Духовно-нравственное начало познания



Автор: С.Х.Карпенков
Дата: 2017-04-30 07:02
Все люди во все времена искали и ищут самое важное, самое главное в их жизни: для бедных – это кров над головой и пропитание, а для богатых – это дворцы и современные авиалайнеры. Нищие ищут жизненно необходимое, а богатые, не довольствуясь малым, стремятся стать ещё богаче. Учёный-естествоиспытатели ищут естественно-научную истину, а верующие – божественную истину. И многие выдающиеся учёные, имена которых известны всему миру, не сомневались и не сомневаются в том, что естественно-научное познание не противоречит божественной истине. Всё человечество ищет ответ на своё смятение, нравственную немощь, на духовную пустоту. Все люди жаждут утешения, спокойствия и мира. Мы говорим о мире, а войны не прекращаются. Мы говорим о спасения природы, а она с каждым днём деградирует. Казалось бы, стоит пойти по пути политической свободы – и человек будет счастлив, а природа будет спасена. Только дайте нам возможность самим избирать себе лидеров, и мы обретём такое правительство, которое обеспечит нам достойную жизнь. В некоторых странах достигнута политическая свобода, но отнюдь не лучшая жизнь – коррупция в среде чиновников, эксплуатация и лицемерие среди равных тому свидетельство.


Был и другой, казалось бы, обнадёживающий путь под названием «Просвещение», и в него верили очень многие. Долгое время такой путь считался единственно верным и светлым. Теперь образованные люди самые информированные в истории цивилизации. Современные школьники знают о физических законах намного больше, чем величайшие учёные времён Аристотеля. Наши головы забиты информацией, полезной и бесполезной, но наши сердца пусты. Самой заманчивой и привлекательной оказалась дорога к высокому уровню жизни. Многие считают и продолжают считать, что такая дорога обязательно приведёт к лучшему счастливому бытию. К чему же ведут все эти пути и дороги в реальной жизни? Например, Америка – страна с такими политическими свободами, о которых и не могли мечтать во многих уголках цивилизованного мира. Эта страна с величайшей и всеобъемлющей системой общественного образования, равной которой не знала история. В этой стране и далеко за её пределами восхваляется высокий уровень жизни. Но разве принёс он желанное счастье? Радость и удовлетворение? Спасение жизни на Земле? Многие самодовольно гордятся тем, что осуществились мечты многих поколений: в наше время можно очень быстро преодолеть огромные расстояния; человек научился синтезировать чудодейственные лекарства, излечивающие самые страшные болезни; мы открываем тайны морских глубин и всё дальше проникаем в космос. Но теряется ли при этом ощущение пустоты в сердце? Разве каждое новое открытие утешает нас, гасит чувства ненависти и беспомощности? Может быть, лекарство от злобы, ненависти, зависти и коррупции можно найти в лаборатории? Вне всякого сомнения, наука дала многое полезное и нужное человеку. Но в то же время наука преподнесла самый страшный подарок, когда-либо полученный человечеством, – ядерное оружие, способное мгновенно уничтожить всё живое на нашей планете и не один раз. Наука же приблизила всё человечество к такой грани, за которой рождаются многие глобальные проблемы современной цивилизации и, прежде всего, экологические проблемы. Такие проблемы пока ещё можно решить, если каждый живущий на Земле будет искать пути не к обогащению и славе, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15), а к созданию условий устойчивого, равновесного состояния окружающей среды, осознавая при этом, что, спасая самого себя в безбрежном океане страстей и пороков, можно спасти и природу, и человечество. «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5, 8). «Итак умертвите… блуд, нечистоту, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5). «Устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5).



Все эти древнейшие библейские истины особенно актуальны в наше время. Нелёгкий, тернистый путь устроения собственного духовного дома начинается с самого раннего детства с воспитания, способного проявить благородные начинания человека, служащие надёжным ориентиром в зрелом возрасте. Благородный путь воспитания лежит через любовь. О любви говорит и Библия. Заповеди Божии начинаются со слов любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоей, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоей». Если человек обладает такой любовью, то он не нарушит и все остальные заповеди. Любой человек, любящий ближнего, не может его обидеть, обмануть, тем более убить или ему позавидовать, и вообще не может пожелать ему чего-либо худого. Истинная человеческая любовь очень метко отражена в словах выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви». «Там, где начинается любовь, – писал глубочайший мыслитель современности, российский философ И.А. Ильин, профессор Московского университета, там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируется на одном содержании, именно на любимом; здесь он становится интенсивным, душа его начинает как бы накаляться и гореть. Любимое содержание – будь то человек, или коллекция картин, или музыка, или любимые горы – становится центром души, важнейшим в жизни, главнейшим предметом её. Оказывается, что любовь даёт человеку, по слову Платона, сразу – душевное богатство и душевную бедность: богатство – ибо человек нашёл сокровище своей жизни, которым он владеет и которое как бы носит в себе: отсюда чувство душевного обилия, силы, счастья, повышенного интереса к жизни и благодарности за всё; бедность – ибо у человека возникает чувство, что он никогда не овладеет своим сокровищем до конца и что без него и вне его он сам скуден, несчастен и одинок: отсюда чувство душевной скудности, слабости, несчастья, разочарования во всём и ропот на свою лишённость и нищету. И все же, несмотря на эту тоску лишённости, человек чувствует себя обогащённым и богатым…Любовь есть доброта – не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печётся о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь сама по себе даёт человеку счастье и вызывает у счастливого потребность – осчастливить всё и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного». Многие стремятся изменить этот мир, победить природу, но не хотят изменить прежде всего самого себя и победить себя, чтобы всем сердцем полюбить этот мир, полюбить природу как самого себя. Любовь начинается тогда, когда человек научился отличать добро от зла и хорошее от плохого в самом себе. Любовь вспыхивает подобно пламени, когда разум побеждает страсти. Истинная любовь рождается тогда, когда ум и сердце находятся в согласии.

 

О любви человека к человеку повествует Библия, но она не описывает достаточно детально, как образовалась Вселенная и как возникла жизнь. Скорее она говорит о том, для чего Бог создал мир, а не о том, как он создавался. Известный французский математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749–1827), объясняя Наполеону законы мироздания, сказал, что присутствие Бога для изучения таких законов ему не нужно. Другое дело, когда возникают вопросы о том, как возник окружающий нас мир. Последователи материалистического учения Дарвина полагают, что информация в генетическом коде накапливалась в течение чрезвычайно длительного периода времени в результате случайных мутаций. Можно представить, что в результате случайных перестановок различных букв алфавита образуются слова, но практически невозможно вообразить себе, что при случайном выборе и соединении букв в слова и отдельных слов в законченные предложения, а затем из отдельных предложений в повествование с заданным сюжетом, получится завершённое интересное произведение – вероятность такого процесса, хотя и отлична от нуля, но ничтожно мала.

Библиографические ссылки Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков Степан Харланович