Вторая мировая: золото стало пеплом, а пепел – золотом



Автор: Йоханнес Фосвинкель
Дата: 2016-05-07 06:46
Когда 70 лет назад была снята блокада Ленинграда, Петергоф, русский Версаль, лежал в руинах: он был разграблен и разрушен войсками Вермахта. В Петергофе царила мертвая тишина, когда Марина Тихомирова 31 января 1944 года после снятия блокады, продолжавшейся почти 2,5 года, впервые вновь оказалась здесь. Двенадцатью днями ранее из Петергофа ушли немецкие войска. Путь длиной 30 километров из Ленинграда, бывшего (и сегодняшнего) Санкт-Петербурга, она преодолела в танке и машине для перевозки трупов. Хотя парк был покрыт толстым слоем снега, весь масштаб разрушений был хорошо заметен. «Первое, что было видно, это невообразимый хаос – руины, широкая канава от танков, которая разделяла весь Верхний парк и обгоревшие руины Большого Дворца», – писала Тихомирова, ставшая позднее главным хранителем дворца, в своих воспоминаниях. Пепел во дворце лежал на всю высоту первого этажа. Из верхней стены Эрмитажа торчала труба орудий. На полу лежали осколки мраморных колонн «Львиного каскада». Фонтана Нептун не было на месте. Дворец Марли сгорел. И Монплезир, любимый дворец Петра I, тяжело пострадал, от Екатерининского флигеля остались только стены. Отсюда великая княгиня Екатерина отправилась в июле 1762 года в Санкт-Петербург, чтобы сместить своего мужа и объявить себя императрицей. Позади Монплезира сегодня стоят таблички с надписью на немецком языке «Осторожно, мины!».
 
Когда дворец горел, оккупанты запрещали тушить огонь. Всемирно известный Большой каскад, переходящий в узкий канал, соединяющий Петергоф с Балтийским морем, представлял собой неутешительное зрелище. Старые статуи, колонны и барельефы были демонтированы. Около 2 тысяч насадок на фонтаны были разграблены солдатами Вермахта. Украли ли они к тому же столетние подземные водопроводы? Тихомирова ползает в катакомбах под каскадом и облегченно выдыхает – трубы на месте. Потом она натыкается на груды осколков фарфора. Спрятанная здесь посуда была разбита в результате взрыва. Немцы взорвали снаряд на веранде дворца. Дальше, в темноте, Тихомирова находит раскладушку, печку и искореженный труп в сером пальто Вермахта. Возможно, неизвестный солдат, дезертир или отставший от своих, провел здесь в одиночестве несколько дней перед тем, как погиб.
Петродворец в дни войны.
Старый Петергоф, главная резиденция императоров за пределами Санкт-Петербурга и Кремля в Москве, летняя столица российской империи в XVIII и XIX веках, казалось, была потеряна навсегда. Некоторые архитекторы скажут в последующие месяцы. «Она никогда не сможет быть восстановлена. Окно на Запад Петра Великого, которое однажды открывало вид от столовой дворца на канал Большого каскада в Нижнем парке и на Финский залив, больше не существует». И другие царские дворцы на юге Ленинграда лежали в руинах – Пушкин, Павловск, Гатчина. Войска Гитлера намеренно опустошили те места, которые однажды символизировали волю России быть частью европейского мировоззрения и цивилизации.  В 1705 году Петр I решил создать русский Версаль по образцу французского короля Людовика XIV. Он пригласил ведущих архитекторов Европы. Место было выбрано гениально. Вода для фонтанов поступала из места, находившегося в 20 километрах от дворца, и приходила без помощи насосов. Сады в стиле барокко, линейную и круговую формы Петр заимствовал из Европы. Для своего собрания картин, первого в стране, он построил замок Монплезир. Петр придал мировому, не определяемому религией и церковью искусству, новое значение в России.



Даже большевики ценили Петергоф

В августе 1723 года Петр торжественно открыл Дворец в Петергофе. Большой каскад с 138 золотыми скульптурами стал его символом. В его центре с 1735 года, как символ России, находился фонтан Самсон, разрывающий пасть льву. 26 годами ранее Петр нанес сокрушительное поражение шведскому королю Карлу XII в Полтавской битве, на чьем гербе был изображен лев, и получил выход к Балтийскому морю. Петергоф символизировал триумф России в борьбе европейских держав и представлял собой срез европейско-русской истории искусств. Преемники Петра расширили парк и дворцовый ансамбль, который насчитывает сегодня 23 дворца. Даже большевики, которые были против пышных убранств монархов, с уважением относились к Петергофу. Хотя после Октябрьской революции дело доходило до грабежей, вскоре Петергоф превратился в музей и символ того, что мир абсолютных правителей теперь открыт для крестьян и рабочих. Здания должны принадлежать тем, кто за них заплатил, страдал вместе с ними и строил их собственными руками. Петергоф стал местом, куда приезжали на экскурсии жители Ленинграда. Рабочий сидел в парке рядом с ученым или чиновником. Если Екатерининский дворец в Пушкине был довольно отдален, Петергоф был отличным местом, где можно было насладиться свежим летним воздухом в тени каскадов. Летом 1940 года парк посетили более двух миллионов человек.

Сокровища зарывали в парке

Еще 22 июня 1941 года по случаю наступивших белых ночей здесь должны были начаться народные гулянья.  Но ранним утром войска Вермахта напали на Советский Союз. Это было не только начало неведомой до той поры войны -  войны на уничтожение «славянской и еврейской расы», это был поход против искусства. В Петергофе знали о возможной опасности. В тот же день сотрудники музея начали спасать сокровища. Они упаковывали архив, укладывали фарфор в ящики и снимали люстры. Многие предметы удалось вывезти на баржах через пролив в Ленинград. Три лодки с мебелью утонули. Предметы искусства, которые остались в Петергофе, были замурованы в подвале или закопаны в парке. Спасение потолочных росписей или Янтарной комнаты в Екатерининском Дворце Пушкина было слишком затратным для того времени. Из 4-х тысяч предметов в одном только Большом Дворце в безопасные места были отвезены только 2,5 тысячи – их отправили в Сибирь или Ленинград. Многие небольшие золотые скульптуры Каскада находились до освобождения города в железнодорожном депо. Хранитель музея, несмотря на опасность проносящихся мимо немецких снарядов и обстрела артиллерии, часто проезжал мимо и смотрел сквозь щели в ящиках, все ли на месте. В сентябре Петергоф оказался в зоне военных действий и 23-го числа был оккупирован. Еще накануне сотрудники музея накрывали паркетный пол Большого Дворца коврами и покрывали толстым слоем песка, убирали оставшуюся мебель и проверяли водяные насосы. Но все усилия были тщетны. Дворец начал гореть, целый этаж выгорел. Немецкие войска запретили советским гражданам его тушить, за ослушание им грозил расстрел. Руководство Вермахта целенаправленно уничтожало предметы искусства. На протяжении трех дней во дворце бушевал огонь. Позднее, после окончания войны, Марина Тихомирова в поисках осколков декораций дворца пробиралась через сантиметровый слой пепла на руинах, оставшихся от дворца.

Ленинград должен умереть от голода и исчезнуть с карты страны

8 сентября немецкие войска заняли Шлиссельбург и замкнули кольцо блокады Ленинграда. К этому моменту осада трехмиллионного города для Вермахта не представляла особых трудностей, к тому же на севере города в распоряжении Гитлера находились финские союзники. По замыслу немецкого командования, население города должно было умереть от голода, а сам город – исчезнуть с карты страны. Блокада Ленинграда продолжалась почти 900 дней - до 27 января 1944 года и унесла жизни, по разным оценкам, от 800 тысяч до 1,5 миллиона людей. Это намного больше, чем 500 тысяч человек, которые с 1939 по 1945 годы пали жертвой бомбардировок союзников. К западу от Петергофа, недалеко от Ораниенбаума на Балтийском море, еще находились советские войска, оказывавшие сопротивление. В это время войска Вермахта превращали Петергоф в свою базу. Солдаты заняли Монплезир, дворцы и конюшни, где проводили вечера «под знаком свастики». Началось разграбление предметов искусства, оно проходило планомерно и одновременно хаотично. Различные организации соревновались в том, чтобы найти себе наживу – службы вермахта, штаб рейхсляйтера Альфреда Розенберга (Alfred Rosenberg), спецкомандование Кюнсберга и общество «Аненэрбе». В сентябре 1941 года оперативный штаб рейхсминистра восточных оккупированных территорий и главного идеолога НСДАП Альфред Розенберг создал рабочую группу «Ингерманланд». Ее специалисты должны были провести инвентаризацию предметов искусства императорских дворцов и наложить арест на «подходящий материал», прежде всего - работы немецких художников. Но они прибыли в Петергоф слишком поздно. Многие предметы уже находились в руках командования армии графа Солмс-Лаубаха (Solms-Laubach) и были отправлены для осмотра в Псков, Ригу или Кенигсберг. Собрание икон из колокольни было разграблено немецкими солдатами. В то время как существуют свидетели разграбления царских дворцов в Пушкине и Павловске, до сих пор остается неизвестно, что происходило в Петергофе. Уже на третий день оккупации немцы изгнали из Петергофа местное население, которое в 1939 году насчитывало 44 тысячи человек. На фотографиях, сделанных немецкими солдатами на фоне руин дворцов, не видно местного населения. Вокруг музеев и истории разграбленного искусства немецкие ученые проводят исследование «Русские музеи в годы войны». Около года они изучают потери в Пскове, Новгороде и царских дворцах. Возможно, так полагают историки во главе с историком из Бремена Вольфгангом Айхведе (Wolfgang Eichwede), немецкую общественность еще заинтересуют поиски украденных предметов искусства из России.

Танцы после ухода немцев

В январе 1943 год в ходе войны произошел перелом. Советская армия после Сталинградской битвы обрела мощь и уверенность в победе. 14 января 1944 года началось советское наступление из Ораниенбаумского котла. С ноября 1943 года советские войска получали снабжение через Финский залив. Вермахт упорно оборонялся. 19 января немецким войскам удалось выйти из Петергофа. Императорская резиденция была освобождена, но вместе с тем уничтожена. Нужно ли было ее восстанавливать? Этот вопрос интересовал многих деятелей искусства в Ленинграде, а также городское управление. Некоторые считали это невозможным, другие хотели сделать руины своего рода памятником-предостережением. Но вскоре появилась мысль о том, что возрождение императорских дворцов должно стать символом надежды в опустошенной стране. Уже в конце блокады, в ноябре 1943 ода, в Ленинграде открылась школа реставраторов. Через несколько месяцев двери школы покинули сотни выпускников, которые отправились на первое задание. В Павловске они приводили в порядок остатки штукатурки, в Петергофе они собирали по кусочкам остатки барельефа.


Марина Тихомирова и другие сотрудники заняли крыло дворца, в котором было несколько комнат, в которых можно было жить. «Женский день», 8 марта 1944 года, они отмечали в свете карбидных ламп, танцевали в валенках под музыку из граммофона. По ночам по дворцу летали летучие мыши, а в руинах кричали совы. Целыми днями сотрудники убирали парк, закапывали канавы и скручивали более десяти километров колючей проволоки.

Все аллеи состояли только из пней

Расположение аллей можно было узнать только по оставшимся пенькам. Более 30 тысяч деревьев, в том числе, вековые дубы, использовались оккупантами как материал для топки или строительства укреплений. Сотрудники выкорчевывали пеньки и высаживали аллеи заново. Уже летом 1945 года парк был вновь открыт. Руководители музея, стоя около пустых рамок посреди руин, рассказывали, какие в них раньше находились картины. Директор дворца-музея Анатолий Кучумов отправился на поиски «трофейного искусства». Он пошел по пути отступления немцев в Эстонию. В городке Вору, в котором еще шли бои, он увидел в окне одного дома спинку золотого кресла. Кучумов тут же понял, что это кресло было из дворца в Гатчине. В доме он нашел также шкафы, китайские вазы и второе кресло, на котором сидел повар и чистил картошку. Но обратная транспортировка проходила нелегко. Кучумову приходилось добираться с мебелью по ночам и ждать на пустом перроне, когда придет свободный вагон. Вдруг была объявлена тревога. Кучумов не решился оставить предметы искусства. Когда вокруг него разразилась молния и загрохотало, он оставался сидеть на императорском шкафу. Руководство музея в Петергофе решило в первую очередь отреставрировать Большой каскад. Все-таки более половины его скульптур уцелело. Самые тяжелые из них были закопаны в парке. Хотя имелись карты, на которых были отмечены места их нахождения, теперь уже отсутствовали ориентиры. В основном, это были деревья. Особенно долго не могли найти статуи Адама и Евы, которые были заказаны для Петра I в 1717 году в Венеции. Сотрудникам приходилось, как археологам, проводить раскопки, чтобы найти Адама. Они уже отчаялись найти Еву, когда одному из сотрудников пришло в голову, что они еще не проверяли бомбоубежище немцев. Там и находилась Ева. Она незаметно лежала, прикрытая сапогами оккупантов.

Где статуя Самсона?

25 августа 1946 года после шестилетнего перерыва по трубам каскада вновь пошла вода. В честь победы в войне в воздух вздымались струи воды. Не хватало одной только центральной фигуры каскада. На подиуме Самсона стояла бронзовая ваза для цветов. Только год спустя, в августе 1947 года, была изготовлена новая скульптура и через Невский проспект отправлена в Петергоф.
Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва". В то время курсировали слухи, что оригинал был транспортирован в Рейх и расплавлен. Фотография из одной газеты национал-социалистов Ostland, вышедшая в августе 1943 года, показывает немецких  солдат на фоне каскада. На заднем фоне стоял Самсон. На более позднем снимке в октябре его уже не было. Но о его транспортировке никаких документов не было. Существует ряд легенд. Так, например, одна из них гласит, что советские десантники напали в новогоднюю ночь 1944 года на пьяного немецкого сторожа, утащили Самсона через ледяное поле и закопали его. На протяжении многих лет один энтузиаст из Саратова отправлялся на своей «Ладе» в Петергоф и неделями вел раскопки в парке – но безуспешно. Оригинал Самсона до сих пор не найден. Большой фонтан Верхнего парка, фонтан Нептун, уже в 1948 году вернулся в Петергоф. Вскоре после прихода немецких войск статуя была демонтирована и тайно отправлена в Нюрнберг. По желанию Гитлера она должна была быть выставлена в Германском национальном музее, потому что изначально была родом оттуда. Выполненная по заказу в 1660 году, она не выставлялась, поскольку считалась слишком дорогой в обслуживании. Через 100 лет Павел I выкупил фонтан за 66 тысяч рейнских гульденов.

Восстановительные работы длятся до сегодняшнего дня

После того как Нюрнберг 20 апреля 1945 года капитулировал, офицеры американского военного ведомства узнали об известном предмете искусства и сообщили об этом советским войскам. Два советских офицера осмотрели детали фонтана и получили их в октябре 1947 года. Только 250 украденных предметов искусства вернулись из Германии в Петергоф.

Общие потери – более одного миллиона предметов искусства

В декабре 1992 года российское правительство приняло решение создать комиссию по возвращению сокровищ, которая должна была составить общий каталог всех предметов искусства, утерянных с 1941 по 1945 годы. В советские времена это не было сделано, царил хаос в документах и архивах различных министерств. На сегодняшний день известны потери всех зданий Петергофа. В Большом дворце не хватает 2219 предметов, в дворцах Монплезир, Марли и Эрмитаж – 2451 предмет. Утеряно 297 парковых скульптур. Общие потери России насчитывают 1177291 предмет искусства. Тем временем, восстановление Петергофа до сих пор не закончено. Два года назад была вновь освящена дворцовая церковь. Восстановление Английского дворца еще не закончено. Нижняя дача императора Николая II  в парке Александрия все еще в разрушенном состоянии. В основной части парка, которую сегодня ежегодно посещают сотни тысяч туристов,о войне уже ничего не напоминает. Таблички с фотографиями, которые в советские времена документально отображали разрушения Петергофа во время войны, демонтированы. Разрушенный Львиный каскад, который на протяжении десятилетий был памятником-предупреждением о последствиях войны, в 90-е годы был отреставрирован. «Тогда изменился менталитет», – говорит экскурсовод Елена. Петергоф сегодня должен быть символом примирения. В Чесменском зале Большого дворца она рассказывает, что большинство дворцовых часов были отремонтированы группой немецких часовщиков. С 2000 года в Петергоф приезжают специалисты для обслуживания коллекции часов. Однажды российский репортер спросил немецких мастеров, не стыдятся ли они разрушений времен войны. «Такие бесцеремонные вопросы могут задавать только наши журналисты», – возмущенно говорит Елена.

Die Zeit, Германия