Дорожинский Станислав Фаддеевич



Автор:
Дата: 2013-11-29 17:10
Дорожинский Станислав Фаддеевич 6 (18) октября 1879, Севастополь — 16 апреля 1960, Ницца — капитан 2-го ранга, первый российский военно-морской лётчик и гидроавиатор. Родился в городе Севастополе в старинной дворянской семье. Учился в Царском Селе, в 1901 г был выпущен из Морского корпуса мичманом и командирован на родину в Севастополь. В 1905 г, окончив Санкт-Петербургский учебный воздухоплавательный класс, командовал воздухоплавательной частью крейсера «Русь». В 1909—1912 гг. заведовал Черноморским воздухоплавательным парком. 26 июня 1910 г. (наряду с другими российским авиаторами М. Н. Ефимовым, Н. Е. Поповым, В. А. Лебедевым и А. Петровским) получил во Франции свидетельство авиатора (№ 125). 16 (29) сентября 1910 г. на моноплане французского производства «Антуанетт», первом черноморском аэроплане, совершил полёт над Севастополем, сделав два круга над аэродромом Куликова поля. Совершил несколько других рекордных полётов, включая 10 (23) октября 1910 г. — первый полёт на аэроплане над Чёрным морем. В 1911 г., окончив Офицерскую авиационная школу Отдела воздушного флота (ОВФ), первым из 8 выпущенных офицеров официально получил звание военного летчика. Летом 1911 г., после неудачной попытки оторваться от морской поверхности на поплавковом варианте аэроплана «Антуанетт», также первым из российских лётчиков взлетел с воды на гидроаэроплане «Вуазет-Канар».  В 1912 году по приказу Главного Морского штаба зачислен слушателем в офицерский класс подводного плавания. После годичного курса, старшим лейтенантом, Николай Дорожинский был зачислен в список офицеров подводного флота. С началом Первой мировой войны вернулся в морскую авиацию. В декабре 1915 был произведён в капитаны 2-го ранга. В 1916 г. Дорожинский был назначен начальником Ботнического воздушного района службы связи Балтийского моря. С начала 1917 года командовал 2-й Воздушной Бригадой Балтийского флота, базировавшейся в Ревеле. 



 По мнению Николая Черкашина, после Октябрьской революции Станислав Дорожинский был приговорён большевиками в числе других офицеров-заложников к утоплению на одной из «барж смерти» (землевозных шаланд с раскрывающимися днищами), но матросы, рискуя жизнью, сумели в последний момент отбить у революционеров любимого командира. После Октябрьской революции покинул Балтику и под видом мешочника вернулся в Севастополь. Во время Гражданской войны был мобилизован белогвардейцами и с июня 1919 года служил начальником Севастопольского депо морских карт Гидрографического управления Чёрного и Азовского морей. Но через три месяца, в сентябре, ушёл в «бессрочный отпуск, впредь до увольнения в отставку», а в 1920 году, перед вступлением большевиков в Севастополь, вместе с женой и дочерьми покинул Россию навсегда. После кратковременных пребываний в Стамбуле и Варшаве окончательно поселился в хорошо знакомой ему Франции. С помощью друзей из числа французских авиаторов недорого приобрёл участок на границе с Испанией, начал фермерствовать, окончил сельскохозяйственный колледж, получил диплом агронома. В годы гитлеровской оккупации Дорожинский давал в своём доме приют тем, кого разыскивало гестапо, кто укрывался от принудительных работ в Третьем рейхе. Скончался 16 апреля 1961 г. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце. Брат-Карл (10.03.1884-09.02.1942), МК (1904), ст. л-т (1915), в эмиграции жил и умер во Франции.  Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (06.12.1910), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (23.02.1915),