Анафему никто не отменял



Автор: Лавров Владимир
Дата: 2012-06-04 11:16

«Минувший год был годом строительства Российской державы... Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? ...»  Простое крестьянское лицо с большим грушевидным носом, с просветленно-мудрым и спокойным взглядом и затаившейся доброй улыбкой. Так выглядел тот, кто не был ни политиком, ни историком, но кому предстояло осмыслить 1917 год, – православный патриарх не мог не сделать этого в Новогоднем слове в первый день 1918 года. Собравшиеся в храме Христа Спасителя православные верующие ждали этого.  «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?» - начал патриарх Тихон. – И наши строители желают «декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих… Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши… Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет…»

    
 А 8 августа 1918 года патриарх заявил: «Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый труд и все начинания рук наших». Особенно потрясают последние слова. Ведь миллионы людей честно трудились на строительстве социализма и коммунизма. И что осталось от этого? Развалины и озлобленность прокоммунистически настроенных пенсионеров. Но об этом предупреждал святой патриарх еще в 1918-м! Строительство «вавилонской башни» было небогоугодным строительством.  

Опомнитесь, безумцы…

Патриарх не счел нужным откликнуться на разгон Учредительного Собрания как на политическое событие. Однако то, что сопровождало антидемократический переворот, заставило патриарха не только открыто осмыслить происходящее (как 1 января), но и обратиться с Посланием архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви от 1 февраля 1918 года. Патриарх осудил расправы в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и в других городах отчизны. Причем самым кровавым был расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде 5 января 1918-го. Откроем репортаж об этой демонстрации в газете «Дело народа» от 7 января: «На углу Фурштадтской процессия встретила вооруженную засаду красногвардейцев, которые, взяв ружья наперевес, предложили разойтись, угрожая расстрелом и осыпая манифестантов площадной бранью. Во главе красногвардейцев находился какой-то солдат и мальчик лет 18. Попытки солдат, шедших с манифестацией, убедить красногвардейцев в недопустимости расстрела безоружных ни к чему не привели. Без предупреждения красногвардейцы открыли частый огонь. Процессия полегла. Стрельба продолжалась по лежащим.  Первым был убит разрывной пулей, разнесший ему весь череп, солдат, член Исполнительного Комитета Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов I-го созыва и член главного земельного комитета тов. Логвинов.  В это время началась перекрестная стрельба пачками с разных улиц. Литейный проспект от угла Фурштадтской до угла Пантелеймоновской наполнился дымом. Стреляли разрывными пулями в упор, прикладывая штыки к груди. Несколько убитых… Много раненых… Красногвардейцы накидываются на безоружных знаменосцев, отнимают знамена. Красногвардейцы занимают Литейный пр. до Пантелеймоновской улицы. Этот угол становится ареной борьбы. Со всех сторон подходящие колонны подвергаются перекрестному огню… Взад и вперед носят носилки, мелькают повозки Красного Креста. Тут же, из-за чего-то поссорившись, стреляют друг в друга красногвардейцы. Процессии рассеиваются, оставляя раненых и убитых».  На расстрел большевиками многотысячных демонстраций и ответил патриарх в упомянутом Послании: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.  Властью данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас…» - «извергов рода человеческого», «безбожных властелинов тьмы века сего».  Не светлое будущее (по языку безумцев), а тьма века сего – такого духовно и нравственно состоятельное определение строящегося социализма-коммунизма. А безбожные властелины того времени известны: это большевики во главе с Лениным.  

Попирающим святыни

  В 1970 году КПСС с размахом праздновала 100-летие со дня рождения Ленина. Поскольку в СССР не было свободы слова и за историческую правду о вожде большевиков подвергали репрессиям, то Русская Православная Церковь не могла сказать слово правды, и эту миссию выполнила Русская Православная Церковь за границей. В Указе Архиерейского Синода РПЦЗ от 22 января 1970 года говорилось: «Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:  
1. В воскресенье, 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви за границей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 года об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью «О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских». 
2. После молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме: Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.  
3. Возгласить вечную память. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, … всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным, и сотвори им вечную память». 
Указ подписали председатель Архиерейского Синода митрополит Филарет и секретарь Синода епископ Лавр, ставший в 2001 году митрополитом и первоиерархом РПЦЗ и сыгравший выдающуюся роль в воссоединении РПЦ и РПЦЗ. А со стороны Москвы переговоры о воссоединении вел председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит и будущий патриарх Кирилл. 17 мая 2007 года РПЦ и РПЦЗ достигли единства, нарушенного Октябрьской социалистической революцией. Стороны признали все каноничные акты друг друга, а видимых противоречий между РПЦ и РПЦЗ признано не было. Таким образом процитированный Указ считается легитимным для Русской Православной Церкви.  

Бесам торжество

В телепрограмме «Имя Россия» митрополит и будущий патриарх Кирилл прямо обратился к Зюганову: «Вы много раз говорили сегодня о российском государстве, вы подчеркиваете вашу приверженность государственным ценностям. В статье «Государство и революция», глава II, Владимир Ильич пишет следующее: «Пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно», - это по теме государства.



Тема нравственности, которая занимает большое положение в политической программе современной КПРФ. А вот Ленин обращается к съезду коммунистической молодежи и говорит: «Всякую нравственность внеклассового понятия мы отрицаем. Мы говорим, что это обман. Нравственность – обман. Мы говорим – нравственно то, что служит разрушению эксплуататорского общества». Морали в политике нет, есть только целесообразность. Ну, а тогда Гитлер говорил: «Хорошо то, что хорошо для великой Германии». Здесь хорошо то, что хорошо для рабочего класса, десятки миллионов положили, а там хорошо то, что хорошо для великой Германии. Но нравственность абсолютна. И если мы признаем абсолютный характер нравственности, то только тогда мы и можем воспитывать людей и идти вперед. Уважительное отношение КПРФ к религиозным убеждениям людей, Церкви дает основу для нашего диалога сегодня с КПРФ. Особенно это было значительно в 90-е годы. Читаю отношение Ленина: «Электричество заменит крестьянину бога, пусть крестьянин молится электричеству, он будет больше чувствовать силу центральной власти вместо неба», - это из беседы с Милютиным и Красиным. «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать, как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно, и как можно больше. Церкви подлежат закрытию, помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Это было в письме Дзержинскому от 11 марта 1919 года».  Сегодняшний председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион (Алфеев) в интервью Интерфаксу от 19 июля 2009 года также сопоставил Гитлера и Ленина: «Разве Гитлер не превратил землю в ад для тех миллионов людей, которые подвергались мучениям и пыткам в концентрационных лагерях, гибли в газовых камерах, гибли на полях сражений? Разве Ленин и Сталин не создали ад для тысяч и миллионов людей, погибших в лагерях, расстрелянных по ложному доносу или по приговору «троек»?..  И можно ли верить в то, что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелянных новомучеников российских и исповедников российских и их палачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда все равно – святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли людей от смерти или убиваешь их».  Еще в 1924 году в Кемском лагере во время похорон Ленина заключенным приказали встать, построиться и стоять в скорбном молчании. Но будущий святой мученик архиепископ Илларион (Троицкий) обрел в себе потрясающее мужество не только не встать с нар, но ответить: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество».

Лавров Владимир, доктор исторических наук, руководитель Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии