Истина и духовно-нравственные ценности



Автор: С.Х.Карпенков
Дата: 2017-05-12 11:41
Известный современный английский астрофизик Фред Хойл (1915–2001) в результате строгих математических расчётов пришёл к выводу, что вероятность случайного зарождения жизни примерно такая же, как и вероятность того, что в результате сильного урагана, пронёсшегося на мусорной свалке, будет собран сверхзвуковой самолёт. По мнению другого английского биофизика и генетика Френсиса Крика (1916–2004), одного из создателей модели молекулы ДНК (двойной спирали), лауреата Нобелевской премии 1962 г., «происхождение жизни кажется чудом, и с её зарождением связано слишком много сложностей».



Современные естественно-научные работы по расшифровке генома человека, опыта по клонированию животных никак не объясняют происхождение генетического кода. Впрочем, возможно, как и Лаплас, учёные-естествоиспытатели не нуждаются в гипотезе о существовании Бога для описания назначения и функций генетического кода, хотя при этом без Создателя они не могут объяснить, как и откуда он взялся. Вместе с тем мы обязаны помнить, что современное естествознание вы-росло на трудах гениальных учёных-естествоиспытателей: Кеплера, Паскаля, Ньютона, Галилея, Ломоносова, Менделеева, Эйнштейна, Планка, Фарадея, Максвелла и многих других, – чья вера в Бога подвигала их на глубокое познание окружающего мира. Так, немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения планет, восклицал: «О, велик Господь наш и велико его могущество, и мудрости его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь». Французский математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Он сказал: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего привели меня к ней». Английский математик и физик Исаак Ньютон (1643–1727), открывший фундаментальные законы механики и приблизивший человечество в тайне мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу. Первый великий российский учёный-естествоиспытатель М.В. Ломоносов (1711–1765) утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». «Я верю в Бога как в Личность и по совести моей могу сказать, что ни одной минуты моей жизни не был атеистом» – эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну (1879–1955). Немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858–1947), один из основоположников квантовой теории, лауреат Нобелевской премии, писал: «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога». В наше время для некоторых людей по-прежнему основным аргументом в рассуждениях остается другая вера – вера в творческую силу разума. То, что здесь речь идёт о вере, а не научно обоснованном понимании явлений, известный учёный Л.Х. Мэтьюз в предисловии к книге Дарвина «Происхождение видов» в 1971 г. сформулировал так: «Вера в эволюцию в точности соответствует вере в божественное сотворение мира – обе являются убеждениями, в верности которых верующие не сомневаются, хотя и не могут привести доказательства своей правоты». Такая точка зрения не противоречит мировоззрению Дарвина, который был верующим человеком и много лет служил церковным старостой в своём приходе. Когда его спросили, где начало цепи развития животного мира и где первое его звено, он ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего». Его учитель, геолог Чарлз Лайель (1797–1875), писал: «При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога». Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) свою книгу о растениях закончил словами: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать». При ответе на сложнейший вопрос о вечной жизни могут быть разные подходы, один из которых Блез Паскаль (1623–1662), выдающийся французский математик, физик и философ, изложил следующим образом. Существуют две возможности: либо предсказания по поводу жизни после смерти верны, либо они ошибочны. Следовательно, в соответствии с верой или неверием в предсказания Библии можно разделить всех людей на две группы. Если вечной жизни нет, то в проигрыше оказываются те, кто верил в неё. Они живут с неоправданной надеждой на вечный мир, в то время как правыми оказываются неверующие, и они лучше распоряжаются своей жизнью в этом мире. Если же, напротив, предсказания Библии о вечной жизни верны, то вера в неё оказывается поддержкой в самых безнадёжных ситуациях и тем самым оказывается полезной уже в течение этой жизни, к чему добавляются неизмеримые преимущества в вечности. Ошибка неверующего ведет к вечным потерям. Библия описывает вечность для обеих групп так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление».

 

«Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединённых, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находит народа, совершенно лишённого понятия о Божестве», – так оценивал истоки и необходимость для человека религии Н.М. Карамзин (1841–1911), выдающийся российский историк. В современном естественно-научном познании всё чаще учёный сталкивается с ситуацией, когда поиск истины оказывается тесно связанным с нравственными проблемами. «Цель науки и главный долг учёного – поиск истины, поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармонического устроения жизни, а частным, корыстным интересам, в первую очередь господства и наживы», – так с одной из нравственных позиций Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929–2008) охарактеризовал долг истинного учёного. Стремясь познать божественную истину, человек поднимается на более высокий уровень познания естественно-научной истины. «Истина истине не противоречит» – эта глубокая мысль принадлежит Джордано Бруно (1548–1600), итальянскому естествоиспытателю и философу, пострадавшему за собственные убеждения. Иными словами, основным ориентиром деятельности учёного-естествоиспытателя, да и любого человека, должны быть те нравственные нормы и принципы, которые вырабатывались и проверялись жизнью в течение веков. Главные же из них – заповеди, сформулированные ещё в древние времена в Нагорной проповеди. Думается, сегодня по-прежнему актуально мудрое напоминание Серафима Саровского о необходимости избегать рассеяния ума, но пробуждать у людей голос совести, сердечное сокрушение и желание перемен к лучшему. «Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь», – утверждал Георг Гегель (1770–1831), немецкий философ, создатель теории диалектики. Не менее актуальны слова Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа». Научные знания не могут уничтожить веру и заменить её, но и вера не в состоянии заменить науку. «Чем раньше человечество поймёт, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей цивилизации, тем лучше. Если это поймёт наша молодёжь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа», – сказал в одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (р. 1946). Эти слова особенно актуальны сегодня, если учесть, что на современ-ном этапе развития человечества выживание выливается в глобальную проблему спасения жизни на нашей планете. Эту мысль можно продолжить словами великого русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881): «Самые серьёзные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества». Духовно-нравственное начало познания природы и человека играет ис-ключительно важную роль в наше время, когда повсеместно наблюдается деградация природы. Деградация природы начинается с деградации души каждого человека. Оживляя души, мы оживляем природу и, следовательно, спасаем жизнь не только нынешних, но и грядущих поколений. В последнее время, особенно в России и в странах бывшего СССР, для науки и религии чрезвычайно важно общее поле для совместной работы с магией, колдовством, сектантством, религиозным экстремизмом, которые приводят к разным антигуманным проявлениям, терроризму и гибели людей. В результате анализа развития различных отраслей современной науки и её взаимосвязи с религией экс-президент Российской академии наук академик Ю.С. Осипов в одном из своих выступлений сделал обобщающий вывод: «В настоящее время в отношениях религии и науки набирают силу процессы явного сближения. Если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и вытеснить её с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентированной на человека».

Библиографические ссылки Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков Степан Харланович