Как увидеть будущее России. Часть вторая



Автор: Бахтамаев Виктор
Дата: 2013-12-10 21:31
Общества развиваются в разнообразных природно-климатических условиях, изменяющихся экономических и политических взаимоотношениях. Благоприятные условия ускоряют формирование социальных производственных процессов; стечение неблагоприятных обстоятельств может не только затормозить поступательное развитие общества, но и создать препятствие на его пути. Как показывает историческая действительность, ряд государств, достигших феодального и даже капиталистического способа производства, столкнувшись с такими препятствиями, не смогли благополучно преодолеть их естественным путём общественного развития, и вынуждены были объединять усилия людей всего государства и национализировать средства производства. Производительной силой общества вновь стала государственная собственность на все средства производства, развивающиеся экономические производственные отношения сменились административными, обменные отношения - отношениями распределения, экономическая форма эксплуатации - принудительной формой. Трудящиеся, утратив всякое право на средства производства, превратились в исполнителей работ и команд. Любопытно сравнение существовавшего две - четыре тысяч лет назад «азиатского» способа и государственного (социалистического) способа, существующего до настоящего времени. Анализ и сопоставление в них производительных сил и производственных отношений, социального разделения труда и форм эксплуатации, классового деления и государственного устройства, идеологии и морали выявляют не просто сходство социальных формаций, а полную их идентичность, - это один и тот же способ производства. Прибегнув к государственному, более примитивному, но в то же время и более монолитному способу, общество преодолевает кризисную ситуацию на своем пути. Затем в социалистических государствах должны происходить такие же преобразования, какие происходили в «азиатском» способе производства.  Однако в СССР, в 1991 году, из-за ослабления государственной власти, средства производства не передавались республикам в пользование, а были им отданы по территориальной принадлежности без  условий. В итоге развалился Союз, разломился на части единый экономический комплекс и, как следствие, возникли межреспубликанские разногласия и вооружённые конфликты.
 

В самой России средства производства так же не передавались в пользование автономным республикам и областям. Убыточные предприятия раздавались, а прибыльные и монопольные - захватывались представителями власти, руководителями предприятий, криминальными структурами. Правительство прекратило контролировать производственный процесс, полагая, что из этого должен получиться капитализм. В результате разрушился государственный способ производства. Отсутствие горизонтальных товарно-денежных отношений непосредственно между предприятиями, которые формируются при феодализме, и единый для всех государственный налог, без учёта специфики производств, парализовали экономику. Многие промышленные предприятия и сельские хозяйства не смогли выжить в этих условиях и прекратили своё существование.  Россия оказалась в подобной ситуации, как Китай 2050 лет назад. И выход из неё так же может быть чреват социальными потрясениями. В условиях отсутствия перспективы экономического развития, правительство вынуждено будет или восстанавливать государственный способ производства или Россия может разделиться на отдельные регионы и, как государство, прекратит своё существование.  Но история даёт нам многочисленные примеры иного, прогрессивного пути развития.  Как и при аналогичном "азиатском" способе производства, для этого государству необходимо передать средства производства: природные богатства, недра, обрабатываемые земли, производственные предприятия, не меняя  форм собственности, в пользование субъектам Российской Федерации по территориальной принадлежности. А так же, делегировать им права на производственную, хозяйственную деятельность и сбор налогов.  Условиями же такой передачи должен являться единый суммарный налог в федеральный бюджет, за минусом дотаций и государственных капитальных вложений. Устранив преграду с пути прогрессивных преобразований, субъектам Российской Федерации будут предоставлены самостоятельность и заинтересованность в экономическом развитии и проведении аналогичных мероприятий с муниципальными образованиями. Муниципалитеты, при этом, так же получат возможность и заинтересованность в улучшении работы существующих предприятий и открытии новых производств на своих территориях.  Единый стимул с низа до верха в развитии производства и экономическая взаимосвязь предприятий и регионов предотвратят распад России. Вектор усилий государства в извлечении прибыли из трудящихся развернётся на вектор получения от государства благоприятных условий для работы и жизнедеятельности каждого человека. Избранные и подотчётные депутаты всех уровней, назначенные чиновники будут просто обязаны это делать. Недобросовестность, использование служебного положения в личных интересах, коррупция станут не приемлемы и пресекаться всеми участниками производственного процесса, гражданами, самим механизмом хозяйствования.  В связи с этим, конечно останутся и сопутствующие вопросы во многих сферах функционирования региона и жизнедеятельности каждого человека, но они будут решаться уже в условиях, которые позволят это делать. Однако, в настоящее время, не следует надеяться, что инициатором такого шага может стать президент или парламент. Напротив, ныне существующая их стратегия предусматривает замену не работающего в этих условиях капиталистического способа производства «ручным управлением». Пытаясь удержать экономическую ситуацию, правительство увеличивает штрафы и тарифы, устанавливает государственный контроль над природными ресурсами, средствами производства, централизует налоги в федеральный бюджет. А это означает, что взят курс в обратном направлении, то есть, на восстановление опять государственного (социалистического) способа производства.

 

*****
  Вернёмся ненадолго в Китай. Любопытное и поучительное совпадение. Ровно 2 тысячи лет назад, в 9 году н.э., узурпировав власть, император Ван Ман, в условиях становления феодализма, предпринял попытку вернуть государственный контроль над хозяйственной жизнью. Запретил торговлю землёй и изъял её в собственность государства, ввёл монополию на вино, природные богатства — соль и железо, ужесточил налоги и поборы. Однако эти реформы привели лишь к ещё большему обнищанию крестьян. Вспыхнули восстания, в 18 году разразилась гражданская война. И только в 25 году, при новом императоре продолжилось развитие общества по феодальному пути. Увидеть своё будущее не просто, но мы, обратившись к прошлому, смогли это сделать, поскольку сами находимся в начале пути, который другими уже пройден. Остаётся лишь правильно понять его и разумно использовать.