Осоргин Михаил Михайлович



Автор:
Дата: 2014-01-11 14:10
Осоргин Михаил Михайлович (30.6.1887, с. Сергиевское, Калужской губ.- 29.10.1950, Париж) - общественный и церковный деятель, регент. Отец, Михаил Михайлович Осоргин, - одно время калужский губернатор, в конце жизни протоиерей - происходил из рода Св. княгини Юлиании Лазаревской (Осоргиной); мать, княжна Елизавета Николаевна Трубецкая сестра известных философов и общественных деятелей Сергея и Евгения Трубецких, Осоргин, учился в гродненской и тульской гимназиях, на юридическом факультете Московского университета. Затем - член калужской уездной земской управы и помощник калужского уездного предводителя дворянства. В 1-ю мировую войну - ординарец главнокомандующего Северо-Западным фронтом, командир автомобильной роты; впоследствии сражался на Румынском фронте, занимал разные должности в Ясской военной комендатуре. В 1918- заведующий поездом Красного Креста, совместно с будущей женой, графиней Е.Муравьевой; в 1919 - помощник начальника уезда в Ялте. Эвакуировался через Константинополь в Германию, в Баден-Баден, где в течение нескольких лет служил псаломщиком и регентом в местной православной церкви. В 1924 по предложению митрополита Евлогия (Георгиевского), экзарха патриарха московского в Европе, переехал в Париж, где занялся организацией нового русского православного прихода, т.к. единственный в ту пору православный «посольский» храм Св.Александра Невского на rue Daru не вмещал молящихся. Осоргин подыскал подходящий большой участок с садом и постройками бывшей немецкой кирхи на rue Crimee и срочно занялся сбором средств в эмигрантской среде для выкупа этой собственности. В результате его самоотверженной деятельности в сентябре 19 24 в новом Сергиевском Подворье была совершена первая служба, и далее под руководством строительной комиссии, возглавлявшейся Осоргин, начались восстановительные работы.



1.3.1925 был освящен главный придел храма во имя преподобного Сергия Радонежского, а в мае того же года состоялось торжественное открытие Богословского института при Подворье - единственного высшего духовного учебного заведения в русском зарубежье (институт существует по сей день). С 1925 по 1927 Осоргин принимал участие в росписи Сергиевского храма по проекту Д. Стеллецкого. Осоргин выполнял обязанности управляющего Подворья; преподавал в Богословском институте церковный устав. Одновременно с Осоргиным профессорами института являлись епископ Вениамин (Федченко) - глава Института, А.Карташев, О.Сергий Булгаков, Г. Флоровский, В. Зеньковский, а также Г.Федотов, архимандрит Киприан (Керн), Б. Вышеславцев и др.О. были учреждены курсы псаломщиков, опубликованы книга «Уставщик» (краткое изложение порядка церковных служб) и ряд статей в церковной периодике.  Осоргин ввел в Сергиевском Подворье строгий стиль пения за службой, основанный на древних и традиционных роспевах, исключавший всякую «концертность» и «светскость», допускавший авторские произведения для исполнения в храме только в тех случаях, когда они, будучи написаны в строго литургической форме, являлись переложениями роспевов или вариациями на обиходные мотивы. Служба на Подворье велась, главным образом, по русскому монастырскому обычаю, что резко отличалось от стиля службы и пения в парижском кафедральном соборе и большинстве других храмов русского зарубежья. Через посредство выпускников Богословского института, учеников Осоргина" подворский обычай был распространен по всей русской диаспоре и оказал значительное влияние на новообразованные приходы в Европе и США; его значение подчеркивалось рядом исследователей и авторов духовной-музыки. Осоргин был хорошо известен как псаломщик и регент хора Богословского института, состоявшего из студентов. Под управлением И.Денисова (в юности монастырского прислужника, затем солиста императорских театров, участника известного мужского вокального квартета Н. Кедрова; студента института) хор дал на протяжении 30-х около 300 концертов, проводившихся в церковных помещениях (преимущественно протестантских конфессий) во Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, Скандинавии с целью сбора средств для поддержания деятельности института. Для этого хора были сделаны новые обработки церковных песнопений такими крупными мастерами как А .Глазунов, Н.Черепнин, А. Гречанинов. Он был выдающимся знатоком русского церковного пения и сделал несколько десятков переложений традиционных роспевов (частично вошли в т.н.  Лондонский сборник - два выпуска песнопений Божественной литургии и Всенощного бдения, опубликованных в Лондоне в 1962 и 1975 и обобщивших основной церковно-певческий репертуар русского зарубежья). Осоргин пользовался славой выдающегося певца и чтеца. В воспоминаниях о нем его ученик, священник А.Семенов-Тян-Шанский говорит: «Здесь [в Подворье) послужил он православному просвещению как охотно делившийся своими знаниями несравненный знаток церковной музыки и как регент, а в качестве канонарха он просвещал и просветил многих богословски и духовно. Сколько церковных текстов сделались понятными и дошли до сердец молящихся благодаря этому труду. Сохранившийся и в России почти только в монастырях этот способ пения стихир (слова выразительного речитатива, тотчас повторяемые ликом) в исполнении М.М. давал, из года в год, совершенно незаменимую духовную пищу...  О. «пел и читал в храме почти до самого последнего дня жизни».  После кончины Осоргина дело было продолжено его сыновьями. В частности, Николай Михайлович О., наследовавший отцу на посту регента Подворья, записал с подворским хором на рубеже 70-80-х несколько пластинок (с участием соборного протодиакона М.Стороженко), дающих ясное представление о репертуаре и стиле пения, культивировавшегося его отцом.


Другие материалы из раздела БИОГРАФИИ
Предыдущее:Леман Эрнст Крисланович
Следующее: Акерман Янис Давович
Лучшее по просмотрам:Колчак Ростислав Александрович
Последнее:Долматов Владимир Иванович