Колобов Михаил Викторович



Автор:
Дата: 2013-12-17 22:34
Колобов Михаил Викторович (11 октября 1868 — 8 апреля 1944, Тяньцзинь, Китай) — генерал-майор русской императорской армии, участник Белого движения на востоке России. Военный инженер-путеец, конструктор. Создатель русских фронтовых бронепоездов. После окончания Михайловского Воронежского кадетского корпуса вступил на службу в армию в начале сентября 1886 года. В 1887 — подпоручик. Продолжил обучение в Николаевском инженерном училище. В 1891 году в чине поручика направлен в 3-й железнодорожный батальон. Затем в 1894 году окончил курс Николаевской инженерной академии по 1-му разряду. Штабс-капитан (1893). В 1894 году переведен в военные инженеры. Капитан (с 1896). Подполковник (с 1902). В течение года командовал ротой. Позже переведен начальником штаба Заамурской железнодорожной бригады. Штаб-офицер при управлении КВЖД. Участник русско-японской войны 1904—1905 гг. С мая по ноябрь 1904 командовал 2-м Заамурским железнодорожным  батальоном. К 1913 году были разработаны два вида бронепоездов: инженера К. Б. Крома и генерал-майора М. В. Колобова. К началу 1915 года были построены и находились в эксплуатации 5 бронепоездов, приданных железнодорожным ротам. Из 5 бронепоездов, стоявших на вооружении русской армии 4 были «генеральского» типа. Имелись: Бронепоезд N1 «Хунхуз» — при 1-м Сибирском железнодорожном батальоне.  Бронепоезд N3 «Святой Георгий Победоносец» при Собственном Е. И. В. железнодорожном полку.  Бронепоезд N4 «Витязь» — при 1-м железнодорожном батальоне.  Бронепоезд N5 «Генерал Скобелев» — при 1-м Туркестанском железнодорожном батальоне.  Бронепоезд типа «Хунхуз» («генеральский тип»). «Генеральский» бронепоезд состоял из бронепаровоза на базе стандартной «Овечки» и двух бронеплощадок, построенных на основе двухосных грузовых платформ. Толщина брони — до 6,0 мм на вертикальных и до 4,0 мм на горизонтальных поверхностях. Бронеплощадка состояла из пулеметного каземата, в котором устанавливались 6 пулеметов «Максим» на казематных станках, и башенноподобной орудийной установки с трехдюймовой горной пушкой образца 1904 года. Это орудие было выбрано в качестве основного вооружения за свои небольшие размеры и массу, позволявшие, разместить ее на поворотной установке в передней части вагона. Угол обстрела составлял по горизонтали 220 градусов. Команда бронепоезда состояла из 94-х человек (из них четыре — офицеры), которым были обеспечены довольны комфортные условия для боевой работы. Обе бронеплощадки были оснащены системой парового отопления, тепло- и шумоизоляцией (20-мм слой пробки и 6-мм фанера). Командир бронепоезда вел наблюдение и руководил действиями своего экипажа из наблюдательной башенки, установленной на бронепаровозе. Для связи с бронеплощадками использовались электрическая сигнализация, рупорная, как на кораблях, и звонковая связь.    

 

За отличия в 1907 году произведен в полковники. Переведен на должность начальника военного отдела при управлении КВЖД по делам Заамурской железнодорожной бригады пограничной стражи. С сентября 1914года — командир 2-й Заамурской железнодорожной бригады пограничной стражи.  16 декабря 1914 года М. Колобову присвоено звание генерал-майора.  Участник гражданской войны и белого движения на востоке России.  Служил помощником управляющего КВЖД Д. Л. Хорвата и начальником военного отдела КВЖД.  После поражение белых войск эмигрировал в Китай. Умер в Тяньцзине.  Награды: Орден Святого Станислава II степени (1905);   Орден Святой Анны II степени с мечами (1905);  Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1906);  мечи к ордену Святого Станислава II степени (1906).