Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Протестанты в Белом Движении Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Иван Танов
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.08.2010
Сообщения: 637

СообщениеДобавлено: Пн Авг 30, 2010 3:56 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image
Владимир Христианович Даватц
(1883 - 1944 гг.)

Владимир Христианович Даватц происходил из старинного швейцарского баронского рода Врангелей и был дальним родственником генерала Петра Николаевича Врангеля. Математик, журналист. В 1906 г. редактор газеты "Волжанин" в г. Вольске Саратовской губернии. Был арестован, предположительно за какую-то леволиберальную публикацию. В тюрьме близко сталкивается с революционерами и разочаровывается в их нравственных качествах. С 1914 года приват-доцент математики Харьковского университета, затем – профессор математики Харьковских Высших женских курсов. Во время Гражданской войны главный редактор газеты "Новая Россия" в Харькове в 1919 г., гласный городской думы и член городской управы.
Летом 1919 года принимает решение поступить добровольцем в Вооруженные силы юга России (ВСЮР). Зачислен рядовым-вольноопределяющимся в команду тяжелого бронепоезда ВСЮР "На Москву" . За боевые отличия произведен в чин младшего фейерверкера. Описал этот период своей жизни в дневниковых записях «На Москву», первое издание - Париж 1921 год. Попав с армией Врангеля в Крым, проходит службу на бронепоезде ВСЮР "Грозный", который в этот период не участвует в боях находясь в ремонте. Воспользовавшись передышкой Владимир Христианович занимается общественной деятельностью, сотрудничает в газетах «Юг России», «Таврический голос», и так вплоть до эвакуации из Крыма.
В составе 2-ой батареи 6-го бронепоездного дивизиона попадает в Галлиполи. Ведет там общественную и преподавательскую работу. Сближается с генералом А.П.Кутеповым и командованием 1-го Армейского корпуса. Становится одним из основателей Общества Галлиполийцев, читает лекции по математике. В 1921 году произведен в чин подпоручика. Тогда же выразил желание пройти курс в действовавшей в Галлиполи артиллерийской школе, так как, не хотел быть «офицером, которого нужно прятать от смотров». Вот как описывает Владимира Христиановича в этот период известный русский писатель-эмигрант И.С.Лукаш в своей книге "Голое поле": "Я иду с профессором Даватцем. Есть такой приват-доцент математики, что из Харькова простым солдатом пошел на бронепоезд. Теперь он артиллерийский поручик. Даватц в мешковатой рубахе, худой, с узким породистым лицом, с седеющей, стриженой головой. Простые офицеры над ним добродушно подсмеиваются: "Дернул раз шнур у боевой пушки – и погиб, помешался от любви к армии". Даватц – тихий фанатик. Это – жрец армии, и его армейская служба – не служба, а какая-то тихая литургия. Он сам рассказывал, как болела раз у него голова. Нестерпимо болела в тот день, когда в лагерь приехал генерал Врангель. День был глухой и серый. Высокий, тощий, как жердь, Врангель шёл с мола, и вдруг прорвалось солнце, засветив солнечным золотом пыль. - Я посмотрел на главнокомандующего, и у меня, знаете, головной боли как не бывало… Профессор снимает очки, и вижу я его глаза, голубые, чистые, влажные, точно в прозрачной и легкой поволоке слез. Мы идем, разговаривая вполголоса. - Меня фанатиком называют, энтузиастом. А я говорю, что у меня, как у всех, никакого энтузиазма нет". В галлиполийской среде Владимир Христианович получил доброжелательно-шутливое прозвище "Корнет" вероятно благодаря своему "энтузиазму" и "фанатизму", а проще говоря восторженности свойственной юным корнетам. Об этом написал капитан-дроздовец Орлов в не опубликованных воспоминаниях.
После окончания «галлиполийского сидения» вместе с дивизионом попадает сначала в Болгарию, а затем в Королевство Сербов Хорватов и Словенцев. Продолжает вести военно-общественную работу. Секретарь Общества Галлиполийцев, редактор издававшейся М.А.Сувориным в Белграде газеты «Новое Время» (до закрытия в 1930 г), В этот период выходит его совместная с Н.Львовым небольшая работа «Русская Армия на чужбине» (1923 г..). В сборнике Трехлетия Общества Галлиполийцев (Белград 1924 г.) публикует свой галлиполийский дневник, который можно рассматривать, как продолжение ранее вышедшей книги «На Москву». Одновременно В.Х.Даватц входит в окружение барона П.Н.Врангеля, принимает участие в инспекционных поездках командующего по местам дислокации эмигрантских частей Русской армии в Югославии. Используя богатый архив П.Н.Врангеля, подготавливает работу «Годы. Очерки пятилетней борьбы», опубликованную в Белграде в 1926. После смерти Врангеля участвует в организации церемении по перезахоронению тела Главнокомандующего в Русской церкви в Белграде. Получает известность как публицист, идеолог и историк Белого движения, знакомится с И.А.Ильиным, на работу которого «О сопротивлении злу силою» пишет рецензию. Входит в число авторов памятного сборника "Генерал Кутепов : сборник статей", Париж 1934 год. Как профессор математики сотрудничает с Русским научным институтом в Белграде. После начала Второй мировой войны, В.Х.Даватц вступает в Русский Охранный Корпус в составе Германских вооружённых сил. О не простом решении уже не молодого профессора оставил свои воспоминания полковник Михеев Л.М.: ”Владимир Христианович Даватц, старый боец Белого движения, вступивший в Русский Корпус после длительной борьбы с самим собой, так объяснил мне своё поступление в корпус: «Вы, вероятно, удивляетесь? – Что же делать, если сейчас Белая борьба ведётся только в Русском Корпусе, и если наши бывшие союзники пошли вместе с большевиками?» Н. Зеневич, служивший в одной роте с В.Х Даватцем вспоминал: «Трудно представить себе лучший пример бескорыстного и любовного служения нашей идее, нежели дал этот поэт и писатель. В преклонном возрасте, чуждый военной жизни, он бросил мирную и довольную жизнь и вступил в ряды нашего Корпуса – рядовым. Добросовестно переносил все тяготы боёв и походов, и решительно отказывался от каких бы то ни было «привилегированных» должностей будь то в штабе, канцелярии или в складе. Тяжело было старику, но дух сознания необходимости жертвы, подвига и долга никогда не покидал его…»
В частях Русского Корпуса Владимир Христианович сначала проходил службу рядовым в 7-ой роте 1-го полка, затем (с мая 1942г. по ноябрь 1944 г.) во 2-ой роте 3-го полка на бункерах по охране железной дороги проходящей в долине реки Инбар. После переформирования 3-го полка, в первых числах ноября 1944 г., Владимир Христианович в чине обер-ефрейтора в Запасном батальоне под командованием генерал-майора Александра Николаевича Черепова. Батальон выступает в тяжелейший "Боснийский поход" оказавшийся последним в жизни Даватца.
Обер-ефрейтор Русского Корпуса Владимир Христианович Даватц погиб 7 ноября 1944 года под местечком Сиеницы в Югославии в результате бомбардировки с воздуха позиций батальона генерала Черепова, в котором он служил. Тело погибшего Белого Воина - профессора Даватца было извлечено из под обломков здания после окончания авианалета вместе с телами других чинов батальона и погибших местных жителей.
"Для воссоздания армии должны мы образовывать новые кадры не воинов просто, но духовных рыцарей. Не служба просто, но подвижничество должно лежать в основе нашей жизни. Мы должны быть прежде всего аристократами, чтобы волны бушующего плебса не захлестнули наших одиноких маяков".
Современники Владимира Христиановича высоко оценивали его поэтическое творчество.

"СОНЕТ"
(ок. 1915 г.)

И было сказано: на лютне у тебя
Всего лишь три струны под нежною рукою,
Их берегись порвать — с последнею струною
Порвётся голос твой и жизнь сгорит твоя...
И в бурном омуте прошло немало лет.
Звучал огонь любви и холод расставанья.
Звучали радости, победы и страданья:
Две струны порваны, двух струн на лютне нет.
Но есть одна струна, не порвана доныне.
Я с ней слагаю гимн единственный святыне,
Что властвует всецело над душой.
Для родины моей, несчастной и усталой,
Струну последнюю я рву на лютне старой.
И блещет молодость, и крепнет голос мой.
Но есть одна струна, не порвана доныне.

"ПАМЯТНИК"

(Александру Павловичу Кутепову)

На склоне широком Галлиполи,
Где цепь убегает холмов,
Чужою землею засыпали
Последних российских орлов.
Рука же родная им сделала,
Заснувшим неведомым сном,
Из камня и мрамора белого
Курган, осенённый крестом.
Не раз перед ним собиралися
И Богу моленья несли
Все те, кто на страже осталися
Знамён и Российской Земли…
Овеян церковным курением,
В венках от родимых частей,
Воздвигся он грозным видением
Для недругов русских людей.
И сколько бы терний ни сыпали,
Мы будем тверды как гранит:
Мы помним, что там, у Галлиполи,
Наш памятник гордый стоит…

2 января 1922. Константинополь

Я думаю, что многие, кто интересуется, а тем более принимает близко к сердцу историю Белого Движения, знают о Владимире Христиановиче, но на всякий случай, я привёл его краткую биографию, прежде чем перейти собственно к теме веры. Владимир Христианович был потомственным протестантом (кроме того, среди его предков были и католики), что определялось уже самим его швейцарским происхождением. Однако, в своих воспоминаниях он делиться с читателями о своём постепенном, если ещё не юридическом, то фактическом переходе в православие. Этот переход тем более имеет ценность, что в Белой Армии никто не настаивал на каком-то определённом вероисповедании. Даже в царской армии, как все знают, служили протестанты, - как и Владимир Христианович, они были родом из западной Европы, поэтому они (в отличие от русских) могли свободно исповедовать протестантизм, будучи русскими гражданами и верно служа России. Таким был и Владимир Христианович, который не был ни православным, ни даже монархистом, но, как ни удивительно, в ходе сражений за Россию и Галлиполийского сидения, можно сказать стал и тем и другим.

"Когда сегодня я беседовал с поручиком Р., он поднял один из тех вопросов, который мучительно переживался мною лет двадцать тому назад.
— Вы не протестант, — сказал он. — Вам нужно перейти — и не в православие, но в католичество. Вы католик по духу; у вас в прошлом есть корни в католичестве. В среде образованнейших патеров, дисциплинировавших свой ум и свою волю, было бы вам надлежащее место.
Возможно, что он прав".

А уже во время Галлиполийского сидения, Владимир Христианович близко познакомился с православием.

"Все эти дни бегаю по городу в поисках нескольких комнат для командира дивизиона и канцелярии. Все безуспешно. Долго блуждали по улицам. Наконец вошли в один двухэтажный домик в узком переулке.
Дверь отворил высокий черный мужчина в одежде греческого дьякона.
— Est-ce que Vous parlez francais? (вы говорите по-французски?)
— Oui, Monsieur. (да, месье)
Мы попали, оказывается, в дом греческого митрополита Константина. Долго говорили с дьяконом о комнате; наконец, попросили доложить митрополиту.
Мы вошли в небольшую комнату. За письменным столом сидел митрополит; вокруг стояло несколько священников. Митрополит привстал и мято улыбнулся на приветствие.
Я изложил ему нашу просьбу; не зная, как титуловать его, я называл его просто — „mon pere" (отец мой).
Митрополит встал и с большим трудом подыскивая французские слова, перемешивая их с греческими, стал говорить. Говорил он о том, что почти все дома разрушены; что греческие семьи терпят большие лишения; но он, понимая наше положение, сделает все возможное, чтобы найти комнату у своих прихожан. К трем часам дня он просил зайти за ответом.
— Au revoir, mon fils (до свидания, дети мои), — сказал он на прощание. И взял меня, как берут детей, за подбородок.
Только сейчас заметил я, что давно не брился. Хотелось поцеловать его руку; но я не знал, как это сделать. Мы поклонились и вышли от митрополита.
Дьякон нас провожал.
— В воскресенье митрополит служит обедню... Милости просим.
Я, конечно, обещал быть.
Я никогда не испытывал такой необходимости быть в православной церкви, как здесь в Галлиполи; с тех пор каждое воскресение я бываю на службе.
Иногда служит русский священник и поет русский хор. И когда на ектеньи возглашается моление за „православное воинство наше", за „Великого Господина нашего Тихона", за „Правителя нашего Петра" и за „богохранимую Державу Российскую", — охватывает неизъяснимое чувство умиления. Сжимает сердце какая то светлая тоска; делается немного жалко себя; хочется, чтобы кто-то пожалел и приласкал. И становится ясно, что это может сделать только Он, Всезнающий и Всесильный.
Он знает мою душу. Он знает её высоты и темные глубины. Перед ним, с обнаженной душою, стою я в Его храме и говорю как ребенок:
— Рассуди... Выяви правду... Возьми, как жертву, если она нужна... Только не отвергай...".

Я чувствую некоторую общность с Владимиром Христиановичем в том отношении, что сам я протестант (причём я сразу стал протестантом, до этого я не был православным). И с сожалением должен сказать, что большая часть протестантов РФ даст фору по любви к большевикам не только РПЦЗ, но даже тем священникам из МП РПЦ, которые наибольшим образом стараются угодить властям. Причины этого совершенно мне ясны. Те протестантские лидеры, чей бог - чрево и чья слава - в сраме, хотят потеснить МП РПЦ, но вовсе не в плане влияния на верующих, а в плане кормушки у власти. А любой, кто хочет прикормиться от власти, будь он хоть православным, хоть протестантом, хоть вообще атеистом, делает всегда одну и ту же вещь, - смотрит властям в рот, чтобы затем как попугай это повторять в "мазохическом экстазе". Многие слишком "ревнительные" православные жалуются, что вот, де, народ русский "отдали на откуп американским сектам", а под сектами имеются в виду, конечно же, не только мормоны и Свидетели Иеговы, но и вообще все протестанты. Я с сожалением должен отметить, что это вовсе не так. С сожалением в том смысле, что никто не ориентируется на то положительное, что есть в США. Протестантизм в РФ настолько же американский, насколько завод ВАЗ - принадлежит итальянскому правительству. "Жигули" - это "Фиат", но это не делает ВАЗ итальянским. Политически сейчас РПЦ (как РПЦЗ, так даже и МП РПЦ) - более свободная конфессия, чем российский протестантизм.
Однако я сам, всё-таки вряд ли перешёл бы в православие, поэтому я и отрыл эту тему, вдохновлённый словами на странице этого сайта "О проекте" -

"Белое движение было разнородным по своему составу, и объединяло в своих рядах всех кто желал одного - спасения и возрождения России. Абсолютно не имеет значения, какие у вас взгляды: мечтаете ли вы о созыве Учредительного собрания, или Земского Собора, всеобщем избирательном праве, сильной президентской власти, либо желаете возродить величие Империи под рукой Самодержавного Монарха. Не столь важны даже Ваши религиозные убеждения. Мы рады видеть всех, кто желает одного - сохранения своей Родины от смут и потрясений, построения традиционного общества и сильного уверенного государства, в котором будет мир и процветание, торжество законности и гражданского порядка, и в которой найдется место всем, кто достоин своей Великой Родины".

_________________
И сколько бы терний ни сыпали,
Мы будем тверды как гранит:
Мы помним, что там, у Галлиполи,
Наш памятник гордый стоит…

Владимир Христианович Даватц
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Масловъ
генерал-фельдмаршал


Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 2826

СообщениеДобавлено: Вс Сен 05, 2010 5:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Роберт Николай Максимилиан Унгерн фон Штернберг (1885 - 1921), в последствии ставший Романом Фёдоровичем, родился в 1885 году в родовом поместье близ на территории современной Эстонии. Он происходил из древнего рода остзейских баронов, которые вели свою родословную от тевтонских рыцарей 13 века.

Детство провел в Ревеле, где был исключен из гимназии «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». Вернувшись в Петербург, он в 1908 году окончил престижное Павловское военное училище и получил назначение в Забайкальское казачье войско, где служил хорунжим.

В 1913 году вышел в отставку и поселился в Монголии. С началом Первой мировой войны служил в полку 2-й армии, был ранен, награжден Георгиевским крестом, орденами Святой Анны, Святого Владимира и Святого Станислава. После Октябрьской революции служил под началом белого атамана Семёнова, который произвел Унгерна в генерал-лейтенанты. В Даурии барон сформировал свою знаменитую Конно-Азиатскую дивизию, там же под эгидой Семёнова и Унгерна было создано правительство «Великой Монголии». Унгерн фон Штернберг стал в войсках своего друга атамана Семёнова командиром знаменитой конно-азиатской дивизии из казаков, бурятов, монголов и целого десятка других народов Востока. Осенью 1919 года он провёл войну против китайского экспедиционного корпуса за контроль над Монголией. В 1920 году Унгерн покинул атамана Семенова и перешел границу Монголии, где в феврале 1921 году получил титул князя, став фактическим диктатором в городе Урга (ныне Улан-Батор). Этот протестант от рождения, объявивший себя буддистом и принявший монгольское подданство, верил в свою избранность и мечтал о воссоздании державы Чингисхана, которая сможет противостоять мировой революции.В мае 1921 года дивизия барона Унгерна вторглась на советскую территорию, где была разгромлена частями РККА. В результате заговора монгольский дивизион выдал барона Красному добровольческому партизанскому отряду.

21 мая 1921 года генерал-лейтенант Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. Писал приказ известный польско-русский журналист и писатель Фердинанд Оссендовский. В приказе говорилось:

Цитата:
…в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно — законный хозяин Земли Русской Император Всероссийский Михаил Александрович… В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна — смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем…


15 сентября 1921 года в Новониколаевске состоялся открытый показательный процесс. Унгерну предъявили обвинение по трем пунктам: 1) действия в интересах Японии, 2) вооруженная борьба против советской власти; 3) террор и зверства. Барон своей вины не признал и не высказал раскаяния. Он лишь подчеркивал свое отрицательное отношение к большевикам, а к большевикам-евреям в особенности.
Унгерн фон Штернберг был приговорен к расстрелу. Казнь состоялась 16 сентября 1921 года

_________________
Такъ громче, музыка, играй победу!
Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два!
Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру
Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Иван Танов
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 30.08.2010
Сообщения: 637

СообщениеДобавлено: Вс Сен 05, 2010 6:33 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Масловъ писал(а):
Роберт Николай Максимилиан Унгерн фон Штернберг (1885 - 1921), в последствии ставший Романом Фёдоровичем, родился в 1885 году...


Это, конечно, всё очень интересно, но всё же раздел, в котором открыта тема, называется "Религия". Если бы я просто открыл тему о белых воинах, так сказать, "протестантского происхождения", то открыл бы её в другом разделе. Да и был ли бы в этом смысл? У каждого есть какое-то происхождение. Но в плане религии-то в Вашем сообщении ничего нет. Только перечисление карьеры. А если Вы считаете, что барон фон Штернберг (который, кстати, родился вовсе не в Эстонии, а был земляком Арнольда Шварценеггера, родившись в Граце - столице Штирии), был буддистом, то надо открыть тему "Буддисты в белом движении" Very Happy Опять же, указав, в чём конкретно выражалась вера барона в идеалы буддизма.

_________________
И сколько бы терний ни сыпали,
Мы будем тверды как гранит:
Мы помним, что там, у Галлиполи,
Наш памятник гордый стоит…

Владимир Христианович Даватц
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB