Отношение большевиков к РПЦ. Часть четвертая



Автор: BR doc
Дата: 2013-11-23 19:21
Иерарх Русской Православной Церкви, убитый с письменной санкции Сталина. «Архиепископ Питирим (Крылов) в 1936-1937 гг. был архиепископом Велико-Устюжским. Арестован 20 июня 1937 г., обвинялся в связях с троцкистами и участии в «террористической фашистской организации церковников». Проходил по сталинскому расстрельному списку по Москве и Московской области от 10 августа 1937 г. («Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР») под номером 43. В тот день по первой категории предполагалось осудить по Москве – 79, по Московской области – 14. Резолюции «За. И. Сталин. В. Молотов. Каганович. К. Ворошилов». Расстрелян по приговору Военной коллегии ВС СССР 19 августа 1937 г. в Москве. Реабилитирован в 2000 г. (АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 410. Л.195,196,198.).» Сталин (совместно с Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым) завизировал список, где был иерарх РПЦ Питирим (Крылов), - которого Сталин не мог не знать, как одного из подписантов «интервью» митроп. Сергия и его синода, - 10 августа 1937 г.

СПИСОК ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ СУДУ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР

За Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов

АП РФ, оп.24, дело 410, лист 195

Страница из указанного списка: 

27. ЗАБЛОЦКИЙ Павел Ильич
28. ЗАРУДИН Николай Николаевич
29. ЗАХОДЕР Владимир Николаевич
30. ЗДЗЯРСКИЙ-ВОЙТКЕВИЧ Мирослав Болеславович
31. ИВАНИЦКИЙ Юлий Моисеевич
32. ИВАНОВ Николай Андреевич
33. КАРМАЛИТОВ Андрей Иванович
34. КАРЯКИН Стратоник Дмитриевич
35. КАТАЕВ Иван Иванович
36. КАЮРОВ Александр Васильевич
37. КИРИЛЛОВ Николай Кузьмич
38. КОВАЛЬСКИЙ Федор Федорович
39. КОЛОТИЛОВ Николай Николаевич
40. КОЛЧИН Иван Иванович
41. КОРЗЮКОВ Сергей Николаевич
42. КРАИНСКИЙ Сергей Александрович
43. КРЫЛОВ Порфирий Семенович
(он же Питерим Семенович)
44. КСЕНОФОНТОВ Дмитрий Иванович
45. КУЛИЦКИЙ Иван Петрович
46. КУТУЗОВ Иван Иванович 10 лет
47. ЛЕБЕДЕВ Александр Васильевич
48. ЛЕВИТАН Моисей Борисович
49. ЛОГУНОВ Иван Иванович
50. ЛЮЛЬКО Александр Иванович
51. МАЗАЛОВ Алексей Антонович
52. МАЙОРСКИЙ Николай Николаевич
53. МЕБЕЛЬ Марк Ильич
54. МЕКЛЕР Наум Иосифович
55. МИНЕРВИНА Любовь Николаевна
56. НЕДЗВЯЛОВСКАЯ Мария Мечиславовна
57. ОЛЬШЕВСКИЙ Фаддей Иванович

АП РФ, оп.24, дело 410, лист 198

Об антисоветских настроениях

Штамп. «7 ноября 1929 г.»

1. Ягоде. 2. Агарнову. 3. Леонову. 4. Уханову. 5. Булату. 6. В дело. 7. В отделение. «8. Артузову» (вписано карандашом – И.К.).

 КОлом(енскй) округ 
27/Х


20/Х. Бюро Бронницкого Райкома ВКП постановило закрыть одну из церквей в г. Бронницах. Помещение церкви предполагалось использовать для артели трикотажной фабрики. Вопрос о закрытии церкви был также обсужден на общих собраниях членов профсоюза и в школах. Собрания постановления райкома ВКП одобрили. Узнав об этом, поп предполагаемой к закрытию церкви - Успенский 27/Х в группе молящихся (22 женщины) говорил: "Хотят закрыть нашу церковь. Ячейка решила использовать ее под фабрику. Мы посылаем делегацию в Москву, может быть, удастся церковь отстоять". Присутствующие женщины выражали недовольство предполагаемым закрытием церкви и высказывались: "Церковь мы не дадим. Это дело рук коммунистов и жидов". В чайных и парикмахерских среди лишенцев и др. а/с настроенных лиц отмечены разговоры: "Если будут отбирать наш храм, то эта сволочь без казни не останется - возьмем по одиночке и прямо об мостовую." 

Нач. ИНФО ОГПУ (Алв)

Нач. 2 отделения (Якубович).

(Резолюция карандашом): "т. Тучкову. Артузов".

 ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 528. Л. 244.

"Агитировал женщин водить детей в церковь. РАССТРЕЛЯТЬ"..

"колокольный звон вреден для малышей детского дома" (о жалобах САМИХ представителей детдома неизвестно), "организаторы звона преследуют исключительно коммерческие цели" "колокола отобрать и отдать на завод". ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18 Д. 276

 

 

ДОКУМЕНТЫ 16 июля 1929 г. № 1617 16/YII 29. Сов. Секретно. Сер. «К». Гор. М о с к в а – СО ОГПУ Начальнику 6-го отделения.

Копии: Секретарю Башкирск. Обл. Комитета ВКП (б) и Председателю Башкирской Контрольной Комиссии

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА.

В мае месяце в г. Стерлитамаке из собора было похищено много церковных ценностей. При расследовании к краже оказался причастным причт этой церкви, а поэтому были арестованы три попа, церковный староста, дьякон и несколько монашек. Горсовет с целью проверки имущества, в связи с кражей, создал комиссию. В процессе работы комиссии у церкви собралась толпа верующих около 300 чел., произвела беспорядки и стремилась учинить физическую расправу с членами комиссии, в результате им удалось нанести несколько ударов по лицу члену Горсовета КОЛОЯРОВОЙ, так как милицией тут же толпа была рассеяна (нами по этому вопросу следственное дело закончено и направлено в Коллегию ОГПУ, привлечены в качестве обвиняемых, как инициаторы, два б/стражника, две торговки и одна монашка). В процессе расследования этого дела нам пришлось столкнуться с таким вопросом: беднота г. Стерлитамака проявила в этих беспорядках весьма активную роль, производила подстрекательства, исполняла роль рассыльных и т.д. Выясняя этот вопрос, мы установили, что среди бедноты г. Стерлитамака велась работа церковниками в течение всей революции, главным образом бедноту брали под влияние с материальной стороны – это происходило таким образом: при церк. управлении соборной общине в первые годы Революции был создан так называемый «благотворительный п/отдел», который был укреплен и активизирован епископом Марком. Этот п/Отдел назывался «сестричество». Деятельность «сестричества» заключалась в следующем: было объединено 18 женщин (из бывших людей), которые из себя, для руководства, избрали Президиум из трех человек. Весь город был разбит на районы, к каждому району был прикреплен член этого «сестричества», так называемая «обследовательница», которая обследовала семейства бедных своего района, составляла акты, которые и представляла Президиуму. Президиум рассматривал и определял сумму ежемесячного пособия. В месяц «сестричество» на эти цели расходовало в среднем около 100 рублей. Пособие оказывалось от 1 до 3 рублей в месяц. Кроме того, оказывалась помощь вещами и продуктами. Кроме бедноты, «сестричество» оказывало помощь заключенным «за церковные дела» и их семействам. Средства ими изыскивались: 1) в церкви стояла корзина с надписью «Для бедных», в которую клались «верующими» продукты и деньги, 2) В каждую службу носили по церкви кружку для сбора денег с надписью: «Пожертвуйте для бедных» и 3) Были пожертвования и со стороны зажиточных церковников. При ликвидации этого «сестричества» нами президиум был арестован, в котором состояли: председателем мещанка г. Стерлитамака, домохозяйка МОТОРИНА Лидия, секретарем МАКАРОВА Алевтина, дочь чиновника и казначеем ВЯЗОВЦЕВА Ирина – мещанка г. Стерлитамака, домовладелка (так в тексте – И.К.). При аресте к нам со стороны Моториной последовал документ - разрешение на право существования этого П/отдела «сестричество» со стороны Стерлитамакского Адмотдела (копию при сем прилагаем), в результате пришлось только ликвидировать это «сестричество», а арестованных освободить. Вышеизложенное сообщается на Ваше распоряжение. Со своей стороны просим Обком и Контрольную Комиссию принять меры к недопущению со стороны мест подобных головотяпств в дальнейшем. Начальник БО ОГПУ Извеков. Начальник СО Карачаров. (Подписи-автографы). На первом листе резолюция Е.А. Тучкова: «Т.Казанск(ому). В сводку. 27/YII – 29. Е. Тучков". Ф.2. Оп.8. Д. 528. Л. 210, 210об.

Прилагаемый к письму чекистов документ:

Копия. АБ ССР-РСФСР Администрат. Отдел Стерлитамакского Кантон. Исполнит. Комитета Сов. Раб и Крест. и Кр.-ар. депутатов. 25 апреля 1928 г. № 1624. Г. Стерлитамак. Благочинному протоиерею 1 округа СКВОРЦОВУ. Административный Отдел Стерлитамака на Ваш запрос от 18/IY за № 137 разъясняет, что с его стороны к существованию благотворительного п/о при церковном правлении Казанско-Богороцкого собора (так в тексте, очевидно «Богородицкого» - И.К.) в таком составе, в каком он есть сейчас, препятствий не встречается. Производство соборов пожертвований: продуктами, одеждой, деньгами допускается кружкой-корзиной только в пределах храма, вне пределов храма какие бы то ни было сборы для благотворительных целей не допускаются. По вопросу кооптирования сведущих и полезных лиц для заведования делами благотворительности принадлежит право самой общине, каким путем и кому из числа бедных оказывать содействие, Адмотдел ограничивать не может, т.к. это право принадлежит самой общине. Вр. Нач. Адмотдела СКИКа (Белоусов) Зав. Общим П/ отделом (подпись) С подлинником верно: Нач 1 отд. (Карачаров). Подпись-автограф.  

Выписки из протоколов о расстрелах духовенства и мирян

 

 

 

КРАТКИЙ ДОКЛАД ПОДОЛЬСКОГО ГУБОТДЕЛА ГПУ ПО ЛИНИИ КРО ПЕТЛЮРОВЩИНА И УКРАИНСКИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

15 февраля, 20:09
Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ПОДОЛЬСКОГО ГУБКОМА К.П.(б)У.
т.МАРКИТАНУ

Лично

3 марта 1925 г.
гор.Винница.


.....ЧУДЕСА

В начала истекшего года продолжалось движение крестьянства к возникшим в 1923 году, чудесам (Калиновское чудо и Иосафатова Долина).

КАЛИНОВСКОЕ ЧУДО

В истекшем в 1924 году, особенно в марте и апреле месяцах, наблюдались признаки возобоновления паломничества и работа по заготовлению и постановке новых крестов. Принятыми мерами инициаторы были выявлены, а кресты изъяты. Паломничество продолжается.

ИОСАФАТОВА ДОЛИНА

С начала 1924 года, вплоть до марта месяца, продолжалась постановка крестов, каковых в долине насчитывалось до 16 тысяч. В марте комнезам окрестных к чуду сел повел энергичную агитацию и борьбу против чуда, разъясняя приходящим крестьянам о вымышленности чуда, а к тому же изымал все приносимые кресты. В это время Губотделом были выявлены инициаторы чуда, которые в количестве 17 человек были привлечены к ответственности и на днях предстанут перед судом. В числе арестованных имеется 5 священников, несколько членов церковных рад, один бывший мировой судья, стражник и т.д

СТЕПАШСКОЕ ЧУДО

К новым в 1924 году чудесам можно отнести использование естественного оползения земли, начавшееся с 1900 годов в селе Степашки Гайсинского округа. Во главу легенды, легло сновидение. Движение и постановка крестов были приостановлены в сентябре месяце. Инициаторы выявлены. Констатировано, что инициатива чудес исходила из среды реакционного духовенства, а именно тихоновщины. Второстепенная роль принадлежала монашеству, а практическое осуществление чудес проводилось через фанатиков неграмотных темных крестьян. В настоящее время никаких чудес в губернии нет.

Вр.Начподгуботдела ГПУ (Иванов)
Начальник КРО (Галицкий)

ДАВО ф.П-1, оп.1а, д.116, стр.76-86. машинопись. копия.

Выписка из протокола "тройки" о расстреле священника Колесникова А.И. и фальшивое свидетельство о смерти