Вертикаль развития



Автор: С.Х. Карпенков
Дата: 2014-08-25 21:30
Драматические последствия провальных реформ отечественной науки и образования пока ещё возможно преодолеть, если восстановить вертикаль развития, основанную на причинно-следственной связи, и тем самым укрепить силу и могущество нашего государства. Многие провальные образовательные инновации затрагивают прямо или косвенно всё население – от детей до взрослых. Так, одна из них сильно беспокоит заботливых родителей: их дети чрезмерно перегружены – в некоторых школах до 5 уроков в день в начальных классах и до 8 – в седьмом; с шестилетнего возраста детей в обязательном порядке привязывают к компьютеру и заставляют выкладывать свои работы в интернет. Вследствие перегрузки может случится непоправимая беда – отвращение школьника от познания и учёбы. В учебных программах все меньше времени отводится на изучение математики, физики, русского языка, истории и других классических предметов. Именно эти предметы, а не нажатие кнопок компьютера, учат думать и логически рассуждать. Именно на их фундаментальной основе взращивается и воспитывается высокообразованная личность.  Масла в огонь подливает Федеральный институт развития образования: это новоявленное заведение, обслуживающее интересы министерских чиновников, прославилось своим «инновационным» предложением провести эксперимент на незащищённых детях – заменить в младших классах традиционные учебники электронными ридерами. Почему же «инноваторы» от образования и их «научные» руководители не провели предлагаемый эксперимент сначала на себе? Подобная инновация распространяется и на вузы: предписывается министерскими чиновниками комплектация библиотек электронными учебниками в ущерб традиционных.

 

Многие просвещённые родители и их воспитанные дети начинают понимать, что компьютер вместе с интернетом содержит не только полезную, но и вредоносную информацию, направленную на деградацию человека и общества. Если молодой человек вольно и невольно попадает в соблазнительную, развращающую компьютерную паутину, то помочь выпутаться из неё и освободиться от неё уже не смогут ни сердобольные родители, ни любящие своих учеников учителя, ни даже самый высокий чиновник, ведущий видеоблог и имеющий аккаунт в системе твиттер.  Сфера многострадального отечественного образования превратилась в народное поле борьбы воспитанных и просвещённых людей (известных учёных, педагогов, родителей и их детей, прогрессивной общественности) с многочисленной армией чиновников и обслуживающих их интересы «исследователями» от образования. Эта борьба приобретает всеобъемлющий и всенародный характер, когда политическая дестабилизация достигается за счёт информационного воздействия на сознание и подсознание людей любыми средствами, вплоть до твиттерных революций.  Не может не вызвать искреннего возмущения всех здравомыслящих людей откровенное высказывание бывшего генерального министерского чиновника Фурсенко А.А., заявившего: «Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитывать человека-творца, задачей же школ Российской Федерации заключается в подготовке высококвалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими». Комментарии здесь излишни.  Развернулась поистине народная борьба и при обсуждении проекта закона об образовании. Поступали тысячи поправок, парламентские слушания превращались в заранее хорошо отрежиссированный спектакль, где министерские чиновники вместе со своей камарильей продавливали этот злосчастный закон через Государственную Думу. И принять его долго не удавалось – проявилась высокая активность здравомыслящей общественности. Беда ещё и в том, что многие законы в нашем обществе не исполняются. Одна из причин – они написаны так, что с их помощью трудно российскому гражданину защитить свои права. Возьмём, например, уже принятый закон защиты авторских прав. При внимательном его прочтении любой здравомыслящий человек сделает правильный вывод: этот закон вовсе не защищает авторских прав гражданина, а его неточные формулировки представ-ляют собой мутную среду, в которой вылавливают золотую рыбку «адвокаты», «судьи» и иже с ними хранители «правопорядка». Подобным образом можно охарактеризовать и другие законы. Разве действующие законы защиты окружающей среды способствуют сохранению живой природы и богатейших ресурсов нашей планеты, если безрассудно выкачиваются в гигантских объёмах нефть и природный газ, если беспощадно вырубаются леса и повсеместно загрязняются почва, водные источники и воздушная среда. В качестве примера можно привести поспешное принятие ошибочного решения о расширении площади города Москвы в юго-западном направлении, которая ранее не застраивалась и не случайно. Это решение нельзя считать продуманным и научно обоснованным. В пояснение такого утверждения можно указать две причины. Первая – многолетние метеорологические наблюдения показывают: роза ветров в московском регионе такова, что преобладают юго-западные ветры. А это означает, что при застройке юго-западной части её загрязнённый воздух ветром будет уносится не от Москвы, как прежде, а в Москву, не исключая и Кремль. Другая причина – в юго-западном секторе Подмосковья худо-бедно сохранились леса и другая растительность, поставляющие Москве свежий воздух, обогащённый живительным кислородом. При застройке же эти естественные лёгкие будут уничтожены, как бы бережно к ним не относились.  Многие беды и в организации науки, и в образовании, и в управлении на разных уровнях, включая государственный, можно было бы избежать, если бы сознательно, иногда и бессознательно не нарушалась причинно-следственная связь, которая лежит в основе любой созидательной деятельности. Падающие самолёты, тонущие теплоходы и гибнущие вместе с ними люди, отвращение от науки, провальные эксперименты в образовании, принятие законов, которые не могут защитить права граждан, рост числа отказных детей и множество других несчастий, свалившихся на нашу страну – это прямые следствия того единственно «верного» государственного курса, взятого на возрождение нашей страны, которое продолжается уже не одно десятилетие. Можно ликвидировать, например, последствия техногенной аварии, случившейся на Саяно-Шушенской ГЭС, затратив при этом огромные финансовые и материальные ресурсы. Можно найти при этом «виновного» и наказать его. Приведённый характерный пример – это всего лишь ликвидация последствий, но никак не устранение причин, приводящих к ним. Хороший опытный врач старается найти причину болезни, чтобы рекомендовать пациенту, как избавится от неё.  Несмотря на заявленный с высокой трибуны экономический рост в нашей стране (в его вклад даёт не только производимая доброкачественная продукция и собранный богатый урожай, но и производство алкогольных напитков, добыча и продажа природного сырья, продажа и потребление наркотиков и т.п.), многие беды будут снежным комом сваливаться на головы наших граждан до тех пор, пока не будет выстроена чёткая государственная вертикаль: воспитание – образование – наука – технологии – деятельность человека. В процессе воспитания, которое начинается в самом раннем детстве и продолжается в школьном возрасте, формируются духовно-нравственные качества – фундаментальные камни, на которых строятся и образование, и наука, и технологии, и любая другая созидательная деятельность человека. Без духовно-нравственного воспитания душа человека остается во власти пороков: властолюбия, наживы, тщеславия, зависти, гордыни. Если же эти и другие пороки овладевают человеком, пробившемся локтями в тесно сплочённые властные ряды, то от его распоряжений, лишённых духовно-нравственных ориентиров, неизбежны печальные, драматические и даже катастрофические последствия не только для отдельных социальных групп людей, но и для целых городов, даже крупных, например, таких как Москва, где в результате хаотической, поспешной застройки ради наживы бывших чиновников весь город застроен многоэтажными домами (без традиционных дворов, скверов и проездов) и небоскрёбами с астрономической стоимостью жилья, и, как следствие, движение парализовано многокилометровыми заторами, получившими популярное название «пробки», а проезды и проходы между домами заставлены машинами, что нельзя ни проехать, ни пройти. Разве эта большая беда случилась бы, если бы человек ориентировался на совесть и не поддавался власти пороков и руководствовался практикой и наукой градостроения, а не стремлением властвовать и наживаться?  На духовно-нравственной почве хорошо прививается стройная система образования, нацеленная на изучение богатейшего опыта предыдущих поколений и на освоение ценнейших знаний о природе и человеке, на развитие в человеке творческих способностей и на умение решать простые и логически сложные повседневные задачи не ради славы, не ради наживы и обретения, как можно, больших материальных ценностей, а ради спасения жизни на нашей планете. В недрах налаженной системы образования пробиваются нежные ростки разных отраслей науки.  В цивилизованном развитии государства, общества и человека велика роль ис-тинной науки: научный системный подход, основанный на выявлении причинно-следственной связи, позволяет принять правильные, логически обоснованные решения во всех сферах деятельности человека, и это особенно важно на всех уровнях управления, включая государственный. Часто же решения принимаются с учётом мнений приближенных ко двору псевдоучёных, не имеющих никакого отношения к подлинной науке, в которой чётко определён критерий истины.  «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник», – так определил науку великий российский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), 300-летний юбилей которого совсем недавно отмечало всё прогрессивное человечество. Он сказал и своими трудами подтвердил, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать. Это определение науки актуально и по сей день. Оно не подвластно времени, как и многие вечные мысли, пришедшие к нам из глубокой древности.  М.В. Ломоносов, первый российский учёный-естествоиспытатель, не только сде-лал множество открытий в разных областях науки и основал Московский университет, но и повернул лицом Россию к науке и образованию и тем самым продолжил благородное начинание Петра Первого. Пётр Великий прорубал окно в Европу, чтобы через науку и образование просветить и укрепить Россию. Он знал истинную цену науке и образованию: по его инициативе были открыты Академия наук, многие учебные заведения, принята гражданская азбука. Его глубоко продуманные реформы государственного управления и многие другие преобразования направили крестьянскую Россию на цивилизованный путь развития, укрепляя тем самым Российскую империю.

 

Мог ли Пётр Великий подумать о том, что его потомки в последние десятилетия откроют не только окно, а распахнут настежь широкие врата, но не для приглашения известных западных учёных в Россию, а, наоборот, для оттока лучших учёных и высококвалифицированных специалистов в поисках средств существования. Через эти широкие, распахнутые врата безвозвратно прокачивается на запад и в других направлениях нефть и природный газ, которые формировались в естественных условиях миллионы лет. При таких гигантских темпах их добычи и потребления они будут исчерпаны уже в ближайшие десятилетия, и об этом заявляют учёные и независимые эксперты разных стран. Вырученные финансовые средства тратятся прямо или косвенно на закупку зарубежных товаров сомнительного качества, которые залёживаются на прилавках; на устройство пышных праздников в Москве, на содержание огромной армии различных средств массовой информации, вклю-чая многоканальное телевидение (например, в одной ведущей телекомпании работает около 20 тыс. человек). Российское вездесущее телевидение вещает по разным каналам об одном и том же по несколько раз в день до и после полуночи о якобы выдающихся достижениях в нашей стране. Оно переполнено развлекательными шоу и низкопробными фильмами, в которых извращаются духовно-нравственные ценности, а показать и рассказать про то, в каком плачевном состоянии оказались многие промышленные предприятия, наука и образование, не хватает эфирного времени. Для освещения подобных проблем не хватает места для публикации в прикупленных центральных газетах. Кроме того, денег хватает и на строительство небоскрёбов в Москве, чтобы продать жильё подороже и на строительство спортивных объектов почти в каждом дворе, хотя всем понятно, что спортом полезнее заниматься на открытом, свежем воздухе, а не в спортивных залах. А на развитие науки и образования, которое под разными видами и предлогами превратилось в платное, денег почти не остаётся.  Многие правители разных государств, вне зависимости от их политических устройств, понимали и понимают, что наука и образование – это два мощных локомотива, способные вывести любое государство на цивилизованный путь развития. Например, в середине прошлого столетия в нашей стране был взят курс на приоритетное развитие науки и образования. В послевоенные годы построен уникальный комплекс зданий МГУ на Воробьёвых горах, открывались многие отраслевые институты, создавались научно-производственные комплексы, где результаты научных исследований ложились в основу опытно-конструкторских разработок, на базе которых налаживалось промышленное производство той или иной продукции. Конечно, в организации науки, технологий и производства в то время были свои недостатки, но любое дело ценят по конечным результатам. А результаты всем известны: лучшие в мире самолёты и вертолёты, первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, приборы, превосходящие зарубежные аналоги; и многое другое, что вывело нашу страну на высочайший уровень развития техники и наукоёмких технологий.  В последние годы приоритет отдаётся не науке и образованию, а сырьевой экономике, где действует простая формула: сырьё – деньги – товар. В этой формуле преобладает товар зарубежного производства. Очевидно, что такая торговая экономика выгодна для зарубежного, а не для отечественного производителя. Её целесообразность и практическую значимость пытаются обосновать «экономисты» придворных университетов и многоликая, тщеславная камарилья. Хотя любой домохозяйке, которой была предсказана возможность управлять государством, понятна, что эта формула ведёт к разбазариванию богатейших природных ресурсов, а не к развитию собственного производства. В отечественной экономике набрала силу и главенствует другая формула: её условно и с иронией можно назвать так: деньги – воздух – деньги. И в такую воздушную экономику вовлечено множество финансовых игроков-бездельников. Обе названные формулы, принятые в нашем государстве на вооружение, не имеет прямого отношения к экономике, как науке, направленной на созидательную производительную деятельность, на производство высококачественных товаров и на повышение производительности труда при бережном отношении к природным ресурсам и сохранении естественного состояния окружающей среды.  Если восстановить под началом государства научно обоснованную вертикаль: воспитание – образование – наука – технологии – деятельность человека, – то многие проблемы будут решаться сами собой. Воспитанные дети, не перегруженные в школе непонятными и бесполезными предметами, будут испытывать радость от познания природы и её законов. Приходя домой, они будут радовать родителей своими знаниями. Закончив учёбу в школе, они выберут не модные, развлекательные профессии, а те направления дальнейшей учёбы или работы, где смогут принести больше пользы и себе, и обществу. Такие воспитанные дети будут любить своих родителей, учителей и преподавателей, и, непременно, будут любимы ими. К воспитателям, учителям, преподавателям и учёным вернутся прежние народная любовь и почтение. Все вузы будут готовить высококвалифицированные кадры для науки и производства. Оживёт наука, и через новые технологии возродится производство высококачественной отечественной продукции. А означает, что наше государство вступит на цивилизованный путь развития.  

Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Свобода образования или свобода от образования // Вузовский вестник. 2011, №7, с. 14.
Карпенков С.Х. Особенности отечественного образования // Русская народная линия. WWW.ruskline.ru; 27.10.2011.

Профессор Карпенков Степан Харланович