Цитаты и высказывания о Белом Движении - часть третья



Автор: Веригин Андрей
Дата: 2011-02-13 21:48
Шамбаров В.Е. : ...можно перечислить реальные итоги Белого Движения. Те, которых оно достигло самим фактом своего существования и напряженной борьбы. Как погибла некогда Русь, заслонив собой Европу от монголо-татарских орд, так и Белое Движение, погибая в неравной схватке, спасло европейскую цивилизацию от большевистского нашествия. По крайней мере дважды. В первой половине 19-го, когда красные двинулись на запад, на соединение с венгерской и германской революциями, и летом 20-го, когда они прорывались через Польшу. (А можно добавить третий раз, в 22-м, когда размещение белых войск косвенно помешало экспорту революции на Балканы...) В первый, наиболее агрессивный период существования коммунизма, когда не угас еще революционный энтузиазм в России, а Европа была расшатана войной и послевоенными потрясениями, белогвардейцы приняли удар на себя и уберегли ее от глобальной катастрофы. Белое Движение на целых 10 лет отодвинуло реализацию коммунистических планов строительства «общества нового типа». Лишь в конце 20-х большевики смогли вернуться к проведению тех мер, которые пытались начать еще в 18-м: коллективизации, раскулачивания и т. п. Встретив сопротивление, они вынуждены были отступить. Свернуть и завуалировать экономические и социальные авантюры, смягчить режим, хотя бы временно и внешне, замаскировать репрессии и сократить их масштабы. Но в конце 20-х обстановка была уже другой. И сталинизм, даже в его законченном бесчеловечном виде, уже не дотянул до первоначальных ленинских проектов создания жуткого государства-машины с всеобщей трудовой повинностью под вооруженным контролем, с продразверсткой и пайковым снабжением вместо товарно-денежных отношений, с физическим устранением всех, не вписывающихся в схему, с «быстрым и серьезным наказанием» за любое отклонение. Т. е. до планов превращения страны в единый концлагерь с рабским трудом вместо последующего выделения в ней ГУЛАГов и пр. Фактически Белое Движение сорвало и похоронило эту чудовищную антиутопию. 

*****

Генерал-майор А.В.Туркул. Командир Дроздовской дивизии :  "Русский мальчуган пошёл в огонь за всех. Он чуял, что у нас - правда и честь, что с нами русская святыня. Вся будущая Россия пришла к нам, потому что именно они, добровольцы - эти школьники, гимназисты, кадеты, реалисты - должны были стать творящей Россией, следующей за нами. Вся будущая Россия защищалась под нашими знамёнами: она поняла, что советские насильники готовят её смертельный удар. Бедняки-офицеры, романтические штабс-капитаны и поручики, и эти мальчишки-добровольцы, хотел бы я знать, каких таких "помещиков и фабрикантов" они защищали? Они защищали Россию, свободного человека в России и человеческое русское будущее. Потому-то честная русская юность, всё русское будущее - всё было с нами".

*****

Генерал Туркул. Речь на собрании РНСУВ 16 июля 1937 г.  "Полтора года назад у меня и моих единомышленников возникла идея национального отбора – идея сплотить всех тех, кто в тяжелой эмигрантской ночи во всех трудностях борьбы за кусок хлеба на чужбине не оторвался от своего Отечества и народа, кто не смотрит на себя как на простого беженца, в лучшем случае живущего интересами своей профессии. Такое ядро было создано. К нему стали примыкать все те, кто, как мы, сражался и стоял в Боевом огне за Отечество, был Белым воином России и таковым воином остался, и те, кто участвовал в национальном освободительном движении. Мировые события приближаются. Во всех странах идет соединение сил: одних во имя утверждения и расцвета нации, – других – не органических, а революционных – во имя утверждения марксистской доктрины и коммунистического террора «интернационала». Столкновение этих двух сил неизбежно. Русский народ, порабощенный коммунистической властью «интернационала», неминуемо будет вовлечен в это столкновение, но не во имя России, а во имя спасения советской власти и порабощения ею других народов. Что же делать нам, русским воинам, в эти грозные часы? Ждать какого-то приказа, ждать, что кто-то решит за нас – нельзя. С этой позиции бесплодных ожиданий сходят теперь многие. Раньше мы ждали слова приказа, но потому, что с нами были наши боевые вожди. Такого слова, с тех дней, когда от нас вырвали генерала Кутепова, мы уже не услышим... Нельзя же до бесконечности ждать, что кто-то или что-то спасет Россию и самим ничего не делать. Нам пора начать верить в собственные силы, пора организовываться, работать. В эволюцию советской власти мы не верим. Сталин такой же палач русского народа, каким был Троцкий или Дзержинский. От России властью III интернационала уже отторгнуто 710 тыс. квадр. верст с 28 миллионами жителей и какие еще "куски" будет отдавать советская власть, какие еще похабные договоры будет она заключать, чтобы только спасти свою шкуру? А так называемые "оборонцы", пособники советского палачества, кричат здесь о "защите России". Их главари и вдохновители, когда мы, солдаты, стояли в огне за Россию, были и против нас и против России, а когда рушилась в крови и смуте российская империя, они помогли ее крушению... К какой же "обороне" они зовут теперь? Они зовут к обороне не России, а советской власти. Но мы, русские солдаты, против советской власти. Каждый лишний год, месяц, день власти III интернационала над Россией губит российскую нацию. Большевики двадцать лет развращают и терзают русский народ. Вот почему мы, русские солдаты, непримиримые враги большевиков и всех их попутчиков. Мы верим в Россию и русский народ и не боимся наступающих событий, как бы грозны они ни были. Мы знаем, что Россия, какую мы, ее верные солдаты, всегда защищали и создавали, Россия свободы, справедливости, Россия Бога Живого – выйдет из этих событий воскресшей. "

*****

Писатель И.А.Бунин. Миссия русской эмиграции. Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г. " Пусть не всегда были подобны горнему снегу одежды белого ратника, — да святится вовеки его память! Под триумфальными вратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестного солдата. В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы? Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее. Будем же ждать этого дня. А до того да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. А кроме того есть еще нечто, что гораздо больше даже и России, и, особенно, ее материальных интересов. Это — мой Бог и моя душа. "Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!" Верный еврей ни для каких благ не отступится от веры отцов. Святой Князь Михаил Черниговский шел в Орду для России (15); но и для нее не согласился он поклониться идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть. Говорили — скорбно и трогательно — говорили на древней Руси: "Подождем, православные, когда Бог переменит орду". Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый "похабный мир" с нынешней ордой.".

*****

Генерал М.Г. Дроздовский:  "Страшная вещь Гражданская война; какое озверение вносит в нравы, какою смертельною злобой и местью пропитывает сердца; жутки наши жестокие расправы, жутка та радость, то упоение убийством, которое не чуждо многим из добровольцев. Сердце моё мучится, но разум требует жестокости. Надо понять этих людей, из них многие потеряли близких, родных, растерзанных чернью, семьи и жизнь которых разбиты, имущество уничтожено или разграблено и среди которых нет ни одного, не подвергавшегося издевательствам и оскорблениям; надо всем царит теперь злоба и месть, и не пришло ещё время мира и прощения... Что требовать от Туркула, потерявшего последовательно трёх братьев, убитых и замученных матросами, или Кудряшова, у которого недавно красногвардейцы вырезали всю семью? А сколько таких? ... Что можем мы сказать убийце трёх офицеров или тому, кто лично офицера приговорил к смерти за "буржуйство и контрреволюционность"? И как отвечать тому, кто являлся духовным вождём насилий, грабежей, убийств, оскорблений, их зачинщиком, их мозгом, кто чужие души отравлял ядом преступления?! Мы живём в страшные времена озверения, обесценивания жизни. Сердце, молчи, закаляйся воля, ибо этими дикими и разнузданными хулиганами признаётся и уважается только один закон: "око за око", а я скажу: "два ока за око, все зубы за зуб". "Поднявший меч"... В этой беспощадной борьбе за жизнь я стану вровень с этим звериным страшным законом - с волками жить... И пусть культурное сердце сжимается иногда непроизвольно - жребий брошен, и в этом пути пойдём бесстрастно и упорно к заветной цели через потоки чужой и своей крови. Такова жизнь... Сегодня ты, а завтра я... Кругом враги... Огрызаясь на одних, ведя политику налево и направо, идёшь по пути крови и коварства к одному светлому лучу, к одной правой вере, но путь так далёк, так тернист".

*****

Генерал Туркул А.В. Дроздовцы в огне: Картины гражданской войны, 1918-1920 гг. - Мюнхен, 1947.: "Последний бой Дроздовской дивизии: Как сквозь темный дым бреда вижу я последний бой: к концу дня я едва стоял на ногах от тифа, и ночью, когда мы стали отходить, меня без сознания увезли в дивизионный лазарет. Командование дивизией принял генерал Харжевский. Ночью дивизия отошла от Перекопа. Последний бой дивизии был лебединой песней - предсмертным криком - доблестного 1-го полка. Все кончалось. Мы уже отступали толпами - уже текли в Крым советы. И тогда-то, на нашем последнем рассвете, 1-й полк перешел в контратаку. В последний раз, как молния, врезались дроздовцы в груды большевиков. Страшно рассекли их. Белый лебедь с отчаянной силой бил крыльми перед смертью. Контратака была так стремительна, что противник, уже чуявший наш разгром, знавший о своей победе, — а такой противник непобедим — под ударом дроздовской молнии приостановился, закачался и вдруг покатился назад. Старый страх, непобежденный страх перед дроздовцами, охватил их. Цепи красных, сшибаясь, накатывая друг на друга, отхлынули под нашей атакой, когда мы, белогвардейцы, в нашем последнем бою, как и в первом, винтовки на ремне, с погасшими папиросами в зубах, молча шли во весь рост на пулеметы. Дроздовский полк в последней атаке под Перекопом опрокинул красных, взял до полутора тысяч пленных. Только корниловцы, бывшие на левом фланге атакующего полка, могли помочь ему. На фронте, кроме жестоко потрепанной бригады Кубанской дивизии, не было конницы, чтобы поддержать атаку. В тыл 1-му полку ворвался броневик, за ним пехота. Под перекрестным огнем, расстреливаемый со всех сторон, 1-й Дроздовский полк должен был отойти. Полк нес из огня своих раненых. Около семисот убитых и раненых было вынесено из огня. Ранен командир генерал Чеснаков, убит начальник команды пеших разведчиков капитан Ковалев, переранены почти все офицеры и стрелки. В тот же день был получен приказ об общей эвакуации, и Дроздовская дивизия, страшно поредевшая, но твердая, двинулась в Севастополь. Конец. Это был конец не только белых. Это был конец России. Белые были отбором российской нации и стали жертвой за Россию. Борьба окончилась нашим распятием. «Господи, Господи, за что Ты оставил меня?» - может быть, молилась тогда с нами в смертной тьме вся распятая Россия.".

*****

Клич атамана Дутова(отрывок):  Вечно свободные, чуждые козни, казачьи общины всегда стоят за право государственное. Да я не может свободный вечно казак допускать разнузданность, предательство и продажу Родины своей. Казак был и есть верный сын Родины и любит ее больше жизни своей. А набат все гудит н гудит. И снимает старый казак со стены свою дедовскую шашку, выезжает на защиту Руси православной. И преклоняются пред сединой казачьей буйные головы молодежи, и затихает их веселый смех. Слава тебе. Тихий Дон; слава буйному Тереку; слава красивой Кубани; слава вольному Уралу; слава старому Иртышу; слава студеному Байкалу; слава Амуру и Уссури. Вольные станичники слышат набат, и звуки его радостны им. Русь великая, Русь тихая, сермяжная, Русь православная; слышишь ли ты набат казачий. Очнись, родная, и ударь в своем старом Кремле - Москве во все колокола, и твой набат будет слышен повсюду. Сбрось, великий народ, ярмо чужеземное, немецкое.И сольются звуки вечевых казачьих колоколов с твоим Кремлевским перезвоном, и Русь великая, Русь православная будет нераздельной. Бей в набат, русский народ, бей сильнее, зови сынов своих, и будем все мы дружны за Русь святую...".

Лукаш И.С. "Встреча с дроздовцами"

- Помню я нашу атаку на красный татарский полк, рассказывает Туркул. – Мы поднялись, встали и двинулись без выстрела. Татары залегли у станции… Наши атаки всегда встречали беспорядочным огнем. Хлестали пулеметами, а мы шли и знали, что не выдержат нашего ровного шага и нашего молчания. А здесь идем, а навстречу нам – тишина. Приближаемся – тишина… Кое-кто начал замедлять шаг, кое-кто, волнуясь, заспешил. Все волнуются. Тишина… Идем без звука… И в ту секунду, когда, может быть, мы не выдержали бы тишины и бросились назад, татары поднялись, машут руками, втыкают в землю штыки. И не кричат, а как-то повизгивают от страха. Тогда мы весь их полк целиком взяли.

Отрывок из статьи полковника-корниловца Бояринцева. Париж. 1965 год. 

Глупость, конечно, утверждать, что Корниловские полки формировались по «революционному подбору» как это делают "якобии" всех видов. И командный и солдатский состав (преимущественно из рядовых офицеров) в них был такой же, как и в других полках. Часто нам, Корниловцам, ставят в упрек ту строфу нашей полковой песни:

«Мы былое не жалеем,
Царь нам не кумир.
Лишь надежду мы лелеем
Дать России мир»

 Считать первые две строчки за «политическое кредо» Корниловцев могут только люди с больным воображением или с провокационными целями, так как последующие строчки раскрывают настоящий, смысл первых двух. Корниловцы борятся за Россию, спасение которой для них превыше всего. Возвращению Родины на ее исторический путь Корниловцы будут радоваться, но если после свержения большевиков, России суждено пойти другим путем, то и тогда они не отвернутся от нее. Всякого рода вымыслы, что Корниловцы «стреляли по палатке из которой доносилось пение «Боже, Царя храни!», устраивали скандал в ресторане, где толпе пели гимн…» - сплошная чушь и глупость. Я сам был в Галлиполи и никогда не слышал «стрельбы». А если в кабаке Новороссийска пьяные собутыльники запевали Русский гимн, то их поведение мало разнится от поведения двух-трех пьяных Корниловцев, мешавших профанации гимна. Нет ничего легче, чем оболгать, очернить могилы вчерашних соратников, а оставшимся в живых опоганить веру их во все, чему они поклонялись и что считают своей гордостью. Современники и участники Белого Движения уже привыкли к кликушествам такого рода. Но отсутствие на них реакции легко может создать у подрастающего поколения ложное представление о нашей эпохе. Нужно указать на вопиющую ложь гнойников на теле русской национальной эмиграции.

Генерал Антон Васильевич Туркул, Германия, Мюнхен, Апрель 1948 г

Мы, белогвардейцы, были последними представителями российской нации, взявшимися за винтовку ради чести и свободы России, молодым русским отбором, вышедшим из войны и революции. Русская романтика и вера, русское вдохновение были в Белой армии. Потому-то так много среди нашей молодежи, вчерашних студентов или армейских поручиков, было сильных, твердых и совершенно бесстрашных людей, удивительных смельчаков. В Белой армии были настоящие люди, настоящие души. Последней опорой России была ее героическая молодежь, с винтовками и в походных шинелях. У красных - Число, там серое, валом валящее «Всех Давишь», у нас - отдельные люди, отдельные смельчаки. Число никогда не было за нас. За нас всегда было качество, единицы, личности, отдельные герои. В этом была наша сила, но и наша слабость. Большевики как ползли тогда, так ползут и теперь - на черни, на бессмысленной громаде двуногих. А мы, белые, против человеческой икры, против ползучего безличного Числа всегда выставляли живую человеческую грудь, живое вдохновение, отдельные человеческие личности... 

Полковник А.Г.Ефимов

 У меня Хабаровский поход оставил много светлых воспоминаний, – это была последняя серьезная борьба с красными, к тому же веденная с известным порывом, чистая от грабительских и террористических актов по отношению к населению, что бывало ранее… Это борьба до некоторой степени легендарна и может стать темой легендарных описаний – как последние антибольшевики, несмотря на отсутствие оружия, вызвали на последний бой сильного, торжествующего врага, не раз били его и, только обессилев, никем не поддержанные, отступили. Никто не сдался, предложения о переговорах с заманчивыми обещаниями отвергались, лучше смерть в бою, изгнание на чужбине, но никаких компромиссов.
.