сделано это было уже после Октябрьского переворота, за несколько дней до разгрома большевиками Ставки Верховного Главнокомандующего. После Октябрьской революции мобилизован на службу к большевикам. С 12(25).12.1917 по 4(17).6.1918 командующий Черноморским флотом. В глазах тех, кто возглавлял Белую борьбу на Юге России, не станет препятствием для занятия Михаилом Павловичем ответственных постов и роль, которую ему довелось играть в 1918 году. Перед лицом развивавшегося австро-германского наступления в Новороссии и Малороссии, весной 1918-го в буйных головах черноморских матросов началось некоторое протрезвление,и в  марте «Центрофлот» в заседании с участием представителей корабельных команд избирает Командующим Флотом «товарища Саблина». В июне 1918 получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован. С помощью моряков бежал в Великобританию.Флот частично был затоплен, частично — уведен в Севастополь (после поражения Германии в Великой войне эта его часть в несколько этапов вступила в строй под Андреевским флагом), а в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР.Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу,не сломавшемуся и не опустившему рук и после всех мытарств, перенесенных на советской службе.Свобода, впрочем,встретила его тоже неласково: после приезда в Лондон Саблин столкнулся с жесткой позицией ставшего к тому времени Верховным Правителем России адмирала Колчака, который, как рассказывал позднее Михаил Павлович, «прислал на имя нашего поверенного в делах в Англии Набокова телеграмму с запрещением мне въезда в Россию, и кроме того просил его принять меры, чтобы Англичане не дали мне возможности командовать Черноморским флотом».Полученное затем разрешение «проживать в России только как частное лицо» вряд ли могло утешить столь энергичную натуру,как адмирал Саблин, но он, кажется, был уже готов подчиниться, когда после приезда на Родину в Россию и представления Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генералу А. И. Деникину неожиданно для себя получил предложение занять должность Главного командира Севастопольского порта  и служить в ВСЮР.Саблин доложил о запрете Колчака занимать ответственные посты во Флоте, но «вопрос о том, принимать ли мне эту должность или нет,был поставлен так, что это мой долг и отказываться от исполнения своего долга я не могу». Тяжелое наследство адмирала Канина дополнилось по существу предательской позицией французского адмирала Амета,который, оказавшись старшим начальником на Севастопольском рейде, после переговоров с представителями приближавшихся большевиков 2/15 апреля ультимативно потребовал эвакуации Севастополя русскими войсками(крайне малочисленными, основные силы находились на фронте) и Флотом. Выведя все, что было возможным, в море, сам адмирал на крейсере «Кагул» (который Канин незадолго до этого хотел вообще передать частному предпринимателю для производства работ по подъему затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария», причем предполагалось поднять на крейсере коммерческий флаг!) несколько дней «крейсировал между Севастополем и Новороссийском, наблюдая за движением наших судов для оказания в случае надобности им помощи».С потерей Севастополя должность Михаила Павловича, казалось бы, превращалась в фикцию,но в действительности его ожидало повышение до уровня «Главного Командира портов и судов Черного и Азовского морей» (впрочем, немного было этих портов и судов),а летом в переписке наименование должности даже стало формулироваться как «Главный Командир флота и портов…» — и это было вполне по заслугам: разношерстный, слабый качественно и количественно, укомплектованный зачастую необученными и мало пригодными для морской службы добровольцами «флот» становился в руках адмирала Саблина подлинным и боеспособным Флотом, соответствовавшим уровню возникавших перед ним оперативных задач и являвшимся надежным помощником сухопутных сил. Поддержка защитников Ак-Манайских позиций, разведки и десанты при освобождении Крыма летом 1919 года, борьба с Очаковскими батареями, прорыв в Днепровско-Бугский лиман, содействие пехоте при взятии Херсона и Николаева, десант в Одессу, — эти славные боевые дела стали наглядным результатом трудов Командования Флотом (как бы оно формально ни называлось),а Михаил Павлович Саблин тем самым заслужил в истории характеристику человека, возродившего русский Черноморский Флот из чудовищной разрухи, из состояния, которое, с учетом изменившихся масштабов,вполне может быть сравнимо с состоянием Флота после Цусимы или Крымской войны.Но тогда же, летом 1919-го, вновь возобновился старый конфликт, в котором стороны занимали явно неравное положение: из Сибири через Париж доходили требования Верховного Правителя устранить адмирала Саблина от командования.Сам адмирал, да, кажется, и Главнокомандующий генерал Деникин, склонны были считать эти требования следствием интриг тех, о ком Михаил Павлович с гневом писал:"Были и здесь адмиралы, было еще много орлов с заячьими душами, которые прятались в тяжелые минуты за границей, интригуя там и набивая себе карманы. У них были пароходы, которыми они торговали вместо того, чтобы на них придти в Новороссийск и предоставить себя в распоряжение Добровольческой Армии. Теперь, когда положение Добровольческой Армии окрепло, когда на флоте водворился порядок, они являются в большом числе, они уже говорят и будут говорить: “Саблин большевик, он служил с большевиками, — а вот мы такие хорошие, такие чистенькие, даже близко к большевикам не подходили, мы только одни имеем право спасать родину и достойно служить на флоте”…»  

Самолюбие Саблина, безусловно, было жестоко уязвлено, но все же лейтмотив своей позиции он выразил, думается, вполне честно: «Я полагаю, что благо Родины зиждется не на том, уйду ли я или не уйду из флота, а зиждется, кроме всего прочего, на справедливости, на уважении к суду и на признании заслуг тех лиц, которые работали и работают для спасения России». Ссылка на «суд» не была голословной — деникинское Морское Управление запрашивало Колчака, известно ли в Омске, что Саблин «прошел через следственную комиссию»; в результате было принято компромиссное решение — Михаил Павлович остался на своем посту (теперь «Главным Командиром портов»), но, с восстановлением в августе должности Командующего Флотом,  которым стал адмирал Д. В. Ненюков, прерогативы Саблина, конечно, заметно сократились. Однако 8/21 февраля 1920 года генерал Деникин уволил Ненюкова от службы, заподозрив его в интригах и подрыве власти Главнокомандующего (в отношении самого адмирала подозрения вряд ли были оправданы, но своих подчиненных он как будто действительно распустил), и в командование Флотом почти на два месяца снова вступает Саблин. Тяжелый период, когда при катастрофической нехватке угля, в условиях небывало холодной зимы, сковывавшей льдом прибрежные воды, корабли Черноморского Флота оказывали действенную помощь геройски сражавшимся на перешейках Войскам Таврии и Крыма генерала Я. А. Слащова, также должен быть во многом поставлен в заслугу Михаилу Павловичу. Впрочем, вскоре он проявил и свой «крутой нрав», вступив в конфликт с предназначавшимся на его место адмиралом А. М. Герасимовым, в результате чего временно отошел от дел.Но после вступления в Главное Командование генерала барона П. Н. Врангеля (22 марта / 4 апреля 1920 года) новому Главнокомандующему «пришлось заменить командующего флотом адмирала Герасимова, прекрасного человека, но мягкого и недостаточно решительного»: 19 апреля / 1 мая Командующим Флотом и Начальником Морского Управления (фактически Морским Министром) был назначен Саблин, очевидно, в глазах Врангеля не обладавший указанными недостатками.И Главнокомандующему не пришлось пожалеть о своем выборе: ряд новых боевых операций подтвердил, что Михаил Павлович по-прежнему остается волевым и талантливым флотоводцем.Один из гражданских сотрудников Врангеля, Н. В. Савич, писал в своих воспоминаниях, что Саблин в это время «был совсем больным человеком. Страшный недуг, от которого он умер месяца три спустя, подтачивал его организм, лишал сил и энергии», — но продолжение цитаты как будто противоречит этому утверждению: «Притом он одновременно командовал боевым флотом, операции которого занимали все его время и внимание». И действительно, Михаила Павловича, больного раком печени, но до последней возможности державшегося и окончательно слегшего лишь в сентябре, незадолго до этого видят в боевых условиях, и этот человек, по Савичу едва ли не умирающий, запомнится подчиненным проходящим по заливаемой водою палубе и личным примером подбадривающим непривычных к морю, малоопытных добровольцев.  

Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17/30 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина (в частности, им были заблаговременно созданы неприкосновенные запасы угля и масла на случай эвакуации), вновь «подтянувшего» Флот после тяжелой зимы 1919/1920 года. И спасение десятков тысяч чинов Армии и гражданских беженцев от большевицкой расправы стало еще одной, теперь уже посмертной заслугой адмирала.«В 1927 г. собор был “освобожден от предметов, оскорбляющих революционные чувства трудящихся масс”, в том числе и от останков покоившихся там адмиралов», — пишет современный историк. Гражданская война настигала русских флотоводцев и за гробом, и горьким утешением остается лишь сознание, что даже этим актом большевицкого вандализма Михаил Павлович Саблин был сопричтен к тем Великим Адмиралам, чьи имена никогда не изгладятся со скрижалей Истории.

 

"Ему не везло… по крайней мере на службе, хотя он был, кажется, лучший офицер в выпуске", — писал адмирал В. К. Пилкин о Михаиле Павловиче Саблине.И действительно, судьба как будто не благоволила Саблину, нередко ставя его в ситуации сложные, безвыходные, трагические, и фактически на протяжении всей его жизни предоставляя мало возможностей для совершения громких деяний, по которым в основном и оценивают значимость исторического вклада и величие флотоводца. И все же деятельность Михаила Павловича в 1919–1920 годах, когда он стоял во главе возрождавшегося русского Флота, вполне заслуживает столь высокой оценки;и еще более соответствует ей некое внутреннее величие духа, сопутствующее этому человеку в самых тяжелых жизненных обстоятельствах и побуждающее его упорно идти вперед, несмотря ни на что, и продолжать дело своей жизни —служение России и Флоту.И не может быть простой случайностью, что и посмертную свою судьбу, оказавшуюся столь же трагической, он разделил с теми Великими Адмиралами, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Великой России — черноморскими героями М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, В. И. Истоминым, П. С. Нахимовым…"


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Развозов Александр Владимирович
Следующее: Вашатко Карел
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович