Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Отношение большевиков к русским святыням и памятникам Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 10:40 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кронштадский Морской собор:
Image

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор – главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм – место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов.

Основные идеи создания Морского собора были сформулированы еще до его строительства. "Храм этот должен быть вместе с тем и памятником чинов флота, чтобы, входя в него, они не только слышали слово Божие, но и читали на стенах его всю историю флота, имена всех деятелей, покрывших себя славою, принесших пользу родине…" писал один из инициаторов строительства собора адмирал Н.И.Казнаков . Высокая идея храма-памятника нашла отражение в самом его облике – главный собор Российского флота имеет прообразом важнейшую святыню православия – Святую Константинопольскую Софию. Автор проекта – архитектор Василий Косяков создал великолепный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площад.

Главной задачей было собрать воедино имена всех моряков-героев, положивших жизнь за Великую Православную Россию. "На памятных досках в Сборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин).. Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские".

Также предполагалось создать при храме небольшой музей, посвященный морякам: "В этом храме могут быть сосредоточены трофеи морских побед, удобные для помещения в церковь и не забранные в другие места, сохранившиеся знаменные флаги экипажей (хранящиеся ныне в Арсенале), иконы, как воздвигаемые в память погибших судов ("Лефорт"), так и пожертвованные в экипажи или на суда. Последние должны храниться в особой ризнице при храме с означением, какому кораблю или экипажу принадлежали"

И конечно, главное, это молитва. Морской собор был задуман как "храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота"[8].

Около тысячи имен офицеров, погибших с 1695 по 1910 годы были помещены на памятные доски храма. Тексты включали имена, звания, дату и обстоятельства гибели. Так в Чесменском сражении "24 июня 1770 г. При взрыве корабля "Евстафий" погибли лейтенанты Александр Бологовский, Герорг Гдель, Александр Трусов…", В списках героев японской войны командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров, начальник штаба флота контр-адмирала Михаил Молас, художник Василий Верещагин, защитники Порт-Артура и герои Цусимы. А за ними, как предзнаменование будущей трагедии – погибшие во время мятежей 1905-1906 годов от рук своих же матросов командир Черноморского флота вице-адмирал Григорий Чухнин, командир Петербургского порта вице-адмирал К.П.Кузьмич

Эти имена заняли немногим больше половины из подготовленных 130 досок – были оставлены места для новых героев, и для наших с вами современников. Думалось, что Морской собор будет вечным памятником, вечной могилой, местом вечного поминовения. О славных подвигах, о великих сражениях, о слезах вдов ныне напоминают нам только пустые коричневые прямоугольники в превращенных в коридоры галереях.

Местом для строительства храма была избрана Якорная площадь, которая располагалась в центре Кронштадта — между Старым (Петровским) и Новым Адмиралтейством.

Общая стоимость Морского собора в 1913 году составила 1 995 000 рублей. 1675 000 рублей отпустила казна (в основном, храм строился на государственные деньги). Были и пожертвования: кроме Высочайших особ и частных лиц (известно, что большие суммы, в частности, жертвовал на Морской храм батюшка Иоанн Кронштадтский), пожертвования собирали также и чины Морского ведомства, постановившие с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение храма 0,25% с жалованья, столовых и морского довольствия. К 1913 году эта сумма составляла 280 000 рублей.

8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и Царской семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В.А. Косякова. За образец архитектор взял святыню Православия — константинопольский храм святой Софии.

Храм был трёхпрестольный. Центральный придел был освящён во имя святого Николая Чудотворца, правый — во имя преподобного Иоанна Рыльского (в честь Небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского), левый — в честь святых апостолов Петра и Павла. Карнизы, купол и стильные греческие хоросы подсвечивались 5-ю тысячами электрических лампочек.

К сожалению, Кронштадтский Морской собор, освящённый в 1913 году в честь Святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя по морю плавающих — лишь четыре года просуществовал как главный храм-памятник российских моряков.

Собор закрыли 1 июня 1929 года — для устранения всякой "церковности" и оборудования в нём кинозала. 14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся большой антирелигиозный митинг. С уникального, единственного в мире храма-памятника торжественно сбросили 16 колоколов (с семнадцатым — самым большим — не смогли справиться) и все семь позолоченных крестов. А потом с рельефных орнаментов куполов (главного и двух звонниц) смыли позолоту, отломали позолоченные подзоры икон, разрушили потрясающей красоты мраморный иконостас, заштукатурили мозаичные иконы, закрасили росписи внутри Собора, разграбили реликвии из галереи военно-морской славы, изъяли всё церковное имущество и утварь.
В 50-е годы, в результате варварской переделки собора под кинотеатр, в его стены были врезаны металлические конструкции подвесного потолка (из-за которых сегодня по телу храма идут трещины), соорудили балкон и перегородки, на месте алтаря оборудовали сцену.

Атирусская большевисткая власть, в очередной раз наплевав на русские святыни, предала Храм поруганию, а военно-морские реликвии- разграблению

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 10:49 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

27 мая 2009 г. в Санкт-Петербурге на территории судостроительного предприятия "Адмиралтейские верфи", у поклонного креста, установленного на месте воссоздания храма "Спас-на-Водах" – уникального памятника погибшим морякам во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. – была отслужена панихида в память о погибших в Цусимском морском сражении моряках.


Санкт-Петербургский храм Спаса-на-Водах: возвращение из забвения

В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах – уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. – был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования
Его строительству предшествовало образование в Санкт-Петербурге небольшого кружка лиц, поставивших задачу добиться "высочайшего разрешения" на это благое дело. Кружку покровительствовал контр-адмирал Н.М. Яковлев – начальник Главного морского штаба, доклад императору Николаю II с проектом строительства представил министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин. "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков", – собственноручно начертал император на докладе 22 ноября 1908 г. (Здесь и далее даты (до 31 декабря 1918 г.) приводятся по старому стилю), а в своем рескрипте на имя П.А. Столыпина от 19 февраля 1909 г. отметил по этому поводу следующее: "Запечатлев неизгладимо в сердце моем прискорбное воспоминание о тяжких жертвах, понесенных русским народом в печальную годину минувшей войны, я считаю своим долгом совести почтить великий подвиг доблестных сынов России, бестрепетно положивших на поле брани жизнь свою за честь родной земли. Да будет память о них священна. Да сохранится она из века в век, озаренная благостным сиянием Православной Церкви и непрестанно обновляясь в бесчисленных молитвах, возносимых за погибших воинов к Престолу Всевышнего".

Своею волею Николай II учредил " Особый комитет для повсеместного в России сбора пожертвований на постройку храма в память русских моряков, погибших в Цусимском и других боях" под почетным председательством великой княжны Ольги Константиновны – греческой королевы, дочери великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, создателя парового флота ("Королева эллинов" великая княжна Ольга Константиновна была попечительницей многих морских кораблей, экипажей, создательницей мемориального кладбища русских моряков, погибших за освобождение Греции. Встречая русские корабли на своей второй родине – Элладе, Ольга Константиновна, поднимаясь на борт, склонялась и целовала палубу. В Афинах ею был создан "старческий дом" для русских с церковью, действующий и поныне); руководство строительством возложил на ее брата Константина Константиновича – президента Академии наук, знаменитого русского поэта, писавшего под псевдонимом "К.Р.". Непосредственной разработкой проекта занимался М.М. Перетяткович – видный петербургский архитектор, крупнейший представитель стиля модерн ; инженером-строителем был назначен С.Н. Смирнов – губернатор Павловска, археолог и знаток старины.

В качестве прообраза будущей постройки были выбраны древние домоногольские храмы XII в. владимиро-суздальской земли: Покрова-на-Нерли и Дмитриевский собор, возведенный во Владимире. Новый храм проектировался двухэтажным: он должен был состоять из нижнего храма (во имя Св. Николая Чудотворца) и верхнего (во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя), соединяться крытой галереей с башней, где должен был располагаться морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, также галереей с домом причта.

Уникальность новому храму придавало огромное мозаичное изображение Спасителя, предполагаемое для размещения в его заалтарной части. В эскизном виде оно было выполнено Н.А. Бруни – академиком живописи – по сюжету (кстати, подсказанному моряками) известной евангельской притчи о Спасителе, шествующем по Водам и благословляющем всех пришедших к Нему под своды храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя, храм и получил народное название Спаса-на-Водах. Три мозаичные иконы также на сюжеты "Несение Креста", "Моление о Чаше" и "Нерукотворный Спас", выполненные по эскизам великого русского художника В.М. Васнецова его дочерью Татьяной, предполагалось соответственно разместить на столбах внутри храма и над воротами звонницы. Иконостас, был задуман в византийском стиле, а завесой Царских Врат должен был служить Андреевский флаг.

Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге. Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала. На стенах и пилонах храма были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков: 12 тысяч имен от флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова до безвестного матроса. Их сбор по спискам Морского штаба выполнил капитан 2 ранга Г.Н. Мазуров (В 1918 г. Г.Н. Мазурова вместе с сотнями других мучеников большевики сбросили в море у Толбухина маяка). Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием, а также размещались иконы и их копии из корабельных церквей крейсеров "Варяг", "Севастополь", "Ретвизан" и др.

22 октября 1909 г. с разрешения Священного Синода был устроен церковный сбор в пользу сооружаемого храма-памятника. Благодаря этому на берега Невы стали приходить пожертвования со всех концов Российской империи. Сбор средств продолжался недолго – всего около года. В ходе него было собрано 302 888 руб


По предложению вице-aдмирaла И.К. Григоровича – будущего морского министра (1911-1917 гг.) – для строительства храма Морское ведомство выделило свою территорию, расположенную вблизи Ново-Адмиралтейского завода, напротив Морского кадетского корпуса, где со стапелей сходили на воду корабли российского военного флота. Надо заметить, что это предложение было восторженно принято всеми членами Строительной комиссии храма и одобрено императором: "Пусть видят юноши – будущие флотские офицеры, как Родина помнит и благоговейно чтит имена их старших братьев и товарищей, погибших на войне". Кроме того, храм, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне – подворье Оптиной Пустыни), должен был символизировать южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Так выглядел храм:

Image

15 мая 1910 г., в день 5-й годовщины Цусимского сражения, была осуществлена закладка храма. Ее освящение произвел епископ Вологодский Никон. В углубление закладной доски королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

14 сентября 1910 г. на купол возведенного храма был поднят и установлен золоченный крест, в силуэте которого отчетливо просматривались стилизованные штурвал и якоря. 29 июля 1911 г. в день памяти великомученика Пантелеимона, считавшегося с петровских времен покровителем русского флота, из Адмиралтейского собора Св. Спиридона в храм Спаса-на-Водах в сопровождении моряков 2-го Балтийского экипажа было торжественно перенесено знамя Квантунского флотского экипажа, спасенного в Порт-Артуре в 1904 г. Его установили у иконостаса. На следующий день состоялось освящение нижнего храма и поднятие колоколов (Среди отличившихся при постройке храма были люди разных сословий и профессий: И.И. Глазунов – Санкт-Петербургский городской голова, способствовавший получению от города пожертвования в 22 500 руб.; Н.И. Григорьев – доктор медицины, безвозмездно лечивший всех рабочих, отец порт-артурского врача во время войны с Японией; артель каменщиков – жителей деревень Тверской губернии под началом Ефрема Матросова и Ивана Михайлова, и др).

31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера "Адмирал Макаров" и "Богатырь", миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда. На Английской набережной, близ храма, были выстроены "со знаменами, штандартами и хорами музыки, при начальствующих лицах" рота Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища, роты Гвардейского и 2-го Балтийского флотского экипажей, морские команды стоящих рядом кораблей. В 10 часов утра на яхте "Александрия" из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение. К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г.

С того времени величавый, облицованный белым камнем, златоглавый храм Спаса-на-Водах, стал символическим пантеоном, погибшим в морской пучине наших соотечественников "за Веру, Царя и Отечество", символом благодарной народной памяти. Одновременно он стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нем музее хранилось собрание Православных святынь и морских реликвий. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 10:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

И в совдеповское время:

После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков (О. Владимир Рыбаков – выходец из сельского духовенства, служил в сельских приходах, в 37 лет поступил в Петербургскую Духовную академию, из которой вышел кандидатом богословия. По ее окончании был назначен настоятелем храма Спаса-на-Водах. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. о. Владимир был призван на защиту Отечества и стал старшим священником Генерального штаба русской армии. В 1917 г. вернулся в Спас-на-Водах, где одновременно с исполнением своих прямых обязанностей священника стал работать над трудом о гимнографе IX века Св. Иосифе Сицилийце, который закончил в 1926 г. (один экземпляр книги о. Владимира "Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность" ныне хранится в музее Московского института инженеров транспорта). О. Владимир – известный в академических кругах ученый-богослов – дважды отклонял предложения уехать за границу, хотя, наверное, и понимал, как рискует: арестованный большевиками, он умер от побоев в тюрьме в марте 1934 г).

В 1918 г. бронзовые доски с именами павших моряков были пущены на переплавку, а в 1931 г. по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма , псвященного памяти русских моряков и содержавшего имена павших моряков в русско-японскую и первую мировую.


Под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 г. храм Спаса-на-Водах – неотъемлемая часть истории российского военно-морского флота – и мост через Ново-Адмиралтейский канал, были взорваны. В облаке грязной пыли рухнули некогда белоснежные стены, близлежащие берег Невы и ее набережная были усыпаны ковром смальты от разлетевшихся на мелкие части драгоценных мозаик. Как вспоминали очевидцы, люди еще долго приходили к руинам, чтобы взять на память "священные камушки", а со дна неглубокого Ново-Адмиралтейского канала смотрел Лик Христа, но потом и его не стало.



В наши дни:

В нашей стране о разрушенном храме-памятнике публично заговорили только в 1988 г., а два года спустя были произведены раскопки на месте алтаря храма. По инициативе небольшого коллектива, возглавляемого В.А. Бельковым – выпускником Ленинградского кораблестроительного института – 22 ноября 1990 г. тот самый райсовет Ленинграда, что более полувека тому назад принял решение о сносе храма, официально зарегистрировал Устав Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах. Так новая общественная организация, учрежденная по благословению Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна, обладая всеми правами юридического лица, начала свою богоугодную деятельность.


27 мая 1991 г., в день 86-й годовщины Цусимского сражения, близ фундаментов храма возобновилась традиция проведения Дня памяти моряков. В это же время завершалась подготовка решения о выделении земельного участка под строительство комплекса, продолжались первоочередные проектные работы. В архивах постепенно восстанавливалось собрание документов Строительной комиссии храма Спаса-на-Водах, содержащее его чертежи, инженерные расчёты, сметы, и считавшееся безвозвратно утраченным.

В 1995 г. в подвалах фонда рам Государственного Русского музея поистине чудесным образом были обнаружены вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения "Лика Спаса-на-Водах" (обломок главной мозаики весом более тонны с изображением головы Христа с оплечным изображением) и три васнецовские мозаики храма (каждая весом по несколько центнеров), считавшиеся уничтоженными. Как свидетельствует "Акт передачи N1243" от 9 февраля 1933 г., в музей они были привезены ночью (громадный обломок главной мозаики был поднят со дна канала). Сопровождали этот уникальный груз представители спецорганов и старший научный сотрудник музея Морозов. Находка была не только сенсационной, но и знаковой. Ведь уцелевший во время взрыва Лик Спасителя нельзя назвать только счастливой случайностью!


27 мая 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при большом стечении петербуржцев состоялась закладка часовни Св. Николая Чудотворца храма Спаса-на-Водах. В основание часовни была помещена мраморная доска с памятным каноническим текстом и Георгиевский крест с бантом, привезенный живущим во Франции протоиреем о. Николаем (Васильевичем) Солдатёнковым – прапраправнуком великого русского поэта А.С. Пушкина, потомком московского купца-мецената К.Т. Солдатёнкова, внуком участника Цусимского сражения на крейсере "Олег", члена Строительного комитета храма Спаса-на-Водах (1908-1911 гг.) офицера флота К.В. Солдатёнкова


Часовня храма Спаса-на-Водах, Санкт-Петербург:
Image

27 мая 2002 г. о. Николаем Солдатёнковым была отслужена первая лития в часовне, где была уже размещена резная мраморная сень из храма Спаса-на-Водах с иконой Смоленской Божией Матери, а 9 октября того же года состоялась торжественная церемония передачи в ее будущий музей церковных и морских реликвий, которые хранились в семьях потомков морских офицеров.

Так, дарами о. Николая были: дореволюционный Андреевский флаг, медаль участника русско-японской войны 1904-1905 гг., на лицевой стороне которой изображено "лучезарное всевидящее око", а на оборотной стороне приведена надпись, предложенная самим императором Николаем II: "Да вознесет вас Господь в свое время"; "Опись ризничного имущества храма-памятника морякам" от имени Парижского Морского собрания, объединяющего потомков офицеров российского императорского флота; архивные документы и ряд раритетных изданий, напечатанных на средства русских моряков-эмигрантов в 1930-е – 1960-е гг. за границей. Заметим, что за многолетнее бескорыстное служение интересам России, за сохранение и возвращение на историческую родину национального достояния, реликвий и раритетов Президент России В.В.Путин своим указом в 2002 г. предоставил о. Николаю Солдатёнкову российское гражданство.

В этот день в дар часовни Спаса-на-Водах были также переданы иконы, написанные современными мастерами: икона "Святой царь-мученик Николай II" была вручена от имени Героя России вице-адмирала М.В. Моцака – заместителя полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе и В.В. Кондратенко – генерального директора ЗАО "Метробетон"; икону "Святой покровитель моряков адмирал Федор Ушаков" подарили старший лейтенант флота в запасе С.В. Арцыбышев и его сын Иван – потомки морского офицера, погибшего в Цусимском сражении

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 11:03 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Минин и Пожарский:

Всем знаком и известен этот памятник:

Image

На Красной площади с 1818 г. возвышается знаменитый памятник Минину и Пожарскому, выполненный в бронзе скульптором И.Ф.Мартосом

Иллюстрированный литературно-художественный журнал "Искры" (приложение к газете "Русское Слово", в N17 за 1916 г.) писал:

"8 мая (по ст.ст) в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы". Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского): "При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину". И хотя в тот день в Н. Новгороде немало было светских мероприятий (парад войск и воспитанников местных учебных заведений, "слава" Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.д.), торжества в целом как в Н. Новгороде, так и в Москве, по всей России - отмечали "Искры" - носили ярко выраженный "церковный характер". А теперь вдумаемся: кто еще из подвижников Веры и Отечества удостаивался у нас подобного почитания? Имен таких - наперечет, хотя подвижниками Святая Русь полнилась и полнится.

А незадолго до описываемого события, в 1913 г., в год 300-летия династии Романовых, Император Николай II лично заложил в Н. Новгороде памятник К.Минину и Д.Пожарскому. А еще годом ранее, в 1912 г., Русской Православной Церковью спустя 300 лет после кончины был канонизирован один из деятельных участников освободительного движения Смутного времени, духовный ее предводитель Патриарх Гермоген... Для прославления героев народного Ополчения 1611-1612 гг. К.Минина и Д.Пожарского столетие назад были все предпосылки

И в советское время отношение к памятнику и к Минину с Пожарским:


После Октябрьского переворота 1917 г. К.Минин и Д.Пожарский впали в особую немилость. Минин - торговец, буржуй?! Пожарский - вообще князь?! Привели к власти Романовых? Душители, значит, свободы!

Памятник героям на Красной площади спеленали в кумач, по кумачу начертали: "Утро свободы сияет светлым днем!". Снести, однако, не решились. Лишь передвинули - с центра площади ближе к Собору Василия Блаженного (мешал мавзолею новоявленного "святого"). Однако "общественность" не унималась.

"В Москве, напротив мавзолея Ленина, и не думает убираться восвояси "гражданин Минин и князь Пожарский", - негодовал некто В.Блюм в "Вечерней Москве" (номер от 27 августа 1930 г.). - По лицу СССР уцелело немало таких истуканов".


Над могилой Дмитрия Пожарского надругались, надгробные гранитные плиты опять "пошли в ход" - как гласит легенда, на выделку одной из станций Московского метрополитена.

В 1929 г. Спасо-Преображенский собор Нижегородского кремля был разрушен - раз и навсегда, теперь уже без всякого восстановления. Гробница, где покоились останки Минина, - вскрыта. Останки в коробке "навалом" несколько десятилетий хранились в местном краеведческом музее, пока случайно не "обнаружились"

Пролеткультовец Джек Алтаузен (Яков Моисеевич Моис), глашатай революции, в свое время предлагал:

Цитата:
"Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно им мы не свернули шею
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?"

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 1:51 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

При подготовке к празднованию 200-летия Полтавской битвы в 1909 году на месте предполагаемого расположения редутов были установлены обелиски, украшенные бронзовыми двуглавыми орлами
Image

Орлы были сняты вскоре после революции 1917 года, а большинство обелисков было уничтожено при советской власти.

Ну и приведу несколько иллюстраций с форума "Донские казаки в борьбе с большевиками": elan-kazak.forum2x2.ru/forum-f22/tema-t76.htm

Бюст Суворова в Москве. Бюст из серого мрамора был установлен в 1910 году в сквере на Немецкой улице. В советское время памятник был снят.

Image

В селе Маровка Пензенской губернии, принадлежавшем некогда Суворовым, был установлен и освящен в 1903 году еще один бюст великого полководца. Отлитый из бронзы, он возвышался на четырехметровом гранитном постаменте. Уничтожен в советское время.

К юбилею Суворова А.В. в 1900 году в С.-Петербурге была освящена церковь, перенесенная в столицу из села Кончанского, Новгородской губернии, где, будучи в ссылке, часто молился Суворов. Рядом с деревянной церковью был установлен и бюст Александра Васильевича. В советское время были уничтожены и церковь, и этот скромный памятник А.В. Суворову

Image

А этот резной крест, был установлен в 1817 году в Ставрополе, и изначально его предназначение было ни как не связано с именем А.В. Суворова, но в 1899 году крест был установлен на постамент, табличка на котором отныне стала гласить: "По преданию, поставлен распоряжением Александра Васильевича Суворова (1780) 1899 С.Г.О.У." Народной молвой безымянный крест был превращен в памятник Суворову. А стараниями советских вандалов уничтожен.

Image

Памятник в Тересполе (фото из книги Харкевича Ф.К.) был открыт в 1902 году. Табличка на лицевой стороне стеллы гласила: "На сем месте после Брестского боя 8-го сентября 1794 г. 29 дней стоял лагерем со своими чудо-богатырями фельдмаршал австрийской и сардинской армии, граф Священной Римской Империи, гранд Сардинского королевства, генералиссимус русской армии, светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский". В советское время памятник исчез с лица земли...


(зато все мы прекрасно знаем, как во время второй мировой войны, сталинская пропаганда нещадно эксплоатировала образ Суворова в целях своей пропаганды)

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:01 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Памятник княгине Ольге в Киеве. Был открыт в 1911 году на Михайловской площади. Представлял собой ансамбль из трех постаментов, где на центральном месте возвышалась скульптура самой княгини Ольги, а по правую и левую руку отдельно стояли фигуры Андрея Первозванного и братьев Кирилла и Мефодия. "...в 1919 году фигура Ольги была сброшена с пьедестала, разбита на куски и закопана вблизи памятника. В 1920 году на место княгини был ... установлен временный бюст Шевченко. Еще через три года большевики поняли абсурдность соседства поэта со святыми тысячелетней давности и сбросили фигуры апостола и просветителей..."

Image
Этот памятник был возведен на том месте Киева над Крещатицким источником, где князь Владимир крестил своих сыновей. Часовня с возвышающейся над ней колонной были торжественно открыты в 1808 году. "В годы советской власти с памятника был сбит крест и уничтожена часовня, превращенная в арочный проем. Сам святой источник был заключен в коллектор, а памятник получил название "колонны Магдебургского права

Image

Памятник Василию Рязанскому в Рязани (фото с открытки 1903 года) - был установлен в 1836 году на территории рязанского Кремля на месте первоначального захоронения Святителя Василия Рязанского. Чугунная пирамида с позолоченными барельефами на каменном постаменте - этот памятник был уничтожен в советское время.

Image

Памятник в Колычево (близ Коломны) был установлен 1880 году в честь пребывания здесь войска князя Дмитрия Донского в 1380 году в период его похода против Золотой Орды. В середине 1920-х годов - прекратил свое существование.

Image

Этот 15-метровый памятник Ивану Сусанину был торжественно открыт в 1851 году - коленопреклоненная фигура молящегося крестьянина Ивана Сусанина у подножия величественной колонны, венчаемой бюстом Михаила Федоровича Романова. В 1918 году памятник был уничтожен - частично переплавлен, частично закопан.

Image
(по материалам каталога К.Сокола "Монументальные памятники Российской Империи")

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Главный памятник в честь 300-летия дома Романовых должен был быть установлен в Костроме. В 1912 году был утвержден проект памятника
Image

начата лепка фигур , сооружение постамента.
Image

Но из-за начавшейся войны памятник так и остался незавершенным. После революции уже готовые бронзовые фигуры отправили за ненадобностью на переплавку, а место на постаменте занял в 1928 году - Ленин

Image

Памятник на братской могиле в Очакове был открыт в 1907 году в память о русских солдатах, павших при штурме крепости в 1788 году во время русско-турецкой войны. В советское время уничтожен.
Памятник Горичу И.П. - бригадиру Астраханского нерегулярного войска, первым со своими солдатами ворвавшимся в город и павшим в бою - был установлен в Очакове в 1903 году. В первые годы советской власти памятник был осквернен и разграблен.

Image

Памятник Сидорову в Манглисе (Грузия) - был открыт в 1902 году в честь рядового Сидорова, проявившего смекалку и самоотверженность: в 1805 г. во период кавказской войны отряд, где служил Сидоров столкнулся с многотысячной персидской армией. Отступая и отбиваясь, отряд встретил на пути серьезную преграду - ров. Казалось - выхода нет, орудия не смогут преодолеть такое препятствие. Тогда Гаврил Сидоров предложил переправлять пушки по ружьям, а ружья будут лежать на плечах солдат. Сидоров спас отряд, но сам был смертельно ранен колесом одной из пушек. В советское время памятник был уничтожен.

Image

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:14 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Этот обелиск был воздвигнут в Баку в 1846 году в честь П.Д. Цицианова (русского генерала, главнокомандующего войсками на Кавказе). В советское время уничтожен.

А этот памятник был установлен в честь Героя Отечественной войны 1812 года - Я.П. Кульнева. Гранитная плита в память известного русского генерала была открыта в 1830 году в деревне Сивошино - там, где погиб генерал, принимая бой. "После революции памятник был разорен и лишился всеъ украшений, осталась лишь голая гранитная плита..

Image

Памятник в честь боя при Молевом Болоте - установлен в 1913 году в селе Иньково Смоленской губернии, недалеко от деревни Молево Болото, где в 1812 году кипел бой французов с казаками атамана Платова. Разорен в первые послереволюционные годы.

Image

Юбилейный памятник к столетию Отечественной войны 1812 года был открыт в 1913 году в Смоленске. "Благодарная Россия - героям 1812 года" - гласила надпись на стелле, там же были высечены имена Барклая-де-Толли, Багратиона, Неверовского, Раевского, Дохтурова. После революции памятник был осквернен и разорен.

Image

Памятник Софийскому полку в Смоленске. Был установлен в 1912 году на средства Софийского полка в честь своих предков, принимавших участие в обороне Смоленска в 1812 году. После революции элементы парадного оформления стеллы были уничтожены.

Image

Памятник Бородинского сражения. Главный монумент был торжественно открыт 1839 года в присутствии Николая Первого, с салютом и проведенным в честь этого события исторических маневров на Бородинском поле. У подножия памятника был захоронен прах Багратиона, была положена гранитная плита с памятной надписью. "В 1932 году главный Бородинский памятник был взорван и разобран на металлолом. Заодно был разрушен склеп Багратиона, а его могила разграблена..

Image

Зато в совдеповское время когда фашисты приближались к Москве, большевики вспомнили о Героях Бородино:http://i62.servimg.com/u/f62/13/32/84/46/img05311.jpg

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7400
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:18 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Памятник лейб-гвардии Кавалергардскому и Конному полкам (слева), памятник лейб-гвардии Казачьему полку (в центре) и памятник лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады (справа).
Первый был торжественно открыт в 1912 году на Бородинском поле и в 1920-х годах оказался разграблен вандалами. Второй, установленный около 1913 года там же на Бородинском поле, был уничтожен в 1918-м. Третий обелиск, открытый в 1912 году, стал очередной жертвой большевистской идеологии - в конце 20-х годов орудия были выломаны и отправлены на металлолом

ImageImage
Image

Еще один памятник - Нежинскому гусарскому полку - в честь Бородинского сражения был установлен в 1912 году в селе Бородино и уничтожен в 1920-х годах.

Image

В Бородино, к столетию Бородинского сражения и в честь 1-го и 19-го егерских полков, геройски участвовавших в боях, был установлен памятник-часовня, увенчанный крестом. В 20-е годы часовню закрыли и разграбили...

Image

Памятник Энгельгардту и Шубину в Смоленске. Дворяне, захваченные в плен французами, отказались присягать Наполеону."За верность и любовь к царю и отечеству" - гласила надпись на памятнике, установленном в 1835 году по распоряжению Николая Первого. После революции памятник расстрелянным помещикам-партизанам был уничтожен.

Image

Памятник Дорохову в Верее.
...Жители города исполнили просьбу прославленного генерала, написавшего перед смертью в 1814 году "Если вы слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага отечества, почтеннные соотчичи, то ожидаю от вас за сие воздаяния: дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его наголову, и за что дети мои будут вам благодарны". А в 1913 году вблизи собора г. Вереи, где и был похоронен Дорохов, вознесся памятник генералу. В 1918-м фигура Дорохова была сброшена с постамента, а сама могила уничтожена...

Image

по материалам каталога К. Сокол "Монументальные памятники Российской Империи"

elan-kazak.forum2x2.ru/forum-f22/tema-t76.htm

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:37 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

История гибели Храма Христа Спасителя

"... взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России"
Владимир Солоухин
"Последняя ступень"


История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.
Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Image

ФОТОГРАФИЯ У ПАМЯТНИКА АЛЕКСАНДРУ III

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем.
В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...". (1)
1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...
В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". (2)
"Мы ставим задачу, - писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, - добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов..." (3)
И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.


Image

Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.
Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник "Человекобогу". К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".

18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.

Последний раз редактировалось: Житель (Пт Дек 25, 2009 3:12 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам".

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Image

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.

Image

5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...


Image

Image

Image

Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Image

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

...Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму.

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.


Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1. ХРАМ в 1917 - 1931 гг. СНОС ХРАМА

2. ПРОЕКТЫ ДВОРЦА СОВЕТОВ



_______
1). Козлов В. Исчезнувшая Москва. Москва безбожная // Московский журнал. 1991, № 3. С. 66 - 70; Антирелигиозник. 1930, № 5. С. 116; № 2, С. 103 - 104; № 3, С. 50.

2). Безбожник, 1930, № 4, С. 14. Цит. по: В. Козлов. Исчезнувшая Москва. Москва безбожная... С. 72.

3). Лукачевский А. Итоги III пленума // Антирелигиозник, 1931, № 7. С. 3.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.

Последний раз редактировалось: Житель (Пт Дек 25, 2009 3:14 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 2:57 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.
[[/i]

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 3:01 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Средства на постройку храма собирались во всех церквах России; из казны была выделена огромная сумма - более 15 млн. рублей.

Толщина стен храма достигала 3 м 20 см, его высота от основания до креста составляла 103,5 м (высота креста - 8,5 м). В плане храм имел форму равноконечного креста. Стены были выложены из кирпича и частично белого камня; облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов, шошкинского порфира и киевского лабрадора. В двойных стенах проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813-1814гг. в хронологическом порядке.


Image

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II НА ПАРАДЕ В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА АЛЕКСАНДРУ III

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 25, 2009 3:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

ГАЛЕРЕЯ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

Image

Нижний коридор Храма Христа Спасителя, предназначенный для крестных ходов, служит в то же время наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении. Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение. Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места - манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам - манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память которых празднуется в день того или иного сражения.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB