Обращение в ЦК ВКП(б) против засилья евреев



Автор: BR doc
Дата: 2014-03-22 19:16
01.08.1948 г.
В ЦК ВКП(б) тов. ЖДАНОВУ
ПРОТИВ ЗАСИЛЬЯ ЕВРЕЕВ В ПЕЧАТИ

Начну с конкретного факта. Из семи членов редколлегии русского журнала «Новый мир» пять евреев во главе с редактором Симоновым. Неужели русские писатели и журналисты все такие остолопы, что среди них нельзя найти руководителей журнала? Почему хозяйничают евреи? А хозяйничают они так, что в каждом номере журнала большинство авторов — евреи. В последнем номере (8-ом) из 17 авторов — 11 евреев. Но этим их наглость не ограничивается. В том же восьмом номере начался печатанием роман Ажаева «Далеко от Москвы». Почему этот школярский роман принят редакцией? В числе ведущих героев произведения изображен секретарь горкома партии, он же парторг стройки Залкинд, а «снабженцем» Либерман. Евреи-критики (а вся критика у нас в руках евреев) уже поднимают роман на щит, анонсируют в «Литературной газете», уже ведутся разговоры, что Залкинд — это Левинсон («Разгром») сегодня. Черт знает что! Народ знает, как в тылу и на фронте вели себя Залкинды и Либерманы, и можно себе представить, какое это производит впечатление. Но критикам-евреям нет дела до мнения народа. Они хозяева положения. Они считают, что без евреев нельзя построить коммунизм. Во всех издательствах если не на первых [местах], то фактически на первых ролях сидят евреи. В Союзе писателей заправляют они, в «Литератур[ной] газ[ете]» — они, в издательстве «Советский писатель» — главный редактор еврей, в «Московском рабочем» — еврей, в «Молодой Гвардии» — еврей. Нет от них спасения! Разверните комплект «Литературной газеты» — фамилий еврейских больше половины, а сколько их скрывается под русскими фамилиями! Вопрос этот серьезнее и глубже, чем может показаться. Дело не в антисемитизме. Евреи мешают переделывать психологию советских людей в коммунистическом духе. Во все области нашей жизни они вносят дух торгашества, личной корысти, беспринципной круговой поруки, подхалимства и лицемерия. Вот в чем вся штука! Народ наш терпелив. Он терпит евреев из уважения к партийным принципам большевистской партии. Но терпение может лопнуть, особенно если, не дай бог! разразится новая война. А когда лопается терпение у нашего народа, он страшен в гневе своем. Нельзя ли все-таки укоротить аппетиты евреев, хотя бы на идеологическом фронте? Ведь гадят они нам, все извращения корнями своими уходят в их проделки, в их психологию, если разобраться поглубже. А с ними продолжают носиться, как будто они-то и есть соль советской земли. Говорить вслух об этом нельзя, да и не с кем и толку мало, поэтому и пишу в ЦК ВКП(б).

Л. КРАСКОВА

РГАСПИ. Ф. 77. Оп. 4. Д. 73. Л. 7—11 (л. 12—13 заверенная машинописная копия). Рукопись. Подпись-автограф.

Председатель комитета по делам кинематографии при СНК СССР - секретарю ЦК ВКП(б) А.С.Щербакову о нежелательности участия Ф.Г. Раневской в съемках кинофильма "Иван Грозный"
24.08.1942
Сообщаю, что С. Эйзенштейн просит утвердить на роль русской княгини Ефросиньи в фильме «Иван Грозный» актрису Раневскую. Он прислал фотографии Раневской в роли Ефросиньи, которые я направляю Вам. Мне кажется, что семитские черты у Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах и поэтому утверждать Раневскую на роль Ефросиньи не следует, хотя Эйзенштейн будет апеллировать во все инстанции.

И. БОЛЬШАКОВ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 124. Л. 66. Подлинник.

04.12.1950
Секретарю ЦК ВЛКСМ тов. МИХАЙЛОВУ Н.А.


В течение долгого ряда лет на международных конкурсах музыкантов-исполнителей честь советского искусства защищали скрипачи, которых никак нельзя считать представителями великого русского народа; это: Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Эдуард Грач, Игорь Ойстрах, Игорь Безродный, Рафаил Соболевский. Что же, разве нет талантливой русской молодежи? Конечно, есть. Так в чем же причина отсутствия русских скрипачей? А вот в чем. Профессорско-преподавательский состав скрипичной кафедры Московской консерватории имеет следующий вид: русских — 3 человека (Д. Цыганов, М. Козолупова, Б. Кузнецов); армян — 1 человек (Габриэлян); евреев — 10 человек (Цейтлин, Ойстрах, Ямпольский, Питкус, Янкелевич, Беленький, Бондаренко, Рабинович, Мострас, Сибор). У этого состава преподавателей имеется и соответствующий состав студентов, так, классы лучших специалистов по классу скрипки, профессоров Д.Ф. Ойстраха и А.И. Ямпольского, почти целиком состоят из евреев (так, у проф. Ойстраха в классе три русских студента — Александров, Киселев и Котова, а у проф. Ямпольского один русский студент — Антон Шароев). Протаскивание скрипачей-евреев ведется с первых дней обучения: в музшколу они протаскиваются при вступительных экзаменах; они же, еще в годы обучения в музшколе, систематически выступают на концертах-показах, имеют уникальные инструменты из коллекции, а русские ребята, глядя на своих преуспевающих товарищей, начинают терять веру в свои способности, веру в себя, и перестают заниматься. И если, все-таки, кто-нибудь из русских выбивается на дорогу и поступает по окончании музшколы в консерваторию, то и здесь ему мешают всеми силами, т.е. и здесь его систематически не пускают на концерты-показы, ему не дают хорошего инструмента, ему искусственно занижают оценки, создают репутацию то малоодаренного музыканта, то лентяя и т.д. И вот, в результате такой политики (а это именно политика) у такого профессора, как А.И. Ямпольский, за 30 с лишним лет педагогической работы, окончили консерваторию более 100 человек, работающих в лучших театрах и филармониях в качестве солистов и концертмейстеров оркестров; и среди этих людей — всего четверо русских (Силантьев, Харламова, Щепалин, Иваницкий) и 1 грузин (работник Тбилисской консерватории), а все остальные — евреи! Вот это так арифметика! В классах профессоров Ойстраха, Цейтлина, Мостраса, Рабиновича, Сибора, доцентов Питкуса, Янкелевича — то же самое. Об этих возмутительных случаях знают и в ЦК ВКП(б), и в ЦК ВЛКСМ. Поэтому летом 1950 года в дело отбора молодежи для поездки на конкурс в Прагу активно вмешался ЦК ВЛКСМ. И сразу все встало на правильный путь: если раньше к участию в конкурсе намечались лица по указанию профессоров кафедры, то на этот раз участники конкурса были намечены ГУУЗом Комитета искусств; если раньше жюри состояло все из тех же самых профессоров кафедры, то теперь жюри было составлено из лиц беспристрастных. И вот, в результате этих безусловно правильных мер, были отсеяны скрипачи Лубоцкий, Бесицкая, Хейфиц, Бейлин, Шульгин, Чутников, которые прежде считались недосягаемыми талантами; в Прагу поехали Алексей Горохов и Антон Шароев и завоевали в Международном конкурсе два первых места. Казалось бы, Комитет искусств и Московская филармония должны были бы включить этих двух скрипачей в концертные программы, как это было во всех предыдущих случаях. Однако ни А. Горохов, ни А. Шароев не включены ни в один концерт филармонии, тогда как отдельные молодые исполнители (например, Соболевский) включены в ряд концертов. Тот факт, что лица, планирующие концерты, не замечают скрипачей Горохова и Шароева, — свидетельствует о том, что этих скрипачей не хотят замечать. Кто же эти люди, решающие судьбу молодых исполнителей? Это, в первую очередь, директор филармонии Ширинский и зав. репертуаром Ендржиевский. Особого внимания заслуживает дело распределения уникальных инструментов, принадлежащих государственной коллекции. В этой коллекции имеется более десятка «Страдивариусов», а также другие ценные инструменты: «Гварнери», «Амати» и др. У кого же находятся эти «Страдивариусы»? У Б. Фишмана, С. Фурера, Б. Гольдштейна, Л. Когана, М. Фихтенгольца, В. Пикайзена, И. Безродного, Калиновского, Жука и других; ценность отдельных из перечисленных скрипачей весьма сомнительна (например, Фихтенгольц совсем не концертирует). Имеющиеся в коллекции «Гварнери» розданы следующим лицам: Л. Гилельс, Б. Морибель, Вайман, Р. Соболевский, Латинский. А какие же инструменты выданы А. Горохову и А. Шароеву? У них «Амати». Но не просто «Амати», а лишь так называемые «Семейство Амати». Заслуживает также внимания и созданный в 1949 году молодежный оркестр. Так, например, группа скрипачей имеет следующий вид:

Первые скрипки
I. Реентович — Гурфинкель
II. Дубинский — Школьник
III. Сибор — Соболевский
IV. Грач — Венбрин
V. Баршай — Шульгин
VI. Стысь — Шварц
Вторые скрипки
I. Заболотный — Розанова
II. Котова — Бенир
III. Горохов — Шароев
IV. Мутман — Морозов
V. Глезин

Из фамилий уже ясен состав скрипичных групп: на первых скрипках нет ни одного представителя русского народа, а на вторых скрипках, где имеется 6 русских ребят, два — лауреаты Международного конкурса сидят на третьем пульте!!! Концертмейстером молодежного оркестра состоит Реентович, который мог бы быть причислен к молодежи лет десять тому назад, но не теперь. Почему же в оркестре, где руководителем является К.П. Кондрашин, так странно решаются кадровые вопросы? Да потому, что отец его — кантонист, а мать — еврейка. Реентович же — его личный друг. Трудно показать себя молодому русскому скрипачу при такой ситуации! Их не только не поддерживают, им не только не помогают, а напротив, не дают им ходу, всячески мешают им. ЦК ВЛКСМ, помогший русским ребятам в 1950 году продвинуться в первые ряды советских исполнителей, должен помочь им в их дальнейшей работе, в их дальнейшем росте и развитии.

ШАРОЕВА

член ВКП(б) с 1943 года, партбилет № 5238033
Телефон (служебный): В-2-23-66

Товарищу Суслову М.А. Считаем необходимым направить Вам письмо тов. Шароевой.
Секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов, 13 декабря 1950 г.

Важно. Кружкову, Киселеву. Прошу заинтересоваться и внести предложения.
М. Суслов, 13.12.50

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 420. Л. 201—204. Копия

(Донос написан матерью, упомянутого в письме скрипача Антона Шароева)