Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации



Автор: Русская линия
Дата: 2010-08-27 21:08

Православные священнослужители считают, что мода на Сталина в России пройдет очень скоро. В воскресенье, 22 августа в Москве у Соловецкого камня прошло молитвенное стояние, связанное с тем, что в нынешнем году исполняется 90 лет с тех пор, как по решению Архангельского губисполкома 26 мая 1920 года на Соловках был учрежден первый концлагерь губернского подчинения – предшественник печально знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), сообщает Regions.Ru. За последние годы духовенство различных конфессий неоднократно выступало с заявлениями, осуждающими сталинские репрессии, однако в российском обществе параллельно возникла некоторая мода на Сталина. Во всяком случае, критиковать Сталина и муссировать тему репрессий считается непатриотичным. В чем причина возросших симпатий общества к Сталину? Кажется ли вам опасной эта тенденция и удастся ли ее переломить? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям. 

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает опасной наметившуюся тенденцию роста симпатий российского общества к Сталину. По его словам, такое отношение к сталинизму является следствием нежелания людей понять, "что у нас полстраны были жертвами, а вторая половина – истязателями этих жертв". "Когда, с одной стороны, человек не испытывает боли за своих близких, которые погибли в Гулаге, а, с другой стороны, не испытывает боли и сожаления за своих близких, которые в Гулаге служили, то, значит, он живет в вымышленном мире, не опирается на реальные события в истории его семьи и его Родины", – пояснил священник.



"Каждый год после Пасхи мы собираемся на Бутовском полигоне, чтобы помянуть расстрелянных там священников. Теперь этот полигон принадлежит МВД. И мне там порой становится страшно. Видя лица молодых ребят в милицейской форме, офицеров, которые ведут себя достаточно нагло, без тени смущения за то, что здесь происходило, я уверен, что если им и сейчас отдадут приказ расстреливать священников, они за редким исключением выполнят его без каких-либо вопросов также, как выполняли и в 37-м", – рассказал отец Борис. "Основная масса (именно это слово я хочу здесь употребить) будет такой же "законопослушной", как и в те времена. Люди теряют связь с реальностью, перестают ощущать свою собственную боль, не реагируют как должно на аномалию. А сталинизм – это аномалия. И это не времена Нерона, а наше совсем недавнее прошлое", – пояснил он. По словам священника, "выходить из этой ситуации можно только посредством собственного подвига: покаянием, плачем, осознанием греховности своей и своих предков". "Ведь то, что случилось с Россией, несомненно, случилось по грехам нашим", – заключил отец Борис.  
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает симпатии части общества к Сталину временным явлением. Признав, что в России немало еще приверженцев Сталина, священник напомнил о том, что и в Германии до сих пор есть приверженцы Гитлера, особенно среди молодежи. По его мнению, это один из способов эпатировать публику, привлечь к себе внимание людей, которые не приемлют то, что происходит в стране. "Но если бы кто-нибудь из них пожил какое-то время на тогдашних Соловках, он сразу исцелился бы от этой любви к тирану", – уверен отец Димитрий.

 

Священник считает, что "для кого-то этот пафос, это чувство сродни религиозному", и переубедить таких людей будет "очень трудно". "Но просветительскую и разъяснительную работу вести необходимо, особенно среди молодежи. Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации. Потому что подобная любовь к человеку есть не что иное, как особый род душевной болезни", – заключил отец Димитрий.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что в России нет значимой тенденции роста симпатий к Сталину. "Я считаю, что неправильно думать, будто стало немодным вспоминать о репрессиях и страданиях русского народа. Мне редко приходится смотреть телевизор, но когда я его включаю, то вижу, что по многим каналам идут передачи, касающиеся истории России в ХХ в., о новомучениках в церковном и нецерковном контекстах", – рассказал он.



"Отхода от исторической памяти я не наблюдаю, за исключением каких-то отдельных личностей. Но ведь у нас есть пьяницы, воры, взяточники – и это совсем не значит, что наша страна уклоняется в пьянство или взяточничество, мы ведем с этим борьбу. В области общественного сознания есть разные направления, но в отличие от уголовных преступников мы не преследуем тех, кто мыслит по-другому", – заметил о. Макарий. "Существует разнообразие мнений, есть мнения, заведомо нами не принимаемые, ошибочные – так мы на них и смотрим. Откуда они берутся? Как у всякого греха, у исторических, идеологических заблуждений есть свои корни, причины: человеческое неразумие, греховность, склонность не замечать своих грехов, но видеть грехи чужие. К примеру, не добравшиеся до высоких государственных чинов пытаются оболгать нынешнее правительство, очернить его – а это уже ведет к обелению того печального состояния, в котором находилась Россия до 90-х гг.", – подытожил отец Макарий.  

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский видит причину высокой популярности Сталина в некомпетентности власть предержащих. "Одной из главных причин популярности Сталина является современный уровень коррупции", – сказал он. "Дело в том, что, по существующим представлениям, сталинская эпоха – это время, когда коррупция была в России минимальна за всю её историю. Нынешнее состояние власти, чиновников, настроенных на личное обогащение, приводит к мысли, что нужно искать что-то более эффективное в работе госаппарата", – пояснил отец Максим.



«Поскольку репрессии коснулись многих, но не всех, есть ощущение, что это ко мне не относится, что это что-то локальное, небольшое и не очень страшное. А эффективность аппарата в антикоррупционной составляющей была велика, поэтому люди и ищут выход из современности там", – полагает священнослужитель. "Неблагополучие современного состояния власти может привести к чему угодно: к безвластию начала 90-х, к диктатуре. Если власть не будет достаточно эффективна, если она не будет заботиться о благе людей, то это может вывернуть в любую сторону. И в данном случае, возврат к сталинизму – возможно, не самый страшный потенциальный "поворот". Это одна из форм недовольства людей современным состоянием власти. Почему такую поддержку встретило правление Путина? Потому что государство хотя бы обозначило заботу о людям, и им даже этого было довольно. Со временем стало понятно, что далеко не все, что декларируется, исполняется, и тогда вернулось недовольство вот в такой форме", – сказал он.  "Если власть не будет реально заботиться о своих гражданах, то может случиться все что угодно, а еще одну революцию Россия, боюсь, может не выдержать", – заключил о. Максим.  

Клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов, говоря о причинах симпатий жителей России к Сталину, напомнил, чьими потомками является современное российское общество. "Что такое "государство" или "общество", о котором мы говорим? Надо не забывать, что Церковь, церковные люди – это тоже часть общества. Церковь по конституции отделена от государства, но не отделена от жизни общества", – отметил он.



"Что такое российское общество сейчас? Во время революции, во время сталинских репрессий дворянство, духовенство, купечество были выбиты, интеллигенция также была частично выбита, а частично – отправлена в лагеря или эмигрировала; крестьянство как класс перестало существовать. Даже "старые" большевики вроде Павки Корчагина, делавшие революции, "пассионарии", тоже были выбиты после партийной чистки. Кто остался? А вот мы – наследники тех, кто остался, как бы жестко это ни звучало. Поэтому что можно сказать о духовном состоянии и менталитете этого народа? Генерация такого "советского человека" не может существовать без хозяина. Конечно, кто-то это оправдывает тем, что, мол, "у нас особый путь, мы не можем без жесткой руки", – но это ничего не меняет", – заявил о. Сергий. "Если мы вспомним Ветхий Завет, то увидим, что Моисей водил освобожденный от египетского рабства народ сорок лет по пустыне, не вводя в обетованную землю. Нужно было, чтобы те, кто помнил рабство, вымерли, т.к. с ними в обетованную землю войти невозможно. Даже сам Моисей не вошел, умер", – привел пример из Священного Писания священнослужитель. "Важную роль здесь играет и то, что творится в стране – люди мечтают хотя бы о каком-то порядке. Все мы знаем, как велико искушение призвать "сильную руку"! Кроме того, общество все-таки любит свою страну, и в какой-то степени из-за этой любви хочет вернуть Сталина. Люди, помнящие тоталитарную систему, вымирают, и им на смену приходит молодое поколение, которому можно внушить что угодно. Самые разные факторы влияют на то, что Сталин снова становится популярен", – считает он.  "Что будет дальше, неизвестно. Но хочется верить, что вечно живой человеческий дух спасет общество", – с надеждой подытожил отец Сергий.  


Лента новостей
В России необходимо восстановить монархию (2016-12-30 22:38)
В Чечне пройдет комплекс мероприятий памяти Авторханова (2016-12-30 13:57)
Всемирный Русский Народный Собор почтит память жертв большевистской революции (2016-12-30 13:25)
Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации (2010-08-27 21:08)
Открытое обращение о строительстве православной часовни-памятника на Лубянской площади в Москве (2010-08-27 20:57)
В Русской Православной Церкви установлен новый праздник – Собор Екатеринбургских святых (2010-08-27 20:55)
В Тобольске пройдут «Царские дни» в память о пребывании в городе Николая II (2010-08-27 20:53)