Памяти святого Александра Невского



Автор: Галина Сиротинская
Дата: 2019-09-11 09:48
Возрождаются русские православные традиции Российской Державы. Когда в 2013 году в Петербурге Александро-Невская Лавра торжественно отпраздновала свое трехсотлетие, то впервые после долгого перерыва был проведён крестный ход из Лавры 12 сентября в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского. Первый такой крестный ход состоялся по повелению Императрицы Елизаветы Петровны, и до 1917 года эта традиция не прерывалась. Но советские безбожники прекратили крестные ходы и на долгие годы отняли у верующих мощи благоверного Александра Невского. Лаврские крестные ходы в 20 веке Впервые Лавра подверглась нападению коммунистов в январе 1918 года.

Историческая справка. Последние массовые крестные ходы в истории Александро-Невской Лавры и закрытие монастыря: 13 января 1918 года Народный комиссариат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд под богадельни и приюты. В тот же день в Лавре появились представители Наркомата, однако первая попытка реквизиции окончилась ничем. 19 января была предпринята вторая попытка. Чиновник Наркомата призрения Иловайский по распоряжению народного комиссара Александры Коллонтай в сопровождении 17 красногвардейцев и матросов прибыл силой добиваться выполнения распоряжения. Они арестовали наместника монастыря епископа Прокопия (Титова) и членов Духовного Собора Лавры. Однако арестованные были освобождены стихийно собравшимися возле Лавры верующими, а сами захватчики спаслись от народного гнева только благодаря монахам, которые вывели их из Лавры. Через некоторое время красногвардейцы вернулись в монастырь с подкреплением. И именно тогда пролилась кровь святого новомученика отца Петра Скипетрова (причислен к лику святых в 2001 году). Он прибыл в Лавру по вызову митрополита и, став свидетелем бесчинств, учиненных реквизиторами, обратился к вооруженным людям с увещеванием не издеваться над святынями и не производить насилия над верующими. Один из красногвардейцев выстрелил в отца Петра и смертельно ранил его. В конце концов, к вечеру 19 января под давлением народа, все прибывавшего в Лавру в течение дня, захватчики оставили монастырь. 20 января митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) отдал распоряжение о свершении на следующий день общегородского крестного хода из всех храмов к Лавре в защиту Церкви. В этом грандиозном воскресном крестном ходе 21 января 1918 года участвовало, по церковным оценкам, до полумиллиона, а по данным властей – 50 тысяч человек (газеты того времени единодушно полагали, что участников, по самым скромным подсчетам, было не менее 250 – 300 тысяч). Уже к 2 часам дня около 200 отдельных процессий слились в один грандиозный крестный ход, пришедший на лаврскую площадь. Под звон колоколов из обители вышел митрополит Вениамин во главе братии вместе с викарными епископами и тысячным сонмом петроградского духовенства. Владыка отслужил молебен о спасении Церкви от надвигавшихся на нее бедствий и выступил перед верующими с обращением, в котором сказал, что «невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру. Гонения на веру только укрепляют ее. Так было, так будет, так и теперь есть». Затем крестный ход во главе с митрополитом Вениамином двинулся к Казанскому собору. В этот же день было объявлено о создании Александро-Невского братства.

За пять лет своего управления (с 1917 по 1922 годы) в условиях все усиливающихся стеснений митрополит Вениамин (Казанский) сумел организовать жизнь Петроградской епархии, превратить приходы в живые христианские общины, привлечь к церковному служению множество новых людей. Благодаря его умелой дипломатической политике многие антирелигиозные постановления того времени в Петрограде полностью или частично не претворились в жизнь. Подъем религиозных чувств петроградцев вылился в грандиозные общегородские крестные ходы Пасхальной недели – небывалое количество народу собрали такие ходы в Фомино воскресенье, ставшие при Владыке Вениамине традиционными. Последний в истории епархии советского времени масштабный крестный ход прошел 19 сентября 1921 года. Это был, учрежденный еще императрицей Елизаветой Петровной в 1743 году, традиционный крестный ход в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Однако, в связи с похоронами погибших финских коммунистов, в этот год он состоялся не 12, а 19 сентября. После 1921 года традиция прервалась, и в 2013 году 12 сентября крестный ход к Александро-Невской Лавре прошёл по Невскому проспекту впервые после 92-летнего перерыва. Из года в год православные в Петербурге чествовали перенесение мощей Александра Невского, а также отмечали военную победу Петра Великого над Швецией и заключение Ништадтского мира. Почему так важны эти исторические события? Благоверный князь Александр Невский, прежде всего, защищал Русь от духовного порабощения, то есть от католической экспансии. В это время южная и центральная Русь были в руинах. Взяты и сожжены татарами Рязань, Владимир, Москва, Киев, убиты в битвах родной для Александра, святой Великий князь Георгий Владимирский и с ним множество князей и воинов. Бразды правления взял брат Георгия, отец Александра, князь Ярослав Всеволодович. Ярослав теперь уже не бился с татарами, а ездил для переговоров к Батыю, русские признали верховным правителем Руси хана, который давал нашим князьям ярлык на княжение, и платили татарам дань. Если наши князья попадали в Орду и не исполняли языческих обрядов по приказанию хана, то некоторых из них мучили и убивали. Но попытки обращения всего русского народа к татарским верованиям не было. Совсем по-другому вели себя шведские и немецкие рыцари. Свои военные походы они предпринимали, испросив благословение у римского папы, и считали их священной войной. Их целью было огнем и мечом истребить Православие и полностью окатоличить русское население Севера.



Памятник Александру Невскому в Чите

Подвиги князя Александра Невского Однако на пути захватчиков встал князь Александр Ярославич. В 1240 году, помолившись Богу в Софийском соборе Новгорода, подав милостыню и попросив молитв у нищих, 20-летний князь Александр взял благословение на битву у архиепископа Спиридона и во главе малочисленного войска отправился к Неве против шведов. Предводителем шведского войска был зять короля ярл Биргер, претендент на престол после бездетного правителя. Накануне битвы русскому воину Пелгусию, во святом Крещении Филиппу было видение. Он видел чудесное явление в ладье мучеников Бориса и Глеба, которые спешили на помощь своему сроднику Александру. Пелгусий рассказал князю об этом видении. Во время сражения юный князь отважно бился и нанес рану самому Биргеру. Шведы потерпели поражение, а князь Александр получил имя Невского. Однако уже в 1242 году католический Ливонский орден силой оружия попытался поработить Северную Русь. Немцы захватили Псков, поставили там своих наместников и собирались создать католическую епархию. Благоверный Александр освободил Псков, помолился в Троицком соборе у раки мощей благоверного князя Всеволода, и направился со своими войсками против Ливонии. Крупные силы немцев были собраны возле Чудского озера. Здесь 5 апреля 1242 года и сразился с ними Александр Невский, одержав победу над сильным и коварным врагом. Тактикой князя была покорность хану, иго которого русские еще не в силах были сбросить, и война с Западом, который угрожал самым страшным, духовным порабощением. Князю Александру приходилось ездить в Орду, однако там он отказался от исполнения языческих обрядов, не поклонялся огню и другим идолам, но отдал поклон только хану, как правителю Руси. Хан не предал смерти ослушника и приказал не наказывать его, а привести к себе. По приказанию Батыя, Александр и его брат Андрей совершили еще одно путешествие и прибыли к верховному правителю монголов, которому подчинялся Батый. Там князь Андрей Ярославич получил ярлык на великое княжение. Так, храброму и великодушному Александру приходилось смиряться перед язычниками-татарами. Но у него и у Руси были и более опасные враги, враги православной веры.



Рим, не надеясь уже на силу оружия шведов и немцев, решился добиться своего переговорами. Папа отправил к Александру своих легатов. Вот как рассказывается об этом в книге «Жития святителя Димитрия Ростовского»: В 1248 г. папа Иннокентий IV отправил к Александру Ярославичу посольство, во главе с двумя учеными кардиналами - Галдом и Гемонтом. В грамоте, которую должны были передать русскому князю послы, папа писал: "Мы слышали о тебе, как о князе дивном и честном, и что земля твоя велика, и мы послали к тебе двух наших кардиналов, чтобы ты послушал их учения". Выражая притворную скорбь, что великая земля русского князя не находится в подчинении Римской церкви, папа убеждал Александра Ярославича подчиниться его власти и позаботиться о приведении к латинской вере своего народа. Убеждая, что только в латинской церкви можно найти спасение и истинную веру, папа указывал и на те земные выгоды, которые доставит князю его подчинение папской власти. В то же время он старался предупредить, что это подчинение нисколько не унизит русского князя, тем более, добавлял папа, что "мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы". Наконец, зная, как дорога для благоверного князя память об его отце, папа заведомо ложно сообщал в своей грамоте, будто бы еще Ярослав Всеволодович выражал искреннее желание подчинить Русскую церковь папе и что только преждевременная смерть Ярослава помешала ему исполнить это намерение. Но все эти ухищрения папы не имели никакого успеха. На длинное послание Иннокентия Александр Ярославич дал очень краткий и в то же время сильный по своей убедительности ответ: "То, что совершилось от создания мира до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до страсти, воскресения и вознесения Господа и до первого вселенского собора и прочих седми вселенских соборов - все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его". Папы не остались в долгу: они стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей; но и эти новые походы были безуспешны.

Император Петр Великий и почитание святого Александра Невского

В древности северные земли, где позже был возведен Петербург, принадлежали русским, были владениями Великого Новгорода. Однако эти территории неоднократно подвергались нападениям со стороны шведов. Захватчики строили свои крепости и давали им свои названия – Шлиссельбург, Ниеншанц и другие, русских со временем вытеснили из этих мест. Петр Первый понимал, что России необходимо стать могучей морской державой, что ей нужны порты, нужен свой флот. Однако на Балтике Швеция не давала русским закрепиться. Первые битвы окончились для русской армии жестоким поражением под Нарвой. Но Петр не унывал. Под его руководством был создан Российский Флот (первые корабли строились в Воронеже), проведена военная реформа Армии. Крупной победой было завоевание Ниеншанца и Шлиссельбурга и основание на Неве Санкт-Петербурга, ставшего новой русской столицей. Коренным переломом, полностью подорвавшим военную мощь Швеции, можно считать победу русских под Полтавой. С тех пор Швеция уже только оборонялась и не вторгалась в русские владения, а русские галеры по приказу Петра действовали уже на территории противника – опустошали берега Швеции. Потрясенный своими поражениями Карл XII был в конце своей жизни уже готов подписать мирный договор с Россией, но умер, не успев это сделать. Его преемники упорно отказывались заключить такой мир. Только походы русских кораблей к шведским берегам заставили шведов подписать мирный договор в Ништадте 12 сентября 1721 года. Вот как пишет об этом историк Сергей Федорович Платонов в книге "Полный курс лекций по русской истории": "В 1713-1715 гг. русские войска и флот овладели Финляндией и стали грозить самой Швеции. Таким образом, на этом театре войны Петр имел положительный успех. Голштинский дипломат барон Герц взялся быть посредником между Петром и Карлом, но, пока это посредничество не привело еще к определенным результатам, Петр вступил в оживленные сношения с Францией, которая до тех пор держала сторону Швеции, а к России была враждебна, потому что Москва дружила с ее врагом - германским императором. В 1717 г. Петр предпринял даже поездку через Голландию во Францию. Он добился только обещания Франции отступить от дружеских договоров со Швецией. Возвратившись в Голландию, Петр возобновил переговоры с Герцем об отдельном мире между Швецией и Россией. На 1718 год был назначен русско-шведский конгресс на Аландских островах. Конгресс этот состоялся (с нашей стороны были на конгрессе Брюс и Остерман). Обе стороны желали мира, но об условиях его не могли сговориться очень долго. Когда же пришли к соглашению, смерть Карла XII помешала делу. После Карла на престол Швеции была избрана его сестра Ульрика-Элеонора, и правление перешло в руки аристократии. Переговоры о мире были прерваны, и возобновилась война. Но теперь Петр стал действовать крайне решительно. Несмотря на поддержку Англии, оказанную Швеции, Петр ежегодно - в 1719, 1720 и 1721 гг. - посылал русские корпуса в самую Швецию и этим принудил шведское правительство возобновить мирные переговоры. В 1721 г. состоялся съезд русских и шведских дипломатов в Ништадте (недалеко от Або), и 30 августа 1721 г. мир был заключен. Условия Ништадтского мира были таковы: Петр получил Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и Карелию, возвращал Финляндию, уплачивал два миллиона ефимков (голландских талеров) в четыре года и не принимал на себя никаких обязательств против прежних союзников. Петр был чрезвычайно доволен этим миром и торжественно праздновал заключение его. Значение этого мира для Московского государства определяется кратко: Россия становилась главной державой на севере Европы, окончательно входила в круг европейских государств, связывала себя с ними общими политическими интересами и получала возможность свободного сообщения со всем Западом посредством новоприобретенных границ. Усиление политического могущества Руси и новые условия политической жизни, созданные миром, были поняты и Петром, и его сотрудниками. Во время торжественного празднования мира 22 октября 1721 г. Сенат поднес Петру титул Императора, Отца отечества и Великого. Петр принял титул Императора. Московское государство, таким образом, стало Всероссийской Империей, и эта перемена послужила внешним знаком перелома, совершившегося в исторической жизни Руси. Русский государь, по сознанию русских современников, имел право именоваться Императором. Но западноевропейские исторические традиции, вам, конечно, известные, признавали этот титул за одним лишь Императором Священной Римской Империи (германским). Поэтому на Западе новый титул Петра не был признан сразу. Только Пруссия и Нидерланды признали его немедленно; в 1723 г. его признала Швеция; Австрия и Англия стали его признавать только с 1742 г.; Франция и Испания - и того позже, с 1745 г." Государь Петр Великий почитал память благоверного князя Александра Невского и молился ему. Победу над Швецией он приписывал не одним только героическим подвигам русского войска, а помощи Божией и молитвенному заступничеству святого Александра Невского. И сегодня русский народ с благодарностью вспоминает князя Александра, потому и был возрожден крестный ход 12 сентября, в честь перенесения мощей святого Александра Невского.

Галина Сиротинская

Другие материалы из раздела Современное общество
Предыдущее:Духовные скрепы имени Дзержинского
Следующее:
Лучшее по просмотрам:За Русь Святую!
Последнее:Памяти святого Александра Невского