Москва без палача



Автор: BR News
Дата: 2015-06-28 22:45
Почему православная общественность выступает против возвращения памятника палачу Дзержинскому? И даже не потому что во время кризиса выделять на проведение референдума до 450 миллионов рублей бессмысленное и крайне преступное дело. Представляем Вашему вниманию подборку мнений духовенства Русской Православной Церкви и православной общественности по вопросу возвращения советского истукана на Лубянку.  

   

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке:

Если будет осуществлено возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь, это станет очевидным знаком, что мы не умеем думать, помнить и раскаиваться. Свидетельством того, что в течение последних двадцати пяти лет, мы, как народ, нравственно совершенно не работали. Ленин, Дзержинский и другие деятели революции ради достижения своих политических целей готовы были убивать сотни тысяч людей и сознательно шли на это. Получается, мы не только не убираем, но еще и восстанавливаем им памятники, и, тем самым, провозглашаем, что есть такие обстоятельства жизни и политические цели, ради которых можно убивать людей. Мне кажется, что не только восстановить памятник Дзержинскому нельзя, а надо создавать общественную комиссию, которая обошла бы кабинеты ФСБ на Лубянке и всех сотрудников, у которых до сих пор есть или портрет или бюст Дзержинского в кабинете – мгновенно увольнять. Значит, эти люди ничего не поняли и, сохраняя преданность «железному Феликсу», декларируют, что они могут повторить весь тот кошмар, которые создали их предшественники на нашей многострадальной земле. К сожалению, насколько я знаю, таких сотрудников, которые до сих пор считают этого человека своим идеалом, очень много. Я очень надеюсь, что у москвичей хватит ума и совести не голосовать за установку памятника, не позориться перед всем миром. Иначе это будет в нравственном отношении равносильно установке памятника Геббельсу. Мы знаем, что среди деятелей первой волны революции были искренние люди, одержимые романтикой, идеями справедливости; Дзержинский к ним точно не относился – это был кровавый маньяк. Он лично виноват, во-первых, в смерти тысяч и тысяч людей как первый глава ВЧК, а во-вторых – он создатель структуры, которая убила миллионы людей. У моей жены в семье семь репрессированных человек, два последних настоятеля нашего храма (до его закрытия) были репрессированы. Лично для меня восстановление этого памятника станет оскорблением их памяти, а также памяти миллионов других репрессированных за все годы большевистского террора. Думаю, нам нужен не памятник Дзержинскому, а общенациональный День скорби по жертвам политических репрессий прошлого века. В этот день всем госслужащим, начиная с президента и главы ФСБ, всем учащимся надо посещать расстрельные места, которые есть в каждом городе России, и вглядываться в фотографии, судьбы людей, которых там погубили. Нам нужно изучать большевистские репрессии и террор, чтить память погибших, также всенародно, как чтут память жертв холокоста граждане Израиля. Более того, мне кажется, что новые сотрудники ФСБ, приносящие присягу на верность Отечеству, должны делать это на Бутовском полигоне и в похожих местах по всей стране. В той присяге, которую они приносят, должны быть слова о том, что они никогда не повторят того, что сделали их предшественники. В ФСБ есть много хороших и преданных Родине людей. Но фигура Дзержинского и его сподвижников, во-первых, дискредитирует всю ФСБ, а во-вторых, может дезориентировать нравственно сотрудников. А вот постоянная ежегодная общенациональная память о погибших в годы террора, в реализации которой они будут участвовать, станет для них надежным нравственным ориентиром. Лишь после того, как руководством ФСБ будет озвучена мысль, что никогда репрессии по отношению к народу более применены не будут, что это было чудовищным преступлением, люди снова станут доверять сотрудникам ФСБ. Потому что сейчас они их просто боятся, и страх этот очень глубок в людях, и не только потому, что часто сотрудники ведут себя не так, как должны вести себя защитники отечества, а прежде всего потому, что боятся на генетическом уровне… Этот страх должен быть преодолен.

Игумен Филипп (Симонов), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:

О нас всех это пока не говорит ничего. До тех пор, пока мы не узнаем итоги народного волеизъявления. Это могло бы кое-что сказать даже не о Мосгордуме (она просто внезапно решила придерживаться демократических принципов в решении сложных идеологических вопросов), а о тех, кто данный вопрос поставил. Зачем поставил? Почему именно сейчас поставил? Поверьте, в стране сейчас очень много насущных проблем, от которых зависит и наше сегодня, и наше завтра. Продолжим ли мы оставаться сырьевым придатком развитых стран или попытаемся встать на рельсы комплексного развития? Разовьем ли какое-то внутреннее производство, достаточное для обеспечения экономической безопасности, или будем продолжать кланяться за каждый килограмм картошки – только теперь в другую сторону (эквивалентным внешнеторговый обмен бывает только тогда, когда за импорт одних товаров есть возможность рассчитаться доходами от экспорта других товаров, отвечающих современным технико-технологическим требованиям мирового рынка; в любом другом случае возникает неравноправное включение в мировые интеграционные цепочки и, в итоге, эксплуатация со стороны более экономически развитых контрагентов)? Сможем ли мы в условиях внешней экономической агрессии сохранить социальное государство или сдадим позиции под предлогом внешнего давления? Сумеем ли сохранить управляемость экономики, остатки народнохозяйственного комплекса, или придём к хозяйственной дезинтеграции? От ответа на эти вопросы зависит куда больше, чем от решения надуманной проблемы памятника Дзержинскому. И прежде всего – морально-нравственное состояние общества. А с ним – и степень его христианизации. Голодной куме, как известно, всё хлеб на уме. Конечно, можно печатать евангельские цитаты на футлярах смартфонов, как недавно предложила одна наша епархия, но ведь у большинства населения не только нет этих смартфонов – молока с хлебом не всегда вдоволь! Конечно, можно красноречиво призывать население затягивать пояса и намекать на некую гармонию между богатыми и бедными, коих у нас большинство, но ведь чуть не две с половиной тысячи лет назад пророк видел, что пояса-то народы затянут, но тем временем будут злиться, хулить царя своего и Бога своего (Ис. 8, 21). А ведь психология человека в веках не меняется, она не зависит от исторического времени! Древние евреи, утвердившиеся было в единобожии, при всяком подходящем случае вспоминали о своих языческих обычаях: с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода (Иер. 44, 18), – говорили они пророкам и отправлялись на свои священные высоты в свои священные рощи кадить своим прежним истуканам. Ничего не напоминает? Но это ведь – психологически естественный процесс! И даже в случае внезапно положительного решения референдума о пресловутом памятнике – сможем ли мы кого-то упрекнуть? Я – не о правозащитниках, не об интеллигенции: они всегда всех во всем упрекают, им всё не так и всё неладно, нонконформизм – это конституирующий признак интеллигенции. Я – о нас, о православных, о тех, кому Христос завещал Свой мир, кого Он уполномочил друг друга тяготы носить (ср.: Ин. 14, 27; Гал. 6, 2). Что мы скажем и сделаем в ответ? Уподобимся тем, о ком сказано: врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет (Иер. 6, 14)? Или начнем метать инвективы, укорять и обвинять? К сожалению, обе эти реакции предсказуемы. И обе – неверны. Жаль только, что не просматривается третьей – той, о которой говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»… Можем мы представить себе преподобного с инвективами? Нет, скорее слышится мягкий вопрос: «Радость моя, что тебе этот памятник, Христос воскресе!» Есть ли у нас силы на такой вопрос – из души, с Христовой, а не елейно-слащавой любовью, столь угнездившейся теперь в нашей среде? Если есть – тогда ни с нашей памятью, ни с восприятием истории ничего страшного не произошло. Нет в этой жизни ничего неполезного, все сотворил премудрый Бог для нашего научения, и никакого страха в этом научении нет, яко Благ Господь, благ, как добрый отец к блудному сыну. Как пел в древние времена богоотец пророк Давид: Наказуя наказа мя Господь, – обучая, то есть обучил меня Господь, – смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). И в этой ситуации Дух-Утешитель научит нас всему (ср.: Ин. 14, 26). Если же нет – то случилось непоправимое: за политическими баталиями мира сего мы забыли Христа. Посмотрите, как мы сами вопросы-то формулируем: «что́ случилось?!», «ка́к возможно?!». Ведь не случилось еще ничего, а мы уже судили и осудили… Христос нас зовет: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11, 28), – Он нас предупреждает: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), – а мы увлечены Дзержинским, «исторической памятью», самим процессом голосования, перипетиями вокруг него… А, может быть, на это и расчет?.. Но даже если так – Господь Своих знает, любит и учит: егоже любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Древний мудрец, в отличие от нас, хорошо помнил: не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет (Прит. 10, 3). Хорошо бы помнить об этом и тем, кто в тяжелые дни пытается завести народ не к Богу и единству, а в политические дебри и расколы.

Священник Филипп Ильяшенко, кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ:

Мы живем в эпоху, когда под давлением объективных и субъективных обстоятельств общественное сознание, общественное настроение в нашей стране качнулось в сторону реабилитации преступлений и преступников прошлого века, большевистского ленинско-сталинского режима. Разговор о памятнике Феликсу Дзержинскому, палачу русского народа, яркое тому подтверждение. В нашей стране гражданский мир достаточно хрупок, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе. Возможно, этот референдум мог бы стать некой точкой в данном вопросе, возможностью жителям столицы сказать решительное «нет» реабилитации преступников тоталитарного прошлого. Но, боюсь, ни к чему хорошему этот референдум не приведет. Даже если абсолютное большинство скажет «нет», непременно останется обиженное меньшинство. Думается, власти Москвы проявили бы куда большее благоразумие, если бы хотя бы молчали о таких вещах, или, напротив, поставили бы вопрос о возможности пребывания на Красной площади в центре столицы нашей Родины останков людей, которые были ее палачами. Так что речь надо вести не о том, чтобы восстанавливать, а о том, куда эти напоминания о страшных преступлениях перенести. Но чтобы эти преступления не были забыты, и не смогли повториться.

Священник Фёдор Людоговский, кандидат филологических наук:

Сама идея референдума с процессуальной точки зрения представляется мне очень правильной. Тот вопрос, который выносится на голосование, должен решаться не по указке сверху, не путем апелляции к исполнительной власти, а всенародным или всегородским волеизъявлением. В 1991 году этот памятник был, хотя и без каких-либо формальных демократических процедур, свергнут волей народа. Эта же воля может пожелать поставить его обратно. То есть с формой вопроса все законно и правильно. А вот что касается сути вопроса, то она меня ужасает. В 1991 году свалили не Карла Маркса рядом с «Метрополем», не даже Ленина на Октябрьской площади, а именно – Дзержинского, основателя ВЧК (позже – ОГПУ, НКВД, МГБ и так далее – названий много, но суть не меняется), советской тайной полиции, повинной в бесчисленных преступлениях против граждан СССР. Если москвичи решат, что памятник следует возвратить, это будет сигналом, что вместе с памятником могут вернуться времена большевицкого террора, когда с любым человеком можно было расправиться без суда и следствия (или изображая видимость следствия и суда). Говорят, vox populi vox dei (глас народа – глас божий). Но, верно, это не тот Бог, в которого я верую; а что касается народа, то мне не хотелось бы жить среди тех, кто лобызает палаческий топор.

Директор просветительского православного форума «Православие и мир» Виктор Судариков: 

Видимо, Мосгордума (кто там ее избрал в текущем составе?) считает, что нашему обществу мало разделяющих и раздражающих факторов, и надо рядом с памятником жертвам репрессий установить памятник одному из организаторов этих самых репрессий. Для людей, родственники которых погибли в мясорубке государственных репрессий советского времени – это плевок в могилы их родных. Кроме того, решение говорит и о приоритете ценностей – ведь памятник сохранился, каждый желающий может полюбоваться, а установка его на площади, печально известной арестами, допросами, пытками и убийствами говорит о том, что ценности ВЧК близки текущей власти вообще и мосгордуме в частности (для сравнения, представим, что в Германии открывается/восстанавливается памятник Г. Гиммлеру или Р. Гейдриху). Далее, если памятник будет установлен и кто-то будет протестовать против него (поливать красной краской, писать слово «палач» и т.п.) – тот уже окажется вне закона и власть будет бороться против протестующих. Наконец, сама такая возможность является прецедентом – и повлечет за собой восстановление (борьбу за восстановление) и других памятников советским вождям, виновникам массовых убийств – Сталину, Свердлову и т.д.  Отдельной темой будет, конечно, церковная реакция. Надеюсь, она будет явным и однозначным неприятием любой идеи подобного восстановления.

Открытое письмо представителей православной общественности московским властям:

«Как стало известно из средств массовой информации, Мосгордума одобрила проведение референдума по вопросу возвращения памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в центре Москвы… С соответствующей инициативой ранее выступило столичное отделение КПРФ. Идея возвращения памятника Дзержинскому вызывает тревогу и недоумение, и неизбежно вызовет серьезную нестабильность, смуту и трения в обществе. Как председатель ВЧК и один из авторов "красного террора" Дзержинский известен тем, что убил множество наших сограждан, о чем сохранилось достаточно свидетельств, причем часто исходящих не от врагов ВЧК, а от нее самой. Как сказано, например, в постановлении СНК РСФСР от 5 сентября 1918 года "О "красном терроре", "необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; … подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; … необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры"». «Для такого рода публикаций по распоряжению Дзержинского был создан "Еженедельник ВЧК", - отметили составители заявления, - в котором сообщалось "о взятии заложников, арестах и отправке в концентрационные лагеря, расстрелах и ликвидации. Таким образом, издание представляет собой официальный источник информации относительно красного террора с сентября по октябрь 1918 года. Согласно сведениям газеты, ЧК Нижнего Новгорода под руководством Н.Булганина, ликвидировала с 31 августа 141 заложника; 700 заложников были подвергнуты аресту в течение нескольких дней. В городе Вятка Уральская ЧК произвела в течение одной недели казнь 23 "бывших жандармов", 154 "контрреволюционеров", 8 "монархистов", 28 "членов партии кадетов", 186 "офицеров" и 10 "меньшевиков и правых эсеров". ЧК Иваново-Вознесенска сообщает о 181 заложниках, уничтожении 25 "контрреволюционеров" и основании "концентрационного лагеря на 1000 мест". ЧК города Себежа ликвидировала "16 кулаков и попа, отслужившего молебен в память кровавого тирана Николая II"; ЧК Твери — 130 заложников, 39 казнённых; Пермская ЧК — 50 ликвидаций. Приведённый перечень — лишь небольшая часть информации».  «Как сказал сам Дзержинский, "пусть рабочий класс раздавит массовым террором гидру контрреволюции! Пусть враги рабочего класса знают, что каждый задержанный с оружием в руках будет расстрелян на месте, что каждый, кто осмелится на малейшую пропаганду против советской власти, будет немедленно арестован и заключён в концентрационный лагерь!" Дзержинский был известен своей непримиримой ненавистью к Православной Церкви и был одним из организаторов гонений на нее. Как он писал Лацису 9 апреля 1921 года: "Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК…" Причем эта ненависть была не декларативной, а проявлялась в пытках и убийствах православных клириков и мирян чекистами. Восстановление памятника Дзержинскому — это враждебный вызов всем тем, кто отождествляет себя с исторической, православной Россией, - подчеркнули авторы документа. - В чем смысл этого вызова? Зачем возводить в центре Москвы статую человека, на руках которого кровь наших единоверцев? Какой положительный социальный и политический эффект может быть этим достигнут? Православные люди были и остаются наиболее надежной опорой государства, противниками всякого мятежа и революции — "цветной" или какой-либо еще. Зачем государству может понадобиться демонстративно оскорблять этих людей? Какой общественно-политический эффект может быть достигнут при помощи референдума о восстановлении памятника, и неизбежно предваряющей его пропагандисткой компании с обеих сторон? Одни, разумеется, напомнят, что Дзержинский массово убивал людей, их политических или религиозных единомышленников, другие станут объяснять, что правильно делал — как это отразится на общественном мире и согласии? Как это отразится на положении КПРФ?» «За последние годы могло сложиться впечатление, что КПРФ давно отошла от воинствующего атеизма прошлых эпох, что вменять ей гонения на Церковь советской эпохи было бы несправедливо, это другая партия, состоящая из других людей, просто левая партия, которую православный человек может поддерживать с чистой совестью. Восстановление памятника Дзержинскому — даже просто кампания со стороны КПРФ за восстановление этого памятника — создает другое впечатление. Что КПРФ — это ровно та же ВКБП (б), которая ничего не поняла и ничему не научилась. На наш взгляд, было бы серьезной ошибкой создавать в обществе повод для острых раздоров и конфликтов. В связи с вышеперечисленным мы просим как инициаторов, так и Мосгордуму и Мэрию г.Москвы отказаться от референдума и иных попыток возвращения памятника Дзержинскому», - заключили представители общественности. 

С.Л.Худиев, публицист, обозреватель Радио «Радонеж»;
Е.К.Никифоров, председатель Общества «Радонеж»;
А.М.Лидов, академик Российской Академии Художеств;
В.М.Лавров, доктор исторических наук, академик РАЕН;
Е.П.Чудинова, писатель;
В.А. Никитин, академик РАЕН, член Союза писателей России;
В.В.Лебедев, председатель Союза православных граждан;
О.Ю.Кассин, сопредседатель ОД «Народный собор»;
Л.П.Решетников, директор РИСИ, генерал-лейтенант, кандидат исторических наук;
Н.И.Кривошеин, бывший советский политзаключенный, сын и внук политзаключенных, Париж;
П.В.Мультатули, начальник Сектора анализа и оценок ЦГИ РИСИ, кандидат исторических наук, член Союза писателей России;
М.А.Тарусин, руководитель Социального отдела Института общественного проектирования.

Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
Москва без палача (2015-06-28 22:45)
Создан народный архив о Первой мировой войне (2015-06-27 22:31)
Новая компьютерная игра о Первой мировой войне "Илья Муромец" (2015-06-27 22:22)
Комплексы С-400 против сил НАТО (2015-06-27 22:08)