Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Pусско - японская война. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 8:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

А теперь немного фото.


Image

Памятник казакам станицы Миасской, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Миасское, Красноармейский р-н. Современный вид. 2004 год.


Image

Памятник казакам станицы Степной, погибшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Степное, Пластовский р-н. Современный вид. 2003 год.

Image

Памятник казакам станицы Травники, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Травники, Чебарскудьский р-н. Современный вид. 2003 год.

Image

Image

Памятник-часовня погибшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. матросам, уроженцам Юрюзанского завода. Центральная часть городского кладбища Юрюзани. Город Юрюзань, Катав-Ивановский р-н. Современный вид. 2003 год.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 11:59 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Награды.


Image

Медаль для русских моряков – участников боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 г.


Вскоре была учреждена специальная серебряная медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“». Ей была присвоена лента с изображением военно-морского Андреевского флага – белая с косым голубым крестом. На лицевой стороне медали, в центре – Георгиевский крест внутри венка из лавровых листьев. По окружности шла надпись: «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 янв. 1904 г. – Чемульпо». На обороте медали были изображены, по петровской традиции, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», вышедшие в море на бой с японской эскадрой, видневшейся на горизонте. Вверху, под самым ушком, в облаках, помещался четырехконечный крест как символ христианской веры. Об этой награде участникам боя было объявлено на обеде в Зимнем дворце, куда всех офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца» пригласили после пышной встречи в Петербурге и парада на Дворцовой площади.

Командир «Варяга» Всеволод Федорович Руднев после возвращения в Петербург в 1904 году был назначен командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный» и командиром 14-го флотского экипажа, а на следующий год ему было присвоено звание контр-адмирала.


Image

Медали для участников войны с Японией 1904–1905 гг.


Сам по себе и 220-дневный переход огромного соединения кораблей через три океана в исключительно тяжелых условиях являлся подвигом. В ознаменование этого события и в знак признания доблести русских офицеров и матросов была учреждена медаль «для ношения на груди офицерами и нижними чинами, находившимися на судах, совершивших этот переход».
На лицевой стороне медали было изображено Восточное полушарие с пунктирной линией маршрута эскадры, а на обороте – вертикально стоящий адмиралтейский якорь и даты по обе его стороны: «1904» и «1905». Медаль изготавливалась из светлой бронзы, носилась на бело-оранжево-черной ленте. Награждены ею были все уцелевшие участники похода и Цусимского сражения.

Image

Наградной крест для участников обороны Порт-Артура в 1904 г.

Офицерам вручался нагрудный серебряный крест со скрещенными через центр мечами. В середине его, на медальоне, изображен силуэт броненосца, окруженный очертанием шести бастионов. На горизонтальных концах креста – выпуклая надпись: «Порт-Артур». Солдаты, матросы и унтер-офицеры получали крест такой же формы и рисунка, но железный, оксидированный.

Image

Image

Медали для медиков – участников войны с Японией 1904–1905 гг.

В память Русско-японской войны существовала также специальная медаль Красного Креста, которой награждались все, кто принимал участие в деятельности этого общества: служащие комитетов и канцелярий, врачи, сестры милосердия, студенты, санитары, лазаретная прислуга и т. д. Медаль эта среди прочих наград выделяется тем, что имеет на лицевой стороне выпуклый равноконечный крест, залитый красной эмалью.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 9:01 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Варяг после подъема, 8 августа 1905 года.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 9:05 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Страницы военно-морской истории. Крейсер "Варяг"

Image

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.
Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 г. был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Однако "Варяг" имел и ряд серьезных недостатков: очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.

В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

В 1954 г. в стране широко отметили 50-летие подвига моряков "Варяга".

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 г. в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И. Чернова и местного краеведа А.И. Трошина.

9 августа 1992 г. в селе Савине был открыт памятник В.Ф. Рудневу. Летом 1997 г. установлен памятник командиру "Варяга" и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.

А далеко от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций легендарного "Варяга".

Image

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
marquis
прапорщик


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 755

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 11:15 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Подвиг "Варяга" это конечно хорошо, но я согласен с теми военными историками которые упрекают Руднева, за то что он не попытался действовать в стратегических масштабах. Главная задача "Варяга" состояла в том чтобы закупорить Чемульпо для японцев, чтобы они не смогли использовать порт для снабжения своей армии в Корее. То есть топить крейсер и канонерку надо было в самом узком месте фарватера, да еще и мины выставить.

_________________
На все их вопросы
Един наш ответ:
У нас есть "Максим"
У них его нет.
(с) Британское колониальное творчество
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 12:31 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

marquis писал(а):
То есть топить крейсер и канонерку надо было в самом узком месте фарватера, да еще и мины выставить.


Было бы славно, конечно - нанесение максимального ущерба противнику.

Только, Руднев, как и все наши моряки, был сильно ограничен в своих действиях - из- за возможных международных последствий, прежде всего с англичанами.

Поэтому наши вспомогательные крейсера вернули из начавшегося было рейда, Вирениус ничего не смог сделать против " Ниссина" и " Кассуги",а Руднев не пострелял по японским транспортам в Чемульпо. Я думаю, мины ему никто не позволил бы поставить - даже собственное начальство.

На мой взгляд, Руднев действовал четко по уставу. К сожалению, в бою, не удалось нанести неприятелю существенных повреждений.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 12:39 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Manfred я с Вами согласен!





В день 100-летия подвига экипажа крейсера "Варяг" в деревне Савино Заокского района, где покоится прах легендарного командира Всеволода Руднева, открыт новый музейный комплекс.



Музей В. Ф. Руднева был создан еще два десятка лет назад местным краеведом Александром Трошиным. Располагалась нехитрая экспозиция в деревне Русятино в здании конторы местного хозяйства. В последнее время увидеть ее было невозможно: помещение пришло в негодность. А вот в Савино люди по бездорожью добирались, ухаживали за могилой. Возрождение святого места началось с восстановления в 2002 году старой церкви, у стен которой и был похоронен герой русско-японской войны 1904-1905 годов.

Тогда по инициативе тульского губернатора Василия Стародубцева и было принято решение построить рядом музей. Возвели его ударными темпами, всего за полгода. Круглое здание с пилястрами и окнами-иллюминаторами напоминает корабельную кают-компанию.

Центральные экспонаты в юбилейной экспозиции - личные вещи Всеволода Федоровича, переданные в дар еще Русятинскому музею его старшим сыном, Николаем Рудневым-Варяжским. Впервые выставлены подстаканник, стакан и ложечка, принадлежавшие командиру крейсера, поднятые с затонувшего "Варяга" и переданные Николаю атташе японского посольства в Санкт-Петербурге в 1906 году. Облагорожена и могила. На ней бюст Руднева, якоря, цепи и три знаменательные даты - рождения, подвига и смерти героя: 1855-1904-1913.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №3401 от 10 февраля 2004 г.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 12:42 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Крейсер Варяг.

Более подробная схема.

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 12:44 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Героический подвиг крейсера "Варяг" в битве с японской эскадрой близ порта Чемульпо (1904)

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 г. был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Однако "Варяг" имел и ряд серьезных недостатков: очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.

В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

В 1954 г. в стране широко отметили 50-летие подвига моряков "Варяга".

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 г. в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И. Чернова и местного краеведа А.И. Трошина.

9 августа 1992 г. в селе Савине был открыт памятник В.Ф. Рудневу. Летом 1997 г. установлен памятник командиру "Варяга" и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.

А далеко от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций легендарного "Варяга".

В.И.Боть

ЛИТЕРАТУРА

[Руднев, В.Ф.] Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года / В.Ф. Руднев.- СПб., 1907.- 24 с.

Руднев Всеволод Федорович // БСЭ.- 3-е изд.- М., 1977.- Т.22.- С.349-350.

Руднев Всеволод Федорович // Сов. ист. энцикл.- М, 1969.- Т.12.- Стб.243-244.

Руднев Всеволод Федорович // Сов. военная энцикл.- М., 1979.- Т.7.- С.156.

Руднев Всеволод Федорович // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.2.- С.145-146.- Библиогр. в конце ст.

Шикман, А.П. Руднев Всеволод Федорович/ А.П. Шикман// Шикман А.П. Деятели отечественной истории..: Биогр. слов.-справ.- М, 1997.- Кн.2.- С.231-232.

Мельников, Р.М. "Крейсер "Варяг" / Р.М. Мельников.- 2-е изд., перераб. и доп.- Л.: Судостроение, 1983.- 287 с.: ил.

Мордашов, И. Плещут холодные волны...: [О крейсере "Варяг" и его командире В.Ф.Рудневе] / И. Мордашов.- Тула, 1996.- 13 с.

Руднев, Н.В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В.Ф.Руднева, командира крейсера "Варяг"] / Н.В. Руднев.- Тула: Кн. изд-во, 1960.- 247 с.: ил.

Боть, В.И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) / В.И. Боть // Гордость земли Тульской.- Тула, 1982.- Т.1.- С.221-228.

Наш гордый "Варяг" // Памятники Отечества: Альманах.- М., 1996.- Вып.35.- С.86.

Пономарев, И.И. Варяжцы / И.И. Пономарев// Пономарев, И.И. В поисках героев-моряков.- Краснодар, 1968.- С.7-84.

Пономарев, И.И. Герои "Варяга" / И.И. Пономарев// Пономарев, И.И. Судьбы героев: Записки журналиста о поисках матросов крейсера "Варяг" и броненосца "Потемкин".- Мурманск, 1961.- С.3-60.

Чернов, Ю.И. Капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев и бой крейсера "Варяг" 27 января 1904 г. / Ю.И. Чернов // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. "Вооруженные силы России и Тула".- Тула, 1996.- С.23-26.- Библиогр. в примеч.

Чернов, Ю.И. В.Ф.Руднев и подвиг крейсера "Варяг": (по воспомин.участника боя Д.Я.Белоусова) / Ю.И. Чернов // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф.- Тула, 1997.- С.37-43.

Максименко, В. Славное имя «Варяг» / В. Максименко // Военные знания.- 1979.- № 2.- С.32.

О В.Ф.Рудневе.

Филимошин, М. Бессмертный подвиг: К 80-летию героического боя крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" / М. Филимошин // Военно-ист. журн.- 1984.- № 2.- С.79-82.

Гридчин, В. Подвиг «Варяга»: малоизвестные страницы / В. Гридчин // Коммунар.- 1999.- 18 февр.- С.6.

Надеждин, С. Командир легендарного крейсера / С. Надеждин // Заокский вестн.- 2000.- 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Петухов, А.А. Герои «Варяга» в Туле / А.А. Петухов // Коммунар.- 1969.- 10 сент.

В 1904 г. через Тулу проследовал поезд с матросами-варяжцами.

* * *

Уклеин, В.Н. У могилы легендарного командора/ В.Н.Уклеин// Уклеин, В.Н. От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих.- Тула, 1981.- С.78-80.

Крейсер "Варяг": (К 80-летию спуска на воду) // Календарь филателиста. 1979.- М., 1978.- С. 94-95.

О марках, посвященных крейсеру и В.Ф.Рудневу.

Шавырин, В. Последний и вечный парад капитана / В. Шавырин // Мир и музей.- 2000.- № 1-2.- С.134-137.
Об истории создания и деятельности музея В.Ф.Руднева в д.Русятино Заокского р-на.

Алешин, П. Вторая годовщина / П. Алешин // Заокский вестн.- 1998.- 15 янв.
О деятельности общественной орг. "Варяг" по увековечиванию подвига экипажа крейсера "Варяг" и его командира В.Руднева, созданной в пос.Заокский.

Большаков, В. Не сдается наш гордый "Варяг" / В. Большаков // Тул. известия.- 2001.- 3 февр.
О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В.Ф.Рудневе, о памятнике ему в д.Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.

Бороздинский, М. Родина контр-адмирала / М. Бороздинский // Новомосковская правда.- 1984.- 18 авг.
Яцкое д. Новомосковского р-на.

Онищенко, Н. Памятник командиру легендарного «Варяга» / Н. Онищенко // Коммунар.- 1956.- 30 сент.
Об открытии в Туле памятника В.Ф.Рудневу.

Подпалый, А. России служил верой и правдой: С церемонии открытия памятника В.Рудневу в д.Савино [Заокского р-на] / А. Подпалый // Заокский вестн.- 1992.- 15 авг.

Щербакова, М. Здесь жил В.Ф.Руднев / М. Щербакова // Мол. коммунар.- 1953.- 13 нояб.
Савино, д. Заокский р-н.

Шербакова, М. Вещи В.Ф.Руднева – дар музею / М. Щербакова // Коммунар.- 1960.- 15 мая.
В дар Тульскому обл. краеведч. музею переданы личные вещи В.Ф.Руднева.

Библиография

Агаева, И.В. 90 лет (1904) подвигу крейсера "Варяг". 10 лет со дня открытия (1984) музея В.Ф.Руднева / И.В. Агаева // Тульский край. Памятные даты на 1994 год: Указ. лит.- Тула, 1994.- С. 15-16.- Библиогр.: 13 назв.

Боть, В.И. 135 лет со дня рождения (1855) В.Ф.Руднева / В.И. Боть // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит.- Тула, 1989.- С.33-34.- Библиогр.: 7 назв.

130 лет со дня рождения (1855-1913) В.Ф.Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит.- Тула, 1985.- С. 22.- Библиогр.: 7 назв.

В.Ф.Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера "Варяг": (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год.- Тула, 1965.- С.48-49, фото.- Библиогр.: 7 назв.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 12:47 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Руднев Всеволод Федорович

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг".
Командовал крейсером капитан I ранга В.Ф.Руднев, опытный морской офицер. Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года.
Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением Яцкое Веневского уезда Тульской губернии (ныне территория совхоза "Большевик" Новомосковского района).
В сентябре 1872 года, успешно выдержав экзамены, В.Ф.Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время в России учебное заведение, готовившее офицеров для Военно-Морского флота.
В декабре 1902 года приказом по морскому министерству Всеволод Федорович был назначен командиром "Варяга". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проводил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.
Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших корабле русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии по заказу русского Адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в состав русского флота и прибыл в Кронштадт.


За месяц до начала русско-японской войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е.М.Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемулько для охраны русской миссии в Корее.
27 января 1904 года японская эскадра подошла к заливу Чемулько и остановилась на внешнем рейде.
Рано утром В.Ф.Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемулько до полудня, в противном случае японцы грозились открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту.
В.Ф.Руднев принял решение идти на прорыв. Крейсер вступил в бой с многократно превосходящими силами противника, потопил несколько японских судов, а когда кончились боеприпасы и возникла угроза его захвата, русские моряки сами затопили израненный крейсер. "Варяг" погиб, но не сдался.

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 1:50 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Песни о "Варяге".


Музыка Ф. Богородицкого
Слова Я. Репнинского

"Варяг"


Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской…
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской…

Мечутся белые чайки,
Что-то встревожило их, -
Чу!.. Загремели раскаты
Взрывов далеких, глухих.

Там, среди шумного моря,
Вьется андреевский стяг, -
Бьется с неравною силой
Гордый красавец «Варяг».

Сбита высокая мачта,
Броня пробита на нем.
Борется стойко команда
С морем, с врагом и огнем.

Пенится Желтое море,
Волны сердито шумят;
С вражьих морских великанов
Выстрелы чаще гремят.

Реже с «Варяга» несется
Ворогу грозный ответ…
«Чайки! снесите отчизне
Русских героев привет…

Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть:
В битве врагу мы не сдались -
Пали за русскую честь!..

Мы пред врагом не спустили
Славный андреевский флаг,
Нет! мы взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг»!

Видели белые чайки –
Скрылся в волнах богатырь,
Смолкли раскаты орудий,
Стихла далекая ширь…

Плещут холодные волны,
Бьются о берег морcкой,
Чайки на запад несутся,
Крики их полны тоской…

Февраль 1904





Стихотворение впервые появилось 17 февраля 1904 года (ст. ст.) в петербургской газете "Русь" за подписью "Я. Репнинский". Биографические данные о Я. Репнинском не установлены. Возможно, этот же автор создал опубликованное в октябре 1904 стихотворение "В дни войны", подписанное "Б. Репинский" и положенное на музыку Цезарем Кюи и А. Егоровым. Сейчас песня обычно называется по первой строке - "Плещут холодные волны", а с заглавием "Варяг" ассоциируется другая песня - "Памяти "Варяга" на Рудольфа Грейнца в переводе Евгении Студенской ("Наверх вы, товарищи...").


"Памяти "Варяга"


Наверх, вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

Свистит, и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов!
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобьем кромешного ада.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья.
И судно охвачено морем огня -
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.

Не скажут ни камень, ни Крест, где легли
Во славу мы Русского флага!
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель "Варяга"!

Слова этого стихотворения, ставшего в скором времени песней, первоначально написал "по свежим следам" на своем родном языке немец Рудольф Грейнц, восхищенный доблестью русских моряков. Его стихотворение было опубликовано в №10 мюнхенского журнала "Югенд" ("Юность") за 1904 г., а всего через пару недель переведено на русский язык и опубликовано в России - независимо друг от друга Н. Мельниковым и Е. Студенской. Русские читатели отдали предпочтение варианту перевода Е. Студенской, превратившемуся в знаменитую песню "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Он был переложен на музыку капельмейстером 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищевым, принимавшим участие в торжественной встрече и чествовании героев "Варяга" и "Корейца" на родине.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 2:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Из предисловия книги Вальтера Бекмана, который сам воевал во в Первую Мировую:


Порт-Артур! Во время моего детства это имя дало мне первое сильное впечатление o мужестве русского солдата. Пришла Мировая война. Мрачная героика осенних операций в Польше и последующие годы войны на востоке углубили это впечатление и обратили его в убежденность. Изучение минувших войн, Семилетней, Освободительной, Крымской дало мне полное представление об этом. Долгом чести я счел рассеять те превратные представления, которые держатся отчасти в Германии o старой русской Армии, дав понятие o coвершенном ею, об её подвигах, a также и o pycском солдате и его выдающихся качествах. Я выполнил намеченную мною задачу, поместив ряд статей в одном из самых крупных немецких ежемесячных журналов — «Deutsche Kriegsopferoersorgung»...


Вальтер Бекман . Немцы o Русской Армии.

Перевел и примечаниями снабдил ген. шт. ген.-м. В. В. Чернавин. — Прага, 1939.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
marquis
прапорщик


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 755

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 3:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Manfred писал(а):
marquis писал(а):
То есть топить крейсер и канонерку надо было в самом узком месте фарватера, да еще и мины выставить.

Только, Руднев, как и все наши моряки, был сильно ограничен в своих действиях - из- за возможных международных последствий, прежде всего с англичанами.

Поэтому наши вспомогательные крейсера вернули из начавшегося было рейда, Вирениус ничего не смог сделать против " Ниссина" и " Кассуги",а Руднев не пострелял по японским транспортам в Чемульпо. Я думаю, мины ему никто не позволил бы поставить - даже собственное начальство.

Начальство не позволило бы это верно и действовал Руднев по уставу. Просто иногда ради успеха дела надо нарушить устав и приказы начальства.
Что больше всего раздражает в РИ того времени это какое-то благоговение перед иностранцами. Что в Чемульпо, что в ПМВ на Балтике, когда первый же протест со стороны Швеции вызвал прекращение операций против немецких транспортов.

_________________
На все их вопросы
Един наш ответ:
У нас есть "Максим"
У них его нет.
(с) Британское колониальное творчество
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
marquis
прапорщик


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 755

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 4:43 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Manfred
"Немцы о русской армии" интересно
а где сама книга? Smile

_________________
На все их вопросы
Един наш ответ:
У нас есть "Максим"
У них его нет.
(с) Британское колониальное творчество
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Manfred
капитан


Зарегистрирован: 16.04.2009
Сообщения: 1186

СообщениеДобавлено: Пт Окт 16, 2009 5:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

marquis


Книга здесь :

militera.lib.ru/h/beckmann_w/index.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB