Как перегоняли Америку



Автор: BR doc
Дата: 2014-04-01 00:38
Ни в одной стране мира на пропаганду не тратились такие колоссальные суммы, как в Советском Союзе. Прежде, чем проектировать какое-либо сооружение, выпускать новую машину или направлять куда-нибудь экспедицию, соответствующие организации решали вопросы: будет ли достаточно эффектной новостройка или экспедиция в смысле пропагандных целей, что по поводу экспедиции или стройки скажут за границей, и как предпринимаемое дело можно будет описать в газетах. Если оказывалось, что предполагаемые предприятия не смогут послужить для пропаганды — их мариновали. Если же было наоборот — не жалели затрат. В связи с этим в СССР часто строились заводы, организовывались экспедиции, не имеющие особой практической необходимости, а дающие лишь материал для пропаганды. В тридцатые годы на Дальнем Востоке, по приказу советского правительства, начали строиться заводы - гиганты, судовые верфи и рабочие городки при них. Все эти стройки, конечно, преследовали две цели: укрепить Дальневосточный край, сделать его подходящим для предстоящего похода на Китай и Японию и параллельно с этим должны были служить для пропаганды. Ведь, на самом деле, нельзя же выбрасывать миллионы и не похвастаться! Разумеется, гордиться численностью заключенных, работающих на Дальнем Востоке было нельзя. Хвастать выстроенными домами также не было возможности, так как дома строились кое-как и ничего особенного не представляли. Вот тут-то и нужно было изобрести что-то необыкновенное, как говорится, сногсшибательное. Город Комсомольск, выстроенный в несколько лет силами сотен тысяч заключенных, находится на берегу реки Амура. 


В этом месте Амур достигает двух с лишним километров ширины и является серьезным препятствием для сообщения. На этот раз советские деятели решили сделать небывалое: проложить под Амуром туннель. По некоторым подсчетам было установлено, что прорытие подобного туннеля обойдется немногим дороже моста, зато эффект будет колоссальный. На весь мир можно будет трубить о достижении советской науки и техники. В Комсомольске-на-Амуре и в Москве десятки людей засели за чертежи. На Дальний Восток для исследования грунта посылались одна за другой разведочные партии. Все это требовало средств, человеческих сил. Проектировка туннеля под Амуром продолжалась в течение, двух лет. За это время соответствующие организации истратили миллионы народных денег, так и не решив проблемы строительства. В результате изысканий стало ясно, что туннель обойдется в (несколько раз дороже строительства моста. Проекты были забракованы, кое-кто из проектировщиков попал за решетку, а затраченные суммы списаны в расход. Казалось бы, происшедшее должно было заставить задуматься некоторых власть имущих лиц и впредь осторожнее распоряжаться государственными средствами. Но не тут-то было: как только был похоронен проект гигантского туннеля, на сцену выплыл проект моста. Как ни странно и мост проектировщики хотели построить таким, какого не было в мире — и по величине и по прочности. Снова многочисленные комиссии, заседания, проекты. Шли годы. Одни проекты заменялись другими, старые специалисты — новыми. Кое-кого ссылали на Колыму, других откомандировали в Москву на ответственные посты, а строительство моста не двигалось. Начавшаяся война разрешила вопрос: город остался и без туннеля, и без моста. 

Вальдемар Блюм
Журнал «Новый путь» Рига №18(38), сентябрь 1943 года