Экология – наука сохранения природы



Автор: С.Х.Карпенков
Дата: 2016-11-15 09:31
В последнее время слово «экология» очень часто употребляется в по-вседневной жизни. Это слово в сочетании со многими другими словами составляет неотъемлемую часть современной лексики. В средствах массовой информации почти каждый день можно встретить разные словосочетания: «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологически чистые продукты», «экология человека», «экологическая безопасность», «экологическое образование» и многие другие. В лексикон современной жизни прочно вошли слова «плохая экология», которые никак не сочетаются по смыслу: экология – это наука, и никакому просвещённому человеку не приходит в голову сказать, например, «плохая биология» или «плохая физика». Для многих людей «плохая экология» означает загрязнённый воздух, погибающие растения либо их отсутствие, загрязнённая вода и засорённые территории. Каждый здравомыслящий человек стремится жить в условиях, приближенных к природе: дышать свежим чистым воздухом, питаться экологически чистыми продуктами, пить чистую воду, отдыхать на лоне природы либо на берегу моря с кристально чистой водой. Однако далеко не каждый понимает, что для этого нужно думать не только о себе, о собственных комфортных условиях, но и о других, о ближнем своём, желающем жить в таких же благоприятных условиях. Думать о сохранении природы в её первозданном естественном состоянии. Сохраняя природу, мы спасаем жизнь на нашей планет и спасаем человечество. Прямой путь решения чрезвычайно сложной, но важной проблемы со-хранения природы лежит через современную систему образования, включающую обучение и воспитание, через постижение знаний о природе, через овладение экологическими знаниями.

 

Экология – это наука о взаимодействии объектов живой и неживой материи и его последствиях. Термин «экология» предложил в 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834–1919). С того времени прошло более столетия, и понятие экологии существенно изменилось. Такое изменение обусловливается усилившимся воздействием человека на природу в планетарном масштабе. В этой связи экологии придается особое значение как научной основе сохранения природы, рационального природопользования и охраны живой природы, а сам термин «экология» приобрел более широкий смысл. Во второй половине прошлого века появилась экология человека, или социальная экология, изучающая взаимодействие человека и общества с окружающей средой и современные проблемы её защиты. Экология включает не только фундаментальные знания о живой природе, но и географические, экономические, философские и другие аспекты, которые отражают многие отрасли экологии: геоэкология, промышленная экология, экологическая этика и т.п. В некотором смысле можно говорить об экологизации современной науки. В последнее время что-то подобное происходит и с обществом. Несмотря на появление множества отраслей экологии и всеобщий интерес международного сообщества к экологическим проблемам, человечество продолжает двигаться по опасному пути: потребляются в гигантских объёмах природные ресурсы, истребляются в невиданных масштабах леса, уничтожается дикая природа и т.д. И одно из наблюдаемых последствий всего этого – глобальное изменение климата. «Наши руки создают в природе как бы вторую среду» – справедливо заметил ещё в древние времена римский философ и оратор Цицерон (106–43 до н.э.). В последнее время вторая природа превратилась в искусственную среду, называемую техногенной сферой, в которой остается всё меньше и меньше места для всего живого и человека в том числе. Стремительное загрязнение окружающей среды уже выходит за пределы возможностей биосферы поддерживать её устойчивое состояние. Об этом свидетельствуют результаты всесторонних исследований биосферы, которые проводятся учёными многих стран. По их мнению, развитие человечества на нашей планете пока ещё возможно, но при условии, что каждый живущий на Земле человек будет стремиться овладеть знаниями о природе. Овладеть не столь для того, чтобы её покорить и стать её хозяином, а сколько для того, чтобы жить в гармонии с природой. Нет ничего более прекрасного, чем сама природа. У природы есть чему учиться – довольствоваться малым. «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду находишь чему учиться», – сказал Леонардо да Винчи (1646–1519), гениальный итальянский учёный, живописец и скульптор. Учиться у природы не для того, чтобы покорить её и завладеть её богатством, беспощадно вторгаясь в неё, а для того, чтобы спасти жизнь на нашей планете. Для достижения такой благородной цели необходимо изменять не природу, а самого себя, т.е. стать господином не природы, а самого себя, утвердить в себе духовно-нравственное начало своих действий, ведь любое действие, особенно заранее хорошо не обдуманное, любое, казалось бы, малейшее движение каждого человека так или иначе отзывается во всей природе. Только в этом случае всесторонние знания о природе и познание экологических проблем превратятся в созидательную силу, в науку побеждать себя, в науку сохранять природу, в науку спасать жизнь и человечество.


Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004. Карпенков Степан Харланович