Рахманинов Сергей Васильевич
Автор:
Дата: 2010-07-06 20:42
Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943) — русский композитор, пианист и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия). Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым[источник не указан 192 дня], род Рахманиновых ведёт, вероятно, своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили Молдавией более двухсот лет (XIV—XVI века). Для укрепления союза Молдавии с Московским государством и Польшей и для успешной борьбы с многочисленными врагами Молдавии (венгры, турки и др.) один из господарей, Стефан Великий (1458—1504), выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля, а другую, Елену Молдавскую, за наследника Иоанна III — Ивана Младого. После смерти Стефана престол Молдавии перешёл к его старшему сыну — Богдану, а младший сын, Иван, не захотевший быть под началом брата, переехал с семьёй в Москву. Это произошло, по-видимому, около 1490—1491 года. Сестра Ивана, Елена, в это время овдовела, и малолетний сын её и Ивана Младого, Дмитрий был объявлен наследником Московского престола. Вследствие интриг Софии Палеолог и мать и сын (Елена и Дмитрий) попали в опалу и были сосланы в Углич. Туда же был отправлен и приехавший из Молдавии в это время брат Елены — Иван. От сына его, Василия, прозванного Рахманин, и начинается собственно род Рахманиновых. Род Рахманиновых восходит к боярину Рахманину. Возможно, боярин Рахманин получил своё прозвище по названию мифического народа в молдавских сказаниях — рахманов. К этому же роду принадлежат первый переводчик Вольтера на русский язык Иван Фёдорович Рахманинов и механик Иван Иванович Рахманинов, профессор Киевского университета. Его родители были музыканты-любители. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы. Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы. Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии в
Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий
кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг.
появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение
жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако
они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Местом постоянного жительства избрал США, много
гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших
пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё
последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, —
Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько
концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии.
Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со
словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с
врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной
болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную
деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат
Калифорния США. Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют
словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике
выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в
исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова
выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил
творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка»)
школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная
для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова
исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении
явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова,
симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной
традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича,
Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной
традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова —
современника русской революции: именно революция, отражённая в русском
искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы
«Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»). Творчество Рахманинова хронологически относится к тому
периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком».
Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты
которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова
насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из
которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует
у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия». В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы:
будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад
в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910,
Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил
христианские идеи и символику. Творчество Рахманинова принято условно делить на три или
четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода:
1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941). Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма,
впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А.
Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок.
1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль
Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление»
которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному
из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова,
таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие
достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо
индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве
(исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто
используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен
вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном
случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись
чуждым романтическому миросозерцанию. Первый — ранний период — начинался под знаком позднего
романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт,
ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти
Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого
творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской
церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение —
один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически
возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление
русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы
стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из
причин её провала на премьере. Период зрелости отмечен формированием индивидуального,
зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской
песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в
знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23.
Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова
усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и
модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки:
импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических
приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола»
для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта
(1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми
приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую
музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства
символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в
нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к
неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца
Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т.
Манна «Доктор Фаустус». Изображение Рахманинова в рекламе звукозаписывающей компании
Виктор (1921). Поздний — зарубежный период творчества — отмечен
исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава
самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций
русской музыки — и джаза[источник не указан 115 дней], древнерусского
знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX
века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических
предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в
современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода
отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским
подтекстом. Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы
(1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М.
Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это
же время. Значение композиторского творчества Рахманинова огромно:
Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные
тематические и стилистические направления, и объединил их под одним
знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку
достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную
традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и
мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.
Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на
мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные
произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых
осуществил синтез классической традиции и джаза. Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее
велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных
стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы,
отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность
исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на
фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной
интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений
мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Предыдущее: | Максимов Александр Александрович |
Следующее: |
Богданов Михаил Александрович |
Лучшее по просмотрам: | Колчак Ростислав Александрович |
Последнее: | Долматов Владимир Иванович |