О самом главном



Автор: К.М. Александров
Дата: 2011-05-15 17:27

«Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» С этих самообличающих слов начинается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского, читавшийся в православных храмах на первой неделе Великого Поста. Когда-то со словом канон ассоциировалась совершенная мера длины. Затем – крепкое правило поведения для христианина. Человеческую жизнь тоже можно уподобить мере длины.

   

Только что она будет измерять? Любая общественная деятельность без Бога мертва. Не плодоносит. Что толку, если человек щедро ревнует о других и чужих, но одновременно не менее щедро вредит собственной душе? Делами, поступками, намерениями, о помыслах и не говорю.  Мы рассматриваем общественную деятельность как форму служения, но служение должно быть личным. Это значит, что в нем должна присутствовать не только личность служащего, но и личность Христа. Без Него: кому и что мы приносим?  Душа человеческая ленива. Если мы и говорим пылко и пламенно о любви, то чаще всего – даже в отношениях с другим человеком – о любви к самому себе. Подразумеваем свои приятности, своё забавное времяпрепровождение, меру безграничной длины своих удовольствий. Усилия по увековечиванию памяти давно ушедших христиан бесплодны, если мы не преодолеваем свою душевную лень. Кресты и памятники, плиты и книги, доклады и кинофильмы прославляют людей, которые уже представших перед Богом. Можно говорить о просвещении окружающих нас людей. Но никого мы не сможем просветить, если собственная душа останется темной и ленивой.  Нам не поверят.  Почему сегодня в России кризис власти? Не только потому, что власть совершает политические ошибки, делает что-то не то или не так. Потому что она не убедительна. А произносимые слова лицемерны, независимо от того, о чем говорят: о реформе МВД, выборах (без выбора) или ревности к памяти бесчисленных жертв чудовищной ленинградской блокады. От души ленивой правдой не напитаются и ненасытятся. Можно только создать иллюзию значительности. Имитацию деятельности. Но что в них, пустых, толку. Первый шаг к преодолению собственной духовной лени – знание о грехе. Можно говорить о том, что грех суть есть нарушение воли Бога. Но, возможно, не менее уместно говорить о том, что грех становится результатом личного уклонения от ее признания в своей жизни. Ад – это не крючья, сковородки или какие-то другие фантастические посмертные истязания. Ад – это постоянное ощущение оставленности. Богооставленности. Одиночества. Страдания, но страдания и болезни не рассыпавшейся в прах телесной оболочки, а напрочь оставленной души.  Нелепо предполагать будто бы Спаситель, который есть Абсолютное Добро, готовит такую посмертную участь кому-либо. В основе человеческого поведения лежит свободная воля. Такую участь мы готовим себе сами – и ад, это лишь естественный результат состоявшегося свободного и неправильного выбора. Иногда можно успешно создать себе ад еще при жизни, особенно если неверно строить отношения с другими людьми или деятельно заниматься саморазрушением.  Преодоление духовной лени начинается с попытки изменить свою частную жизнь. Отказаться от совершения поступков привычных, но заведомо греховных. Каждый такой поступок – гвоздь в раны Христовы.  Мы страдаем, когда нам ближние причиняют боль, мучительно переживаем и с трудом восстанавливаемся. Но только Богочеловек может принимать и выдерживать боль, которую постоянно причиняет Ему каждый из нас.  «Люди, пожалейте Бога распятого!» – восклицал один из русских мыслителей.  Мы хотим, чтобы нас жалели. А сами кого мы жалеем?  Нередко можно слышать: вера и вераотправление не одно и то же. У меня есть свои отношения с Богом, а Церковь будет к ним лишь ненужным и обременительным дополнением.

 

Однако представление о возможности подлинной духовной жизни и пребывания с Богом вне Церкви – ещё большая и опасная иллюзия, чем попытка служить обществу без служения Христу. Человек слишком слаб и легко соблазняем, его исторический опыт, даже на закате жизни, ничтожен – по сравнению с опытом и преданием Церкви. Душа не может питаться только благими намерениями и делами. Повседневная брань истончает и утомляет её.  Одним человеческим хотением – без исповеди, раскаяния и Евхаристии, без жизни в Церкви – духовная лень непреодолима. Можно с пафосом обличать недостатки церковного устроения. Но что толку в таком обличении без переживания собственной греховности. Без добровольной жертвы своим эгоизмом. Лишь той личной жертвой можно поклониться Христу. Хотелось бы стать христианином, да вот не найти: приход, храм, батюшку, время… Не о том речь. Нужно принять решение и подкрепить его поступком: всё остальное появится.  Сейчас часто задаются вопросом: поститься или не поститься?  Да не поститься, если таким вопросом задаваться.  Лучше спрашивать: быть со Христом или мимо него?  Менять свою жизнь или не менять?  Или хотя бы для начала: а как я живу?  «Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»  

Кандидат исторических наук К.М. Александров