Советских улиц негасимый свет



Автор: Александра Белуза
Дата: 2010-03-30 01:19

Замдиректора Института российской истории РАН доктор исторических наук Владимир Лавров рассказал корреспонденту "Известий" о том, какие имена, с его точки зрения, нужно убирать с наших площадей, городов и улиц, а какие нет.

А.Белуза: Сколько всего в России советских названий городов, сел, улиц?

В. Лавров: Одних Советских улиц по стране восемь с половиной тысяч. Советской власти нет, а Советские улицы повсюду. Улиц Ленина - пять тысяч шестьсот. И так далее. Более того, в Ростове-на-Дону до сих пор существует переулок ОГПУ! И потом, есть просто чуждое. Иной раз ощущение, что идешь по Германии - проспекты Карла Маркса, Розы Люксембург, Клары Цеткин... Ну что для России тот же Карл Либкнехт? А улицы ведь почти в каждом городе. Храм на Крови в Екатеринбурге, где находился Ипатьевский дом, стоит на улице Карла Либкнехта. Конечно, мы постепенно воссоздаем то, что было. В качестве положительного примера я бы привел Петербург, причем советского времени. Вы удивитесь, но серьезное восстановление исторических названий произошло во время блокады Ленинграда. Именно тогда 20 улицам вернули первоначальные названия - Невский проспект, Дворцовая площадь, Адмиралтейская набережная и др. Вот когда было очень плохо, возвращались к своим истокам. Хлеба не хватало, а люди хотели, чтобы проспект был Невским, а не 25-го Октября.

А. Белуза: Сегодня процесс идет или он заморожен?

В. Лавров:  Сейчас интересный пример подает Ростов Великий, старинный город, который в последние годы начал возрождаться. Там вывешивают двойные таблички. Части улиц уже вернули исторические названия, а на части под главной табличкой вешают еще одну - как улица называлась раньше. Через какое-то время таблички можно поменять местами. Разумный подход, чтобы люди привыкли. Как привыкли, что Остоженка, а не Метростроевская.И такой опыт, как в Ростове, есть еще в целом ряде городов. Например, то же самое, только в явочном порядке, в Кирове. На улицах, где находятся храмы, прямо на них стали вывешивать таблички с подлинными историческими названиями. Делают это верующие, а власти просто не мешают. В Самаре целому ряду улиц недавно возвращены прежние названия, в том числе улица Ленина теперь носит имя Александра Невского.Так что процесс восстановления исторических названий идет, просто очень постепенно. Скажем, в Москве даже на волне переименований в начале 90-х годов исконные названия приобрели всего около 150 улиц. Для сравнения могу сказать, что большевики переименовали более 90% мест. Они ведь прекрасно понимали: топонимика - это идеология страны. И они метили пространство, показывая, кто в доме хозяин. Точно так же, кстати, поступал Гитлер, когда захватывал часть нашей территории. Скажем, в Пскове во время оккупации была Adolf Hitler Strasse. И вот сегодня, судя по названиям, у нас сохраняется коммунистическая идеология. И это одна из причин того, что российская компартия получает на выборах в три раза больше голосов, чем украинская.

А.Белуза: На Украине разве все улицы переименованы?

В. Лавров: Там проведены очень большие переименования, в том числе в Киеве. Они не всегда были разумны - порой просматривается националистический уклон, но все-таки от подавляющего большинства улиц Ленина и прочего там избавились, а мы остаемся парком ленинского периода. Возьмите Москву. Станция метро, четыре проезда и улица носят имя Войкова. Человека, который участвовал в расстреле царской семьи в подвале Ипатьевского дома и пытался сокрыть следы этого преступления. В документах судебного следствия содержатся два письменных требования Войкова выдать 11 пудов серной кислоты, которую купили в екатеринбургском аптекарском магазине и использовали для обезображивания и уничтожения трупов Николая II, его жены, детей и прислуги... Наш институт подготовил историческую экспертизу, мы направляли ее в мэрию, но всякий раз получали отказ. На прошлой неделе с очередной просьбой посодействовать переименованию станции метро "Войковская" к мэру Москвы обратился фонд "Возвращение". На наш взгляд, можно было бы дать название "Петербургская", потому что там пролегал Петербургский тракт. Тем более что Петербург не увековечен в московской топонимике. И плюс Петр I дал название городу не в честь себя, а в честь своего небесного покровителя апостола Петра.Ну куда мы с Войковым, Лениным и Свердловым уйдем?

А. Белуза: А с царскими названиями не уйдем ли обратно в монархию?

В. Лавров: Присваивать улицам имена людей в массовом порядке стали после Октябрьской революции. А при царе именами людей улицы называли очень редко, в исключительных случаях. Даже бывшему премьер-министру Сергею Витте было отказано - он очень хотел, чтобы улица в Одессе носила его имя, но получил "нет" от Столыпина. Из-за этого у них испортились отношения. Возвращение к прежним названиям - это обращение не к монархии, а к своим истокам, к тысячелетней России. Ведь названия были связаны с особенностью и местности, и промыслов. Плюс много было религиозных. В Магадане, например, площади Ленина совсем недавно вернули прежнее имя - Соборная. Там стоит замечательный собор. А вот в Саранске, напротив, новый собор стоит на площади Большевиков. Или возьмем Суздаль. Там три монастыря и гробница князя Пожарского находятся на улице Ленина, который призывал эти монастыри разрушить, а священников расстреливать без суда и следствия.

А. Белуза: Институт российской истории поддержал идею переименования Кирова обратно в Вятку.

В. Лавров: Сам Киров там ни разу не был. Даже ни разу об этом городе в речи не упомянул. Между тем в постановлении ВЦИКа написано, что это родина Кирова, хотя на самом деле он появился на свет в Уржуме. С какой стати старинный город должен носить имя человека, причастного ко многим репрессиям? Губернатор Кировской области, как известно, идею возвращения городу исторического названия поддерживает. В 2011 году планируется провести референдум.

А.Белуза: Помимо Вятки на слуху еще два города. Неоднократно звучали предложения переименовать Краснодар в Екатеринодар, а Ульяновск - в Симбирск.

В. Лавров: Разговоров действительно много, но конкретных заказов на проведение исторической экспертизы в наш институт не поступало. Зато по заказу РЖД мы проводили экспертизу о целесообразности возвращения железнодорожным станциям Горький и Свердловск их исторических названий - соответственно Нижний Новгород и Екатеринбург. И в обоих случаях дали положительное заключение. Для нас было важно, что замечательный писатель Максим Горький был против того, чтобы Нижний Новгород называли его именем. Но так решил Сталин, а Горький не мог пойти против его воли. Недавно новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин высказался за то, чтобы не только железнодорожная станция, но и целиком регион больше не носил имя Свердлова. В качестве альтернативы обсуждается, в частности, "Среднеуральская область". Мы же предлагаем название "Екатеринбургская область". Оно по крайней мере историческое и более благозвучное. Как историк, скажу: в тех краях Яков Свердлов только в тюрьме сидел за вооруженное ограбление. Да еще причастен к убийству Николая II и его семьи.

А. Белуза: Можно по-разному его оценивать, но все же Свердлов был одним из руководителей Советского государства...

В. Лавров: Не всякого руководителя надо увековечивать. Простите, Берия - тоже наша история.

А. Белуза: То есть вы полагаете, советские топонимы надо полностью вычеркнуть?

В. Лавров: Вот Большой коммунистический тупик надо сохранить. Думаю, это идеологически верное название. Если же говорить серьезно, то, я считаю, что в названиях не должно быть излишней политизации. А начать можно с двух вещей. Во-первых, возвратить названия улицам, где стоят храмы. Во-вторых, убрать самые одиозные имена - типа цареубийцы Войкова, террористов Софьи Перовской, Урицкого и Халтурина. Тот же Халтурин покушался на жизнь Александра II, устроил взрыв в Зимнем дворце, убив и ранив несколько десятков солдат. Вообще сумасшедший, у него вместо подушки был динамит, на котором он спал. Почему в Екатеринбурге, Перми, Уфе, Рязани и многих других городах улицы должны носить его имя? Только в Петербурге улице Халтурина возвратили прежнее название - Миллионная. Конечно, были и достойные люди в советское время. Я, например, живу на улице Маршала Голованова, который возглавлял дальнюю авиацию и который уже в начале Великой Отечественной войны бомбил Берлин. Или Чкалов. Замечательный летчик и человек, который посмел отказаться возглавить органы госбезопасности. Представьте, какое мужество надо было иметь. Так пускай станция метро будет "Чкаловская". И таких людей много. И пусть это остается. Но тех людей, которые уничтожили миллионы жизней, в топонимике быть не должно. Для них есть книги, учебники, музеи.

А. Белуза: Но если Гитлера осудил Нюрнбергский трибунал, то вина Свердлова, Ленина, Сталина судом не доказана...

В. Лавров: В том-то и беда, что у нас преступления не названы преступлениями. И страна обсуждает, вывесят ли в Москве портреты Сталина на 9 Мая. Сам Сталин, кстати, 9 мая не праздновал. Он знал, сколько людей погибло - до половины мужского населения страны. И Хрущев не праздновал. Только спустя 20 лет, при Брежневе, в 1965 году, когда тяжести подзабылись и осталась только Великая Победа, тогда стали проводить парады. Поэтому мы должны отмечать 9 Мая, но, по моему мнению, без того, кто довел страну до такого состояния, что пришлось положить 27 млн человек.

А. Белуза: Юрий Лужков считает, что вычеркивать Сталина из истории несправедливо хотя бы потому, что именно он во время войны был Верховным главнокомандующим...

В. Лавров: Да, он был Верховным главнокомандующим, который воевал не умением, а числом. Кстати, сам Сталин понимал, что народ не за главковерха, а за свой дом, за свою семью сражается. Во время войны он американскому послу в Москве сказал: "Вы думаете, они за меня воюют? Они воюют за Россию!" Не случайно он вернул тогда имена Кутузова, Суворова, Александра Невского - они ведь были в долгой опале, замалчивались. Он отдавал себе отчет, что без исторического патриотизма мы надвигающуюся фашистскую угрозу не одолеем.  

izvestia.ru