Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Воскресные школы для взрослых и детей Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Анастасия
рядовой


Зарегистрирован: 15.08.2009
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Пн Авг 17, 2009 8:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Воскресные школы в дореволюционной России - общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих), занятия в которых проводились по воскресным дням. Возникли в середине 19 в. по инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодёжи.
В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание. Потому одной из главных задач воскресной школы является – дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.
Взрослые сами способны читать и учиться. Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.
Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. «Будет ли человек исполнять то, чему его научили, – тайна его свободы. Но мы должны его научить», – говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.
Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: «Как построить семью на христианском фундаменте?».
За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.
Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей.
Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные - только в соотнесении с ней.
Стержневыми занятиями некоторых воскресные школ является сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Таким стержнем может быть, конечно, и преподавание Закона Божия, если получается.
Воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Анастасия
рядовой


Зарегистрирован: 15.08.2009
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Пн Авг 17, 2009 10:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Но вот огромная, ужасная проблема - детей нет. Перед детьми и их родителями постоянно встает выбор- куда пойти: в храм или на прогулку, в воскресную школу или на какой-то кружок. И выбор делается не в пользу храма и воскр.школы.

Как привлечь детей в воскресную школу?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 6953
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 17, 2009 11:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Служение Богу или потребление духовных благ?

протоиерей Константин Островский, директор ЦПВШ и настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, благочинный Красногорского округа Московской епархии.


Нам предложен для обсуждения вопрос: «Какое из церковных служений может и должна взять на себя Церковно-приходская (воскресная) школа, чтобы формировать в детях нравственную установку на служение Богу и ближнему, в противовес потребительскому отношению к Церкви?»

Вопрос не праздный, потому что расцерковлённое общество всё больше подменяет образование образовательными услугами и всё настойчивее отвергает веру в Бога, соглашаясь на её замену удовлетворением религиозных потребностей. Родители, приводя детей в воскресную школу, зачастую ожидают, что их чада получат в ней некий духовный продукт, который обогатит их души и сделает более успешными в жизни.

Можем ли мы – духовенство и педагоги – согласиться на такую установку? Разве что как на побочный эффект, потому что знания и добрые навыки, полученные детьми в воскресной школе, действительно, могу оказаться полезными им и в житейском отношении. Но главная задача воскресной школы не в этом и даже, вообще, лежит в другом измерении. Мы хотим, чтобы наши дети – независимо от избранных профессий и жизненных путей – становились здесь на земле сознательными и искренними служителями Божьими, а богатыми и успешными явились в вечности в Царстве Небесном.

Воскресная школа, как целое, сама есть важнейшее церковное служение, целью которого является воцерковление и церковное воспитание детей. Но это служение – служение духовенства и педагогов, в котором дети зачастую играют пассивную роль: их учат, их возят в паломничества, для них устраивают праздники и т. п. Чтобы воспитанники воскресной школы активно участвовали в церковном служении, нужно чтобы педагоги и священнослужители сами несли, кроме преподавания, некое дополнительное служение.

Image

Приобщаясь к нему, добровольно беря на себя долю труда и ответственности, делая одно дело вместе с авторитетными взрослыми церковными людьми, дети будут получать опыт служения, и есть надежда, что в их душах будет развиваться желаемая установка на служение Богу и ближнему.



Перечислим наиболее распространённые церковные служения:

- участие в богослужении

o алтарное служение

o клиросное служение

o уход за свечами во время службы

- участие в работах по храму

o служение церковниц (уборка и поддержание порядка в храме, уход за утварью и т.п.)

o квалифицированные строительные, отделочные и специальные работы

o реставрация

o уборка территории

o дежурство, охрана

- внебогослужебная деятельность внутри прихода

o средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет

o религиозное образование

o социальное служение

- внешняя деятельность

o взаимодействие с силовыми структурами

o работа с заключёнными

o молодёжная работа

o катехизация

o миссионерство.



Участие в богослужении

Участие мальчика в богослужении в качестве алтарника это очень хорошо. Мы знаем, что многие достойные священнослужители в детстве были алтарниками. Но участие мальчика в алтарном служении хорошо лишь при соблюдении следующих условий:

- в алтаре должна быть благоговейная обстановка, иначе вместо приобщения к высокому церковному служению получится великий соблазн;

- сам мальчик должен благоговейно относиться к алтарному служению;

- оно должно ему нравиться, быть по душе;

- оно должно быть именно служением, а не почётным пребыванием.

Нужно ещё учесть, что большое число детей не может одновременно находиться в алтаре. Выходом из положения является установка очерёдности, но, по моему опыту, эта проблема возникает редко или ненадолго, потому что не так уж много мальчиков, даже верующих, стремятся постоянно прислуживать за богослужением. И это, на мой взгляд, естественно, потому что сам Бог не всех призывает к священному служению.

Пение на клиросе – самое подходящее дело для воскресной школы. С этим, кажется, все согласны. Но, если мы хотим, чтобы оно было для детей служением, они должны быть к нему способны, и оно должно быть для них посильным. То есть уровень пения детского хора или ансамбля должен быть сравним с уровнем пения, вообще принятым в данном приходе. И дети вряд ли смогут петь на клиросе очень часто. Но, если уж пение детского хора за богослужением возможно, дети должны знать, что они по-настоящему участвуют в Божественной службе, что её благолепие и даже, в высоком смысле, осуществление зависит от них.

Участие детей во время службы в уходе за свечами довольно распространённое занятие, оно нравится детям. Плюсом является то, что это дело, в отличие от пения, не требует особого умения. Минус – то, что много детей этим делом не займёшь и что большие мальчики могут его стесняться. В те дни, когда в храме народ идёт со свечами целый день (например, в Великую субботу или на Крещение), помощь воспитанников воскресной школы в уходе за свечами может быть очень существенной.



Участие в работах по храму


Участие детей в работах по храму само по себе очень неплохо. Но реставрационные работы требуют особой квалификации, и к ним не всегда можно привлекать даже опытных рабочих, если они не являются реставраторами. Некоторые общестроительные и специальные работы связаны с опасностью (работа на высоте, электромонтажные работы и прочее), поэтому даже больших детей без особой подготовки и соблюдения требований техники безопасности допускать к ним нельзя.

Если подросткам поручается следить за порядком, важно, чтобы это было безопасно для них и чтобы дети не превозносились (особенно над взрослыми).



Внебогослужебная деятельность внутри прихода

Выпуск стенных и не стенных газет, радио- и видеопрограмм, создание и поддержание сайта воскресной школы – вполне естественные и, думаю, распространённые занятия.

В ряде случаев старшие ученики воскресной школы могут участвовать в преподавании младшим, более сильные ученики могут помогать слабым. В нашей воскресной школе такое практикуется постоянно, и дети в этом отношении оказывают весьма ощутимую помощь педагогам.

Что касается социального служения, то оно во многих смыслах весьма желательно и полезно. Но для того чтобы воспитанники воскресной школы полноценно в нём участвовали, необходимо, чтобы социальное служение было одним из основных направлений деятельности воскресной школы, чтобы педагоги сами несли это служение и увлекали за собой детей.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.

Последний раз редактировалось: Дроздовский (Пн Авг 17, 2009 11:17 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 6953
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 17, 2009 11:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Внешняя деятельность

Пастырская работа с молодёжью, понятно, не детское занятие. Взаимодействие с силовыми структурами возможно для воскресной школы как форма социальной или миссионерской работы.

Привлекать детей для работы с заключёнными не следует, потому что это может быть очень опасно; разве что дать для заключенных концерт или подготовить подарки к Рождеству или Пасхе. Но нельзя допускать личного контакта детей с заключёнными – ни устного, ни письменного. Пусть этим занимаются взрослые воцерковлённые люди.

Катехизаторская и миссионерская деятельность воспитанников воскресных школ возможна, но только поверхностная: выступить с концертом, сделать выставку, подготовить и раздать подарки к празднику. Всё это и многое подобное может располагать людей к Церкви и поэтому имеет миссионерское значение. Но в собственном смысле готовить людей к крещению и первой исповеди или распространять Православную веру среди неверующих, дети, как правило, не способны.

Иногда – очень редко – это бывает само собой, когда, например, православному подростку удаётся одновременно: не скрывать своей веры от одноклассников, поддерживать с ними добрые отношения и не позорить Церковь своими поступками. Такое достойное душевное устроение может быть плодом благого воздействия воскресной школы, но это не может быть организовано воскресной школой и, вообще, не может быть организовано.



Мы рассмотрели некоторые внешние моменты, необходимые для того, чтобы воскресная школа давала своим воспитанникам установку на служение Богу и ближнему. «Работать» же эти моменты будут по мере того, насколько сами педагоги, общаясь с детьми, служат Богу, а не просто выполняют какие-то действия по каким-то частным мотивам.

Потому что своим отношением мы можем и уход за больными, и пение на клиросе, и даже – страшно сказать – предстояние алтарю превратить в «какое-то действие». А можем и уборку снега сделать служением, если будем убирать его, желая, чтобы наши ближние не скользили и не падали, и молясь о них в сердце. Заботясь о церковном воспитании детей, нам – духовенству и педагогам – следует всегда помнить, что больше всего воздействует на детей наше внутреннее устроение.



Катехизация взрослых через церковно-приходскую воскресную школу



1. протоиерей Борис Балашов, директор воскресной школы и настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Московской епархии


В православном Символе Веры сказано: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Таким образом, Сама Православная Церковь именует Себя «Апостольской», указывая этим на Свое происхождение: Она ведет начало от Апостолов Христовых и устроена ими. Но само только историческое происхождение от Апостолов не сделало бы «Апостольство» существенным свойством самой Церкви Христовой.

Апостольство означает «посланничество».

Иисус Христос «послан» благовествовать Своим Отцом (Лк. 4, 43). И Сам посылает Своих учеников на проповедь (Мф. 10, 16; Лк. 10,1–3)

По Воскресении Господь сказал Своим Апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19–20).

Церковь есть таинственное Тело Христово, Глава Которой – Сам Иисус Христос. Она послана в мир являть и возвещать Истину Христову и Царство Божие. Потому Церковь и является Апостольской, что Она призвана к Апостольству в нашем многогрешном мире.

Это апостольское служение Православной Церкви Христовой осуществляется разными путями. И один из них в нашем разцерковленном мире должны являть церковно-приходские школы для взрослых.

В Церкви, естественно, есть люди разных возрастных групп. Большое внимание уделяется воцерковлению детей в детских воскресных школах. И хотя я бы не признал в целом удовлетворительной эту работу, однако такому служению уделяется много внимания. О проблемах детских воскресных школ пишут, их обсуждают. Много верующих людей самоотверженно трудится в деле воцерковления подрастающего поколения.

Но ведь Церковь не из одних детей состоит. Большая часть прихожан –взрослые люди. Однако воцерковлению взрослых прихожан, хотя их и большинство, уделяется крайне мало внимания.

Если мы постараемся объективно оценить эффективность работы благополучных детских воскресных школ, то, наверное, процент воцерковления обучавшихся, в лучшем случае, составит 5–10% от общего количества обучающихся. А вот эффективность воцерковления взрослых в хороших взрослых воскресных церковно-приходских школах составит 80–90%, а то и более. И, тем не менее, катехизации взрослых уделяется крайне мало внимания.

В настоящее время абсолютное большинство прихожан не имеют религиозного воспитания. Они из мира неверия приходят в мир веры. Но вот какими они станут прихожанами –­ то ли поверхностно воспринявшими ритуально-обрядовую жизнь Церкви, то ли сознательными и активными членами Церкви ­– зависит от того, чему мы научим их в наших приходах.

Будущее нашей Церкви очень во многом зависит от того, в какой степени наши прихожане воспримут Христово Евангелие и будут стараться строить свою жизнь по заповедям Христовым.

Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного – Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна – глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

1. Коснусь опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда двадцать лет она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: «Изучай с прихожанами Символ Веры».

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски.

Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры.

Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках.

2. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась четкая логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим – человеком. Для того чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

Исходя из всего сказанного, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, – грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны ­– католики и протестанты, а с другой – православные. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

После этого, поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися прихожанами. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым: «Апокалипсис святого Иоанна Богослова»; а также «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и «Апокалипсис в учении древнего христианства» Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.

Последний раз редактировалось: Дроздовский (Пн Авг 17, 2009 11:23 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 6953
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 17, 2009 11:15 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

3. Опробован и другой вариант изучения основ Христианского вероучения. Это изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Отктоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И, самое главное, репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее, в хронологическом порядке, освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря и до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания –­ праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

В этом случае изучение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания.

4. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее ­– из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И уж, конечно, в Минеях глубоко осмысляются темы праздников.

Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Приведу один только пример. Для чего Рождается Иисус Христос? Какова цель Воплощения?

Читаем тропарь предпразднства Рождества Христова: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ».

Дадим конспективное объяснение: Божия Матерь имеет во чреве бессеменно зачатого Сына. То есть, сбывается Первоевангелие, открытое людям после грехопадения в третьей главе Бытия: именно Семя жены поразит главу змия, то есть нанесет сокрушительное поражение диаволу. Тот, кто будет зачат во чреве без соединения мужской и женской клетки, победит змия –­ диавола.

Когда Христос родился, люди не захотели потесниться и дать Ему место, только бессловесная скотина подвинулась в хлеву. И эта пещера, бывшая сараем для скота, стала для Богоматери и для нас с вами «Красной палатой», то есть дивным храмом и дворцом. Куда приходит Бог, там все преображается. Где присутствует Бог, там сияет вечная духовная красота. И по сей день это место является великой христианской святыней – мы говорим о храме Рождества Христова в Вифлееме.

Человек является образом Божиим, но грехопадением этот образ в людях изуродован, человечество больно грехом. Цель Христова Воплощения – «прежде падший воскресити образ». Не простить человека, не забыть о его греховном состоянии, а обновить его. Что и совершает Господь Крестом, Воскресением и основанием Церкви Христовой. Именно в ней в таинственном соединении со Христом и обновляются – духовно воскресают – верующие люди.

Таким образом, суть спасения состоит в духовном преображении человека, в победе над греховным искажением человеческой природы.

Конечно, в живом обсуждении можно и нужно сказать гораздо больше.

Я говорил о тех системах катехизации взрослых, с которыми сам знаком.

Просветительская работа со взрослыми в церковно-приходских школах интересна, необходима, востребована и очень эффективна.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Анастасия
рядовой


Зарегистрирован: 15.08.2009
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Вт Авг 18, 2009 8:11 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Но вопрос остается открытым!
К примеру, ученики приходят только к занятиям т.к. они из не воцерковленной семьи. таким образом их трудно, а порой и не возможно привлечь к участию в богослужении. Ну даже предположим,что ребенок ходит и на службу,но ведь всех мальчиков школы не возможно да и не сотит отдавать в алтарники. пение на клиросе -для этого должен быть певческий голос и детский хор. не будет же ребенок петь в хоре со взрослыми или старушками, ему это не интересно. Участив в работах по храму можно поручить уже старшим детям, но порой и это бывает лишь перед праздниками (чтобы украсить храм). Стенные газеты, искать материал- все это проводится внутри школы, это задается педагогом. Но опять же ,это как вариться в собственном соку. Туристические кружки ? Но для этого нужно организовать кружок,найти руководителя и т.д.
И все же многие ученики редко ходят, а иной раз бросают воскресную школу из-за спортивных секций или же из-за противления их хождению в воскресную школы родителям (не воцерковленным, а порой даже прихожанам).
ПРОБЛЕМА заключается в том, что люди не имеют полного познания о воскресных школах,о том как они важны в воспитании человека (я это знаю т.к. даже прихожане нашего храма не отдают своих детей в воскресную школу, они считают, что хождления на службы и их родительского воспитания достаточно,а воскресная школа - это очередной кружок, на который не стоит тратить время).
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 6953
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 18, 2009 8:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Анастасия писал(а):
Но вопрос остается открытым!
К примеру, ученики приходят только к занятиям т.к. они из не воцерковленной семьи. таким образом их трудно, а порой и не возможно привлечь к участию в богослужении..


Немного об опыте воскресных школ г. Москвы:

Прошло примерно 10 лет с того времени, как начался активный процесс возрождения деятельности воскресных школ. Самые старшие школы в Москве появились в 1990-92 годах. Раньше – буквально единичные примеры (1986, 87, 89 гг.). Массовым стало рождение воскресных школ в последние три года. С 2002 г. по 2005 г в Москве возникло 35 новых воскресных школ. Появился некоторый опыт работы воскресных школ, наблюдения – какие школы растут, приобретают все больший вес в своем округе и значение, активно вливаются в процесс воспитания подростков своего района, и напротив – почему школы сворачиваются, не развиваются, ограничиваются только небольшим кругом прихожан. Это связано, как показывает анализ ситуаций в воскресных школах, с содержанием и формами обучения, с заинтересованностью педагогов и настоятелей в развитии воскресной школы.
За 15 лет накопились определенные знания, идеи, представление о том, какой должна быть воскресная школа на современном этапе.

В воскресную школу сейчас приходят интересные творческие люди, и это дает основание поднимать выше планку воскресной школы. Позиция многих настоятелей приходов способствует притоку ярких личностей в воскресную школу, неравнодушных, энтузиастов, профессионалов в своем деле. Они привносят в школу новые мысли, новые формы работы.
Медленно, постепенно, но идет процесс укрепления, возмужания воскресных школ. По большей части, воскресная школа сейчас это не “посиделки” маленькой группы прихожан с детьми, но интересные и во многом творчески перспективные коллективы. О них знают в префектурах, управах муниципальных округов, поддерживают их.
Кроме того в последние годы идет процесс развития системы воскресных школПрежде деятельность воскресных школ в большинстве своем ограничивалась рамками одного прихода. Но сейчас появились новые тенденции: воскресные школы стремятся к объединению и взаимодействию друг с другом. Опыт такой деятельности реально существует. Несколько школ объединяются для проведения: совместных праздников, паломнических поездок, спортивных и других культурно-массовых мероприятий. Ряд школ объединяются для того, чтобы создать крупные театрально-хоровые коллективы. Подобное начинание вызывает большой интерес как со стороны молодежи, так и со стороны административных структур, которые видят, что церковь является той силой, которая способна решать самую главную задачу сегодня – воспитание подрастающего поколения. Объединение школ увеличивает силу воздействия воскресных школ как на самих воспитанников, так и на всех окружающих. Одна школа не может сделать того, что может сделать несколько школ, объединившись вместе.
Кроме того, система воскресных школ, и это уже очевидная тенденция, начинает взаимодействовать с общеобразовательными школами. Перед нашими глазами происходят удивительные события, свидетелями которых мы являемся и не можем не говорить об этом, потому что это бесспорный факт, это не единичные явления, это естественный процесс. Как только у церкви появляется возможность нести свое слово в детский сад, в школу, в интернаты, мы наблюдаем, как меняется все там, куда это слово приносится. Воскресная школа и священник предлагают общеобразовательным школам даже не предмет Основы Православной Культуры, а реальную организацию внешкольной жизни подростков, такую, какую не может (по признанию самих педагогов) дать сегодняшняя общеобразовательная школа. Например, воскресная школа обращается с предложением показать в общеобразовательной школе на благотворительной основе спектакль своей театральной студии, и естественно, получает согласие администрации. Спектакль был показан, он назывался “Исповедь”. После него стали подходить дети и спрашивать, как можно исповедаться и причаститься: воскресная школа пополнилась детьми из общеобразовательной школы.
Священник из другой воскресной школы выступил с предложением проводить в школе бесплатные совместные футбольные тренировки и турниры между командами воскресной и общеобразовательной школы. А перед началом и в конце этих спортивных мероприятий естественно, верующие дети молились и к молитве мог по желанию присоединиться любой.

Так складывается система, о которой мы говорили. Они не придумана кем-то, она вырисовывается со все большей очевидностью, и является реальной потребностью времени. В полной мере можно сказать, что система воскресных школ г. Москвы укрепляется и развивается.
Все это позволяет выходить на уровень обобщающих наблюдений, на уровень концепции современной воскресной школы. Это не означает, что должна быть выработана некая единая модель со стереотипным наполнением, но сформулированы определенные принципы, позиции, согласно которым будет развиваться современная воскресная школа. Приходится иногда слышать о необходимости унификации школьных программ, и единообразии научно-методического обеспечения школ. Этот вопрос имеет две стороны. С одной стороны, некая исходная методологическая база, безусловно, должна быть, особенно в преподавании обязательных церковных дисциплин. Но это должна быть именно исходная база – для начинающих педагогов, для формирующихся школ. А дальше должно быть развитие, своя инициатива, свои конкретные методики, формы работы, учитывающие возраст детей, их особенности, потенции самой школы.
С другой стороны - разнообразие школ, о котором мы уже говорили, вряд ли может вписаться в какую-либо единообразную “спущенную свыше” программу. В одной школе ценно одно, в другой – другое. Есть обязательные общецерковные дисциплины, есть пение и другие разные формы участия в богослужениях, есть церковные праздники, отмечаемые детьми школы и родителями, есть совместные паломнические поездки. Но есть и специальные направления развития детей под эгидой церкви – спортивные, научно- технические, художественные. У каждой школы – своя программа.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Анастасия
рядовой


Зарегистрирован: 15.08.2009
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Вт Авг 18, 2009 8:59 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В этом году нашей воскресной школе имени Царственных мучеников при Свято-Успенском храме г. Белореченска 15 лет! Но все же проблемы остались. Нет,проблемы будут всегда (а как иначе, ведь это путь к Богу), но проблема по привлечению детей,по закреплению их в школе велика.
На ша школа участвует в спектаклях городского уровня, проводит концерты, лекции, беседы куда приглашаются дети из общеобразовательной школы. В последние годы мы активно посещаем храмы других городов, монастыри, святые источники, проводим крестные ходы. Мы также просто организуем отдых на природе. На все праздники проводим мероприятия, спектакли, учим песни, участвуем в фестивалях православной песни края, выпускаем журнал нашей школы….Но во всех этих мероприятиях участвует лишь малая часть детей, записанных в нашу школу. Очень многим даже это!!! Не интересно. И во многом эта проблема исходит опять же от их родителей (напомню, от людей ходящих постоянно в храм, воцерковленных). А что же касается объединения воскресных школ……..тут странное отношение. Есть конечно единицы, желающие взаимодействовать. Но вот даже группы воскресных школ в интернете не хотят общаться с нашей. Весьма странно и обидно. Sad
Все же проблема в массе людей, которая не хочет признать воскресную школу как важное звено в воспитании личности. Не верующие боятся отдавать детей в воскресные школы, а верующие просто заблуждаются и не хотят познать всю глубину системы
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
marquis
прапорщик


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 755

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 10:10 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Анастасия, вроде вывод очевиден: вам надо объяснитиь родителям зачем их детям ходить в вашу школу. Если у вас целевая аудитория - прихожане, то прямо в церкви и сделайте это.

_________________
На все их вопросы
Един наш ответ:
У нас есть "Максим"
У них его нет.
(с) Британское колониальное творчество
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Масловъ
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 2826

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 3:29 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Воскресные школы нужны для нравственного воспитания молодежи нужны, безусловно. В Дореволюционной России они имели большое распростаранение.

Воскресные школы, в дореволюционной России общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих), занятия в которых проводились по воскресным дням. Возникли в середине 19 в. по инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодёжи. Одна из первых школ была открыта в 1858 в Полтаве кружком учителей гимназии, кадетского корпуса, женского института и др. В 1859 в Киеве группа студентов и профессоров организовала В. ш. с разрешения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова; в её работе активное участие принимал профессор П. В. Павлов. В течение 2—3 лет в Петербурге, Москве и других городах России было открыто сотни школ, затем это же произошло и в остальных городах и поселках Российской Империи.

_________________
Такъ громче, музыка, играй победу!
Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два!
Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру
Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Масловъ
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 2826

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 3:32 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Европе и Сев. Америке.

Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Так, под руководством Н.И. Пирогова, студенты Киевского университета имени Святого князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (для преподавания Закона Божия приглашались священники).

Вот что писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье "Воскресная школа": "Различие между этой воскресной и обычными казенными школами и в приемах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы для нас - предмет необходимости".

Действительно, возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания (в статье "Воспитание и образование").

_________________
Такъ громче, музыка, играй победу!
Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два!
Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру
Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Масловъ
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 2826

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 3:39 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Анастасия писал(а):

Все же проблема в массе людей, которая не хочет признать воскресную школу как важное звено в воспитании личности.


За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ

_________________
Такъ громче, музыка, играй победу!
Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два!
Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру
Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Зорин Виктор
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 06.01.2009
Сообщения: 2240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 10:00 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Анастасия затронула очень интересную и важную тему.
За это ей большое спасибо.
Безусловно: тягу к церкви должны прививать родители.
Личным примером, как в старые времена.
Моя дочка не ходила в воскресную школу, но всегда посещает с нами храмы, когда мы вместе гуляем.

Маркиз сделал очень дельное предложение о том, что объявление и призывы ходить в ВШ должны исходить от батюшки в той церкви, которая организует школу.
Это - авторитетно и логично.

Сейчас, как мы знаем, начинается государственная программа преподавания в школе (общеобразовательной) Основ религии.
Это - очень важно. Считаю это решение также большой победой религиозных деятелей, ратующих за нравственность и духовное воспитание.


Мне кажется, в этом контексте и священнослужители могли бы выступать в школах и проводить "уроки духовности" по желанию родителей.
Также и прихожане, поддерживающие благое начинание могли бы с согласия учителей (а среди них много верующих) делать объявления о беседах в воскресной школе.

_________________
Русские своих не бросают
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Анастасия
рядовой


Зарегистрирован: 15.08.2009
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2009 12:43 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Аудитория родителей весьма разная. В храме батюшка рассказывает о школе, мы вывешиваем объявления, выпускаем журналы. И стоит отдать большое должное нашему священнику – с его помощью мы проводим многие мероприятия, встречи; ему не безразлична судьба этих детишек. Собственно многие родители (прихожане храма) сознают нужность воскресных школ, но лишь на словах. Своих же детей они приводят раз в месяц и по праздникам (Рождественские елки, Пасхальные спектакли. Т.е. тогда, когда их детям можно выступить на концерте. Да и то обижаются, почему их детей не всегда берут(даже не задаются вопросом что на те же репетиции спектакля нужно ходить и что-то учить)).Чаще более осознанно водят в школу детей родители не воцерковленные, и именно через хождения и ними на занятия, присутствия на занятиях, они приходят в храм. Это очень приятно, но таких не много.

Согласна с Масловымъ, что за годы советской власти были утрачены представления не только о вере, но и о воспитании в развитии детей. О духовном воспитании. И очень больно, что проблемы создают свои же прихожане.

Хотелось бы большего стремления к объединению и взаимодействию воскресных школ и помощи со стороны не только духовенства, властей, но и самих родителей. Ведь именно все вместе, объединившись, мы сможем правильно воспитать детей и возрождать Россию.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Еленка
генерал от инфантерии


Зарегистрирован: 19.02.2009
Сообщения: 1620
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Авг 21, 2009 10:06 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Анастасия писал(а):
Хотелось бы большего стремления к объединению и взаимодействию воскресных школ и помощи со стороны не только духовенства, властей, но и самих родителей. Ведь именно все вместе, объединившись, мы сможем правильно воспитать детей и возрождать Россию.


Не огорчайтесь, так как это только первые шаги и должно пройти какое-то время, чтобы люди потянулись и поняли необходимость церковного воспитания для своих чад. Вот всегда легче развалить, чем построить, а чтоб построить-нужно масса общих усилий. Как известно, чтобы дерево начало приносить плоды, его сначало нужно полить, взростить и т.д. Но если бы у нас была чёткая политика в этом отношении, дело пошло бы в десять раз быстрее.

_________________
Мы русские и с нами Богъ!
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеAIM Address
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB